- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » Новые динозавры: как сервисы доставки еды перевернут розничную торговлю
- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » Новые динозавры: как сервисы доставки еды перевернут розничную торговлю
Возможность комментирования закрыта.
Ископаемые ящеры — поучительный пример того, что может случится с лидером, неспособным адаптироваться к изменившимся условиям. В современном мире любая крупная компания может стремительно потерять свои лидерские позиции, превратившись в «корпоративного динозавра». Вспомните, наверняка в последние годы вас кто-то убеждал в необходимости перемен и показывал слайд, на котором обязательно присутствовали логотипы Kodak и Nokia. Эти имена стали своего рода «корпоративной страшилкой« — меняйтесь, иначе новые цифровые игроки выведут вас из игры.
Интервал времени, за который инновация превращается в business-as-usual, стремительно сократился: печатный станок получил распространение за 400 лет, телефон за 50, мобильный телефон за семь, а социальные сети — всего за три года. Может дело пойти еще быстрее? Точно может. Означает ли это, что сегодняшние лидеры — крупные компании с их сложными процедурами и многоуровневой системой управления — динозавры, ждущие своего метеорита? Во многих случаях да. По крайней мере почти половина топ-менеджеров считает, что это так.
Ожидание disruption есть и в продуктовом ретейле. А с недавних пор это больше, чем просто ожидание: процесс начался.
С одной стороны, происходит эволюция клиентских предпочтений. Например, растут требования к удобству, которые меняют формат магазинов, или требования к качеству, что заставляет торговые сети пересматривать свой ассортимент и оптимизировать цепочки поставок. Это понятно большинству современных ретейлеров. Например, только в течение последнего года все ведущие игроки рынка представили новые концепты магазинов — более современные, удобные, с фокусом на свежие продукты. Такие изменения требуют существенных инвестиций, которые, однако, должны окупиться, поскольку обновленные магазины привлекают покупателей. Еще один состоявшийся тренд — использование технологий для повышения эффективности: автоматизация процессов и аналитика больших данных уже стали неотъемлемой частью работы операционных и коммерческих функций в продуктовом ретейле.
Но даже если все выше перечисленное входит в приоритеты и успешно реализуется сильной и компетентной командой, можно ли быть уверенным, что акционерам гарантировано долговременное спокойствие? Ответ: нет.
Вспомните свое детство: в вашем доме наверняка была швейная машинка, а мама или бабушка хранила стопку журналов с выкройками. Пошив одежды был естественным процессом, а сеть магазинов «Ткани» насчитывала тысячи адресов. Сегодня опросы показывают, что 6 из 10 человек испытывают затруднения, чтобы пришить даже пуговицу. Все дело в огромном выборе качественной готовой одежды в разных ценовых категориях. Необходимость шить и обладать этим навыком практически отпала.
А что происходит с едой? Сегодня практически в каждом магазине вы можете купить говядину, свеклу, чеснок и еще десяток ингредиентов, необходимых для того, чтобы приготовить борщ. А можете сэкономить время и в этом же магазине сразу купить готовое блюдо — останется только разогреть. Готовая еда — одна из самых быстрорастущих категорий в продуктовом ретейле. По данным закрытого исследования «Infoline-Аналитика» по рынку продовольственной розницы, общий рост рынка по итогам 2019 года составил около 5%. При этом продажи готовой еды только за прошлый год выросли на 20%, свидетельствуют данные отчета GFK «Готовая еда как ответ на актуальные потребительские тренды».
Смена формата потребления перекраивает границы рынка. Ассортимент ресторана или кофейни уже сегодня может полностью пересекаться с ассортиментом торговой сети. А значит, расширяется состав конкурентов, меняются правила игры и открываются возможности для новых игроков. Способность ретейлера вовремя осознать эти изменения и адаптировать свою бизнес-модель к новым условиям обеспечит его выживаемость и успех. Давайте посмотрим на все глазами клиента — для него уже нет отдельного рынка продуктов и рынка готовых блюд. Есть рынок еды, на котором он выбирает то, что нужно в зависимости от конкретной ситуации. Он может приготовить салат Оливье сам, а может купить его в ближайшем магазине у дома или заказать в ресторане, откуда через 30 минут доставит его служба доставки, наконец можно пойти в ресторан.
Но оставаться в тренде покупательских предпочтений уже недостаточно, чтобы быть спокойным за будущее. В нашей стране быстро формируется новая модель, которая может оказать огромное влияние на многие сегменты рынка, — модель экосистем. В мире эта модель уже имеет два разных воплощения: бескомпромиссная азиатская, практически не оставляющая места самостоятельным игрокам (такие как Wechat и Alibaba), и более демократичная западная, гибко взаимодействующая с другими участниками рынка (ярчайший пример — Amazon). В России о намерении создать экосистему заявили многие. Но есть и те, кто пошел намного дальше заявлений: здоровье, поиск работы, коммуникации, финансы, образование, дом, развлечения — в каждой из этих категорий за последние несколько лет появился один или несколько бизнес-проектов у «Яндекса», Сбербанка и МТС. Еще два участника рынка, действия которых в полной мере соответствуют стратегии создания экосистемы, — «Тинькофф» и Mail.ru. Их амбиции ничуть не меньше.
Примечательно, что в истории практически нет примеров создания успешной экосистемы путем альянса или партнерства крупных состоявшихся компаний. Экосистема — сложная модель, требующая единого дирижера и центра принятия решений. Именно поэтому экосистемы изначально строятся вокруг якорного бизнеса через создание с нуля и приобретения небольших компаний или стартапов. Пока до конца не ясно, какая именно модель экосистемы победит в России. Но компаниям, которые сегодня довольствуются успехом в отдельных сегментах, не стоит забывать о завтрашнем риске оказаться в роли сервиса одной из экосистем, которая будет владеть клиентами и диктовать условия.
Поскольку еда — одна из ключевых потребностей, можно быть уверенным, что большинство формирующихся экосистем не обойдут ее вниманием. Три из пяти названных выше компаний уже там. Еда, и особенно продукты — относительно новое для них направление. Отчасти поэтому они смотрят на них иначе, чем давно присутствующие на рынке ретейлеры, и создают бизнес-модели, которые способны привести этот рынок к кардинальным изменениям. Речь о развитии сервисов доставки еды из магазинов.Источник - www.forbes.ru Новость добавлена superbiznes
24.02.2020 10:10