#2
12.06.2018 14:13
- Mostby
- Откуда: Лида
- Сообщений: 93
- Карма: 1.84
Когда вода с частичками пластика и не только она, попадают в организм человека, то … что будет, выйдет или усвоится все это, которое даже переработать не могут? фигня какая-то выходит
С таким подходом, везде химия, в организме ее тоже все больше, почему пластику столько внимания.
С таким подходом, везде химия, в организме ее тоже все больше, почему пластику столько внимания.
На днях у берегов Таиланда был обнаружен мертвый кит. Причина смерти — пластиковые пакеты: 80 штук, попав в желудок гиганта, блокировали процесс пищеварения. Увы, это рутина — более 300 крупных морских животных гибнут таким образом ежегодно у берегов Таиланда, сообщают биологи университета в Бангкоке. После того как их коллеги из Японского агентства наук и технологий по изучению земли и моря (JAMSTEC) обнаружили первый пластиковый пакет на дне Марианской впадины (свыше 10 км), стало ясно: аналогичные трагедии возможны в любом открытом водоеме.
Под ударом не только животные. Страдают от пластикового мусора, оказавшегося в море, и люди. Большой резонанс вызвало серьезное исследование, проведенное по заказу американской неправительственной организации Orb Media и доказывающее, что рыбы, креветки, раки и прочие микрообитатели моря буквально нашпигованы мельчайшими частичками пластика. Этот так называемый микропластик появляется в «дарах моря» (а потом и в вашей тарелке) несколькими путями.
Прежде всего это остатки пластиковых изделий, плавающие в реках и морях. Со временем этот пластик физически разрушается, измельчается до состояния порошка, но не исчезает, не растворяется в воде.
Много микропластика попадает в воду из косметики, из стиральных порошков и моющих веществ, а также из синтетических тканей, которые разрушаются при стирке и носке. Экологическая служба ФРГ обнаружила микропластик во всех реках страны. Orb Media, сравнив бутилированную воду 11 производителей из 9 стран Америки, Азии и Африки, пришла к выводу, что практически повсюду (в 93 процентах проб) есть частицы пластика разных типов. Обнаружили микропластик в водопроводной воде и даже во льдах Антарктиды.
Можно долго спорить о том, как он туда попадает. Но удивляться не стоит. В мире за 70 лет изготовлено 8, 3 млрд тонн пластиковой пленки. 30 процентов этой массы еще где-то используется по назначению, 10 процентов были сожжены, а остальные 60 попали на свалки, а также в природу — в леса, моря, реки…
Пластик бессмертен
37 кг пластикового мусора «создал» в 2016 году среднестатистический немец. Это на 6 кг больше, чем в среднем по Евросоюзу, и втрое хуже, чем, скажем, в Хорватии (12, 4 кг). Еще хуже, чем в ФРГ, дело обстояло лишь в трех странах Евросоюза — Ирландии (61 кг), Люксембурге (52 кг) и Эстонии (46, 5 кг).
Об особой любви немцев к пластиковой упаковке говорят мусорные контейнеры в их дворах. Контейнеры там, как правило, четырех видов: голубой для бумаги, коричневый для пищевых отходов, серый для разного бытового мусора, но самый большой — неизменно желтый — предназначен исключительно для пластиковой упаковки.
Ею занимается холдинг Duale System, который на деньги магазинов и изготовителей (а значит, на деньги потребителей) должен эту упаковку утилизировать, то есть перерабатывать во что-то полезное. Эта система, созданная в ФРГ 25 лет назад под давлением «зеленых» партий и различных природозащитных неправительственных структур, стала, пожалуй, первой в мире попыткой решить проблему упаковочного пластика. Однако реально она не является панацеей: утилизируется лишь небольшая часть пластика, поскольку далеко не все поддается переработке. Остальное сжигается или попадает на свалку. К тому же Duale System оказалась слишком дорогой и сложной для применения в других странах.
Поэтому в 2014 году, когда ежегодное «потребление» пакетов в одной лишь Европе превысило 100 млрд штук, а на душу населения в ФРГ приходился 71 пакет в год (в целом по стране это 5, 6 млрд штук), Европарламент и Еврокомиссия (ЕК, по сути — правительство Евросоюза) обязали магазины брать за пакеты деньги (от 10 до 50 центов — цену устанавливают производители и магазины). ЕК решила таким образом сократить количество пакетов «на душу населения» с 71 до 40 (к 2025 году). Тогда же решили полностью запретить использование в ЕС любой одноразовой пластиковой упаковки в магазинах после 2030 года. Утилизация была объявлена приоритетным направлением. Подсчитали, что лишь на переработке пластика в ФРГ можно создать не менее 30 тысяч рабочих мест. Слово Recycling вошло в немецкий язык. На поощрение разработки новых «интеллигентных» материалов и на создание новых технологий в этой сфере ЕС выделил более 300 млн евро до 2020 года.
Правда, злые языки в экспертном сообществе объясняют эту прогрессивную тенденцию не столько ростом экологической сознательности населения ЕС, сколько давлением китайцев. Те сообщили, что с 2018-го закрылась основная свалка ЕС: КНР отказалась принимать на хранение пластиковый мусор. До этого ЕС вывозил туда 87 процентов (! ) своих пластиковых отходов. В этом немцы (к счастью для них) не были лидерами — они вывозили в Китай лишь 10 процентов пластика. Был запрещен и его вывоз в Африку.
Так или иначе, но ЕК стала думать о новых мерах, необходимых для борьбы с пластиком, и буквально на днях приняла решение о постепенном прекращении производства и использования десяти одноразовых изделий из пластика: пакетов, ложек, вилок, тарелок, стаканчиков, а также упаковочных коробок, крышечек от бутылок и банок, трубочек для шариковых ручек, трубочек, через которые пьют коктейли, и даже пластиковых палочек, на которые крепятся детские воздушные шарики или намотана вата (для чистки ушей).
Казалось бы, мелочи. Но, проанализировав информацию о мусоре, выброшенном на берег на 276 пляжах в разных частях ЕС, эксперты выяснили, что именно эти мелочи, а вместе с ними рыболовные снасти, поплавки, сети и различные предметы личной гигиены составляют свыше 80 процентов мусора, попадающего в реки и моря.
Одни только немцы за год используют 40 млрд трубочек для коктейля. Больше, чем кто-либо в ЕС. Каждый час в одной лишь Германии в «мусорки» летят 320 тысяч пластиковых стаканчиков для кофе.
За год их число превышает 3 млрд. Для их производства требуется 64 тысячи тонн древесины, 1, 5 млрд литров воды, 11 тысяч тонн пластмассы и количество энергии, которой маленькому городку хватило бы на год. Это данные экологов (организация Deutsche Umwelthilfe). Они уверяют, что на самом деле плохи и бумажные стаканчики, и те, что сделаны с применением вторсырья — ведь при их изготовлении используются химикалии, вода, энергия, древесина. Все чаще говорят о том, что кофе на улице, в магазине и на работе нужно пить из своих, принесенных из дома чашек. И хотя требования гигиены не везде это допускают, ясно, что главный поиск будет идти именно в направлении отказа от предметов одноразового использования.
Все на борьбу
Еще в 2016 году по требованию ЕК на кассах немецких супермаркетов и универмагов исчезли большие пластиковые пакеты. Их заменили бумажные и холщовые сумки. Хипстеры повадились ходить в магазины с давно забытыми цивилизацией потребления сетчатыми сумочками — авоськами, если по-нашему. Постепенно вспомнили: они (разумеется, под другими названиями) были популярны в Европе сто с лишним лет назад. К слову, Антон Чехов, судя по его письму из Ниццы, порадовал кого-то из близких такой практичной и удобной сеточкой.
Впрочем, в Германии готовы идти дальше авосек. Речь уже и об отказе от тонких пакетов, куда кладут овощи-фрукты. Покупатели от этого не в восторге, но благодаря лишь этому за год можно предотвратить попадание в мусор 140 млн пакетов.
Однако, несмотря на все эти меры, упаковки в Германии становится все больше. В основном это банки, коробки и пластиковые бутылки, которые не поддаются переработке. За 10 лет их стало больше на треть — более 600 тысяч тонн в год. Уже до 75 процентов свежих овощей и фруктов продаются в пластике.
Как быть? Если продавать «заморозку», мясо, рыбу без пластиковой упаковки пока нереально, то о необходимости заворачивать свежие овощи в пластик спорят. Скажем, известно, что помидоры благодаря такой упаковке меньше повреждаются, но морковь или огурцы от нее только страдают. Это, однако, практикуется все шире, поскольку покупателю так больше нравится и для перевозки удобнее. Поэтому потребление пленки для упаковки фруктов выросло за 10 лет на 78 процентов, а для упаковки овощей — на 164. Причем почти половина ее сжигается, поскольку была создана особая, многослойная пленка, препятствующая порче продуктов, но не поддающаяся переработке.
Чтобы уменьшить ущерб, возникающий из-за того, что невозможно толком разобраться, что можно утилизировать, а что нельзя, три немецких научных института получили задание создать систему, которая с помощью радаров и видеокамер позволит улучшить сортировку отходов и увеличить количество материалов, пригодных для вторичного использования.
Основным орудием в борьбе с пластиком предполагается сделать деньги. Немецкие «зеленые» банально предлагают ввести налог на пластик. Но ЕК считает, что лучше брать с государств — членов ЕС «компенсацию» за каждый килограмм пластикового мусора, непригодного к переработке во что-то полезное.
Скажем, утилизацию пластиковых бутылок, по требованию ЕК, нужно довести до 90 процентов. В Германии решили, что для этого лучше всего дробить использованные бутылки и использовать полученный материал при производстве, например, садовой мебели или разных ограждений. Происходит все это занятно. При покупке воды в бутылке с вас берут залог 25 центов. В следующий раз вы приносите бутылку в тот же магазин, засовываете ее в автомат, который ее ломает, и получаете обратно свои 25 центов.
Кстати, благодаря этому на улицах стало почище: пустые бутылки больше не валяются под ногами. Сейчас ЕК требует, чтобы одноразовые банки и бутылки были снабжены неотделяемыми крышками, которые невозможно выбросить на улице.
Естественно, все эти предложения должны быть реализованы только на средства изготовителей (а значит, и потребителей) и только после принятия совместного решения членов ЕС и Европарламента. На это уйдет не один год.
Но предлагаемые меры позволяют сократить ущерб окружающей среде, устранение которого стоило бы членам ЕС до 2030 года 223 млрд евро. Кроме того, благодаря лишь этим мерам и за это время выброс CO2, негативно влияющего на климат, удалось бы сократить на 3, 4 млн тонн.
Как это подсчитано, сказать трудно. Ведь пока что в ЕС не предполагается обязательный и полный отказ от любого пластика. Различные медицинские и технические детали будут и впредь изготавливать из него. Ставка делается на поощрение «старт-апов», разрабатывающих экологически чистые технологии упаковки. Большие надежды возлагают на полимерные материалы, способные «самоликвидироваться» естественным путем. Упаковка из биопластмассы должна разлагаться под действием солнечного света, влаги, температуры и микроорганизмов, не нанося вреда ни природе, ни человеку. К тому же для изготовления биопластика, в отличие от традиционного, не нужна нефть. Его можно будет делать из биомассы, вроде навоза и бытовых отходов. Правда, еще потребуется убедить потребителя этим пользоваться.
Новое — это хорошо забытое старое
Уже ясно, что изменение сознания и привычек потребителей — самое важное. Что касается немцев, то они первые шаги в этом направлении сделали раньше других — 3–4 года назад. Тогда появились первые супермаркеты, где все продают без упаковки, россыпью.
Читатели постарше скажут, что видели такое в глубоком советском детстве или в не столь давние времена в провинции — словом, до появления самообслуживания и универсамов. В наши дни эта идея возвращается, естественно, на более высоком уровне, соответствующем стандартам обслуживания и современному ассортименту. Возродили ее в Австралии. А в ФРГ, да и в Европе, пожалуй, этот опыт едва ли не первыми переняли Тим и Хильке Дайнет.
В 2014-м они открыли в Бонне небольшой супермаркет Freikost Deinet, где россыпью и на вес продают органические или экологически чистые продукты (немцы говорят проще — биопродукты), поступающие в основном от местных производителей. Причем россыпью продают не только овощи-фрукты, но и крупы, мюсли, фасоль, горох, макароны, орехи, сухофрукты, конфеты, кофе, разные хлопья. Все это покупатели насыпают из больших дозаторов в свою тару (банки, мешочки, коробки, пакеты). Сыр требует аккуратного обращения, поэтому его отрезает и взвешивает продавец. Хозяева магазина не догматики и не хотят усложнять себе жизнь, а потому растительные масла и соки продаются в заводской расфасовке. Мясо, колбасы, ветчина, правда, лежат в холодильных шкафах в вакуумных пластиковых пачках — этого требуют правила гигиены. Естественно, в магазине найдутся и пакеты. Но только «свободные» от пластика и только если клиент сам об этом попросит.
Магазинов вроде Freikost Deinet в ФРГ все больше. Но массовой торговлей это не назовешь. Товары без упаковки обходятся дороже расфасованных и для продавца, и для покупателя, тем более что все здесь «био». Но дело идет, а для Тима и Хильке Дайнет, похоже, важна не столько выручка, сколько идея: они вместе с покупателями делают что-то полезное для окружающей среды и даже для мира.Источник Статья добавлена superbiznes
12.06.2018 09:24