#1
У розничной сети "Европа" 47 гипермаркетов и супермаркетов в Курске и южных областях России. Средний чек – около 400 руб, но компания не считает себя дискаунтером, ассортимент магазинов составляет более 50 000 позиций. В 2015 г. компания столкнулась с теми же трудностями, что и вся розница: упал покупательский спрос, уменьшились средний чек и маржа. Покупатели были не слишком довольны ассортиментом и обслуживанием – 18% жаловались на очереди у касс, каждый10-й не мог найти нужный товар в магазине, показал опрос клиентов. Чтобы удержать покупателей и конкурировать с федеральными сетями, менеджмент "Европы" решил поменять всё – от управления ассортиментом до правил общения руководителей с подчиненными. На перемены ушло два с половиной года, рассказывает гендиректор компании "Стратегические решения" Максим Недякин, который консультировал "Европу" в этом проекте. По словам заместителя гендиректора по маркетингу сети Ольги Полторацкой, результаты уже есть: если в 2014 г. каждый сотрудник зарабатывал для компании 671 000 руб. в год, то в 2016 г. – 758 000 руб. Выручка с 1 кв. м увеличилась с 416 000 до 431 000 руб. в год. Сеть входит в группу "Промресурс", выручка ООО "Промресурс" в 2016 г. составила 3, 3 млрд руб, по данным "СПАРК-Интерфакса".


Раздел полномочий


Первым делом "Европа" провела глобальную чистку и ротацию ассортимента, говорит Полторацкая. К августу 2017 г. ассортимент "Европы" сократился с 60 870 до 53 400 позиций и обновился на 47%. 194 поставщика получили отставку – например, поставщики дешевого, но некачественного мяса. Сеть провела опрос покупателей, чего им не хватает. Оказалось – хорошего выбора фруктов, овощей, зелени, свежего мяса, чая и кофе, продуктов для здорового питания, детских товаров. "В этих категориях мы изменили 30–70% ассортимента", – поясняет Полторацкая.

Нужно было разделить функции закупок и категорийного менеджмента, рассказывает она. До 2015 г. всем занимались менеджеры по закупкам, говорит Полторацкая. В компании работало 37 таких специалистов, и на них приходилось много рутины: договоры с поставщиками, заказ товара, взаиморасчеты. Сеть ввела прежде отсутствующую отдельную должность категорийных менеджеров и дала им стратегические полномочия. "Мы освободили их от рутины, передав ее менеджерам по закупкам", – говорит Полторацкая. Пришлось расширить отдел и нанять еще шесть человек. Понимая, что ротация ассортимента могла негативно сказаться на запасах, компания ввела показатель оборачиваемости в KPI менеджеров по категориям. Около 50% закупщиков ушли из компании.

Сейчас категорийные менеджеры в "Европе" изучают спрос в своих категориях, анализируют поставщиков и ищут пробелы в ассортименте в сравнении с конкурентами, а также товары, не представленные в конкурирующих магазинах. Полторацкая приводит в пример работу менеджера по мясу. Он сумел полностью изменить мясной отдел: дешевого товара стало меньше, а доля средней ценовой категории (от 200 до 500 руб. за 1 кг) возросла. Появилось мясо кролика, молодых бычков, халяльные продукты, и продажи увеличились на 54% за год.

Если категорийный менеджер общается с поставщиками каждый день, между ними возникают тесные отношения, поэтому ему труднее вести жесткие переговоры о ценах, качестве и сроках, замечает партнер консалтингового центра "Шаг" Любовь Горбунова. Некоторые сети, например "Спортмастер" и "Л’Этуаль", давно разделили закупки и категорийный менеджмент и это повысило эффективность, знает она.


Выгнали из кабинетов

"Улучшать клиентский сервис мы начали сверху – с директоров магазинов", – говорит Полторацкая. Их фактически выгнали из кабинетов, обязав от 50 до 80% рабочего времени проводить в торговых залах. Для руководителей ввели программу "600 точек" – столько параметров работы магазина они должны теперь отслеживать: свежесть фруктов на полках, чистоту и порядок, правильную выкладку. Каждый раз директор должен заполнять "лист обхода магазина".

Некоторые директора открыто саботировали новые правила, другие соблюдали их формально, говорит Полторацкая. Особое недовольство у них вызвала обязанность обходить магазин и проводить утренние собрания, на которых они должны были заниматься зарядкой и поднимать настроение коллективу. Поначалу это делали 10 директоров из 50. Но постепенно с помощью бесед и ревизорских проверок недовольных удалось убедить. В 2016 г. несколько магазинов в одном районе попали в отстающие по показателям выручки именно из-за саботажа топ-менеджеров, текучесть персонала была 90%, вспоминает Недякин. "Европа" послала туда десант управленцев из штаб-квартиры. Три месяца они участвовали в летучках, проверяли отчетность, проводили интервью с сотрудниками. Одного из директоров пришлось уволить. В результате в магазинах проблемного района текучесть упала до 40%, прибыль выросла на 10%.

Компания обязала руководителей изменить практику общения с подчиненными и ввела правило "три к одному": три раза похвали, один раз сделай замечание. Топ-менеджмент сети добавил в набор KPI руководителей необычный показатель – настроение сотрудников, от которого зависит 30% премии. Контролировать этот показатель помогают опросы персонала: людей спрашивают, как с ними общается их непосредственный начальник, сколько раз похвалил и устроил разнос. Новая система мотивации напрямую влияет на эффективность магазинов – рядовые сотрудники теперь готовы делать для клиента гораздо больше, чем раньше, убеждена Полторацкая. А текучесть персонала с 2014 г. сократилась с 45 до 36% в год. По словам гендиректора компании "Infoline-аналитика" Михаила Бурмистрова, 9 процентных пунктов – очень большой скачок, в то же время текучесть 36% для розницы – не плохой, но и не выдающийся показатель.


Новые люди


Расширение ассортимента свежих продуктов повышает привлекательность магазина, замечает партнер BCG Иван Котов. Ставку на свежесть и лучший сервис пытаются сделать многие крупные сети эконом-класса, к примеру "Дикси" и "Пятерочка", говорит Горбунова. В супермаркетах "Пятерочка" еще три года назад появилась должность директора по свежести, которому покупатели адресуют претензии по качеству продуктов. Сеть старалась уйти от имиджа дискаунтера и для этого реконструировала магазины и радикально обновила ассортимент, уверяет представитель "Пятерочки". Доля свежих товаров выросла до 40%, но для этого пришлось изменить процессы контроля качества продуктов в торговом зале и учета мнений клиентов. Директоров по свежести одели в заметную униформу, им выделили рабочие места в торговом зале.

Работа со свежими продуктами удлиняет производственную цепочку и требует найма дополнительного персонала, за что платит покупатель, отмечает управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко. И так как у региональных некрупных сетей ассортимент тот же, что и у федеральных, они проигрывают в ценовой войне, уточняет он.Источник Статья добавлена Pavel_Mal
28.08.2017 10:42
    #2
    14.09.2017 15:48
    Откуда: Москва
    Сообщений: 15865
    Карма: 115.14
    Pavel_Mal написал(а):

    управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко


    Pavel_Mal написал(а):

    гендиректора компании "Infoline-аналитика" Михаила Бурмистрова


    Куда уж без мнений этих 'специалистов'.
    Потапенко хоть 15 лет назад в ритейле трудился, а Бурмистров вообще никогда.

        Информация

        Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

        Прямой эфир



        FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение