- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » "Торговать станет сложнее": бизнесу в России усложнили жизнь на маркетплейсах.
- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » "Торговать станет сложнее": бизнесу в России усложнили жизнь на маркетплейсах.
Возможность комментирования закрыта.
Закон № 289–ФЗ "Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в РФ" предварительно обсуждался на протяжении нескольких лет, но рассмотрение прошёл стремительно: в Госдуму он был внесён 3 июля, а уже 31–го подписан главой государства. В силу закон вступает с 1 октября 2026 года. Его основная цель — систематизация и регулирование отношений между операторами цифровых платформ, их партнёрами и пользователями. Он вводит ряд понятий, таких как "платформенная экономика", "цифровая платформа" и т. д.
Хотя с самого начала документ называли "законом о маркетплейсах", он затрагивает более широкий круг площадок. Там вводится понятие "посредническая цифровая платформа", которая обеспечивает "взаимодействие оператора, партнёров и пользователей в целях заключения гражданско–правовых договоров, предоставляющая технические возможности размещения заказов и (или) карточек товаров, работ, услуг, совершения сделок, осуществления оплаты". Так что под регулирование попадают и платформы типа Profi.ru или "Авито".
Нужны перемены
Эксперты отмечают, что ещё не вступивший в силу закон уже повлиял на работу маркетплейсов. Ведущий аналитик Data Insight Сергей Семко рассказал "ДП", что платформы заранее начали менять правила взаимодействия с продавцами: существенно сократили участие селлеров в акциях без их согласия, стали заранее уведомлять об изменении условий работы.
"Для потребителей и большинства продавцов вступление закона в силу, скорее всего, не станет заметным событием. А вот маркетплейсам придётся вложить десятки миллионов рублей в модернизацию систем и внутренние регламенты", — считает эксперт.
Представители двух крупнейших маркетплейсов, Wildberries и Ozon, подтверждают, что часть положений закона уже стали добросовестными рыночными практиками. В целом они отмечают, что итоговая редакция законопроекта достаточно сбалансирована. Однако часть пунктов потребует от площадок и отрасли в целом доработок — как технических, так и инфраструктурных.
В пресс–службе Ozon отмечают, что за последние полгода над документом была проведена значительная работа в диалоге с бизнесом. С одной стороны, это позволило учесть специфику и интересы рынка, а с другой — задать правила, которые строже защищают интересы покупателей и предпринимателей.
В Wildberries добавляют, что сокращение сроков вступления закона в силу (первоначально предполагалось 1 марта 2027 года) потребует от отрасли приложения дополнительных усилий по ускоренной адаптации к ряду норм. В частности, связанных с обеспечением интеграции платформ с государственными инструментами контроля качества и безопасности товаров. Государственным системам, в свою очередь, следует подготовиться к плановому росту нагрузки.
"В данном случае речь идёт в том числе о доработке алгоритма модерации карточек, разработке специальных систем досудебного урегулирования, а также о ряде других инициатив, которые повлекут изменения в бизнес–процессах платформ", — отмечают в Wildberries.
Контрафакт останется
Однако не все сегменты рынка закон устраивает. Так, представитель РАТЭК Антон Гуськов отмечает, что принятая версия документа не отражает потребности индустрии и рынка электроники. По его мнению, отсутствует эффективный механизм борьбы с контрафактом. Хотя игроки рынка не раз предлагали ввести на маркетплейсах "кабинет правообладателя", который бы решил проблему. Также не исключены возможности злоупотреблений при применении маркетплейсами алгоритмов выборки товаров, нет защиты от злоупотреблений при установлении скидок на товары за счёт маркетплейсов для селлеров.
"Часть очень важных предложений учтены не были. К примеру, не введён механизм борьбы с контрафактом, ограничение скидок за счёт оператора. Нет обязанности проверять действительность или актуальность предоставленных документов. Нет обязанности регулярно актуализировать эти сведения в процессе работы продавца, нет закреплённого требования по проверке прав на объекты интеллектуальной собственности", — говорит Антон Гуськов.
Станет только сложнее
Основной минус нового закона — резкий рост административной нагрузки на малый бизнес. Это может привести к тому, что ряд предпринимателей попросту не смогут работать с маркетплейсами.
Аналитик ФГ "Финам" Магомед Магомедов считает, что систему штрафов стоит сделать более гибкой: ввести "исправительный период" для первых нарушений и дифференцированные санкции для мелких и крупных игроков, чтобы избежать резкого оттока продавцов, роста цен и сохранить конкуренцию.
"Торговать на маркетплейсах действительно станет сложнее. Особенно для небольших продавцов, которым придётся тратить больше ресурсов на соблюдение новых правил по маркировке товаров. Однако закон может улучшить условия для легального бизнеса, снизив демпинг со стороны серых продавцов. Уровень контрафакта в онлайне, вероятно, уменьшится, но не исчезнет полностью — часть серых продавцов может переместиться в соцсети, где контроль слабее", — объясняет Магомедов.
Вообще весь малый бизнес может начать активнее развивать собственные онлайн–магазины в соцсетях. В среднесрочной перспективе это может привести к перераспределению рынка, но массового ухода с платформ не произойдёт.
При этом темпы роста онлайн–торговли, которые после пандемии были довольно стремительными, будут замедляться. Но не из–за ужесточения регулирования, а в первую очередь из–за постепенного насыщения рынка.
"Офлайн–ретейл получит шанс перехватить часть покупателей в тех категориях, где онлайн станет менее удобным (например, из–за сложностей с проверкой товаров). Однако полного разворота тренда в сторону офлайна не ожидается. Цифровизация торговли продолжится, так как широкий ассортимент по цене и качеству, логистическое удобство и гибкость онлайн–сервисов продолжат привлекать спрос, а за ним и предложение на маркетплейсы", — считает Магомед Магомедов.
Дальнейшее замедление темпов роста сектора онлайн–торговли имеет естественный характер и не связано с введением регулирования отрасли, подтверждает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Станислав Богданов.
Однако, по его мнению, в текущем виде принятый закон сохраняет высокие риски дальнейшей монополизации отрасли крупнейшими платформами. Их рост продолжит опережать темпы развития торговой отрасли, а доля в онлайн–торговле может превысить 80% уже в ближайшие годы.
"Остаётся неурегулированным целый ряд вопросов, влияющих на прозрачность работы, ценообразование, прослеживаемость товаров, выравнивание условий ведения бизнеса для всех участников торговли. Такая ситуация способствует концентрации рынка и продолжению роста рыночной силы лидеров сферы электронной коммерции", — заключает эксперт.
Для небольших продавцов торговля может стать сложнее из–за усиления контроля. Крупным продавцам, скорее всего, будет проще работать, так как закон выравняет конкурентные условия. Условия могут измениться в сторону большей формализации отношений между площадками и продавцами, потребуются более строгие процедуры верификации продавцов и товаров. В долгосрочной перспективе закон, скорее всего, сделает онлайн–торговлю более привлекательной для добросовестных производителей и бизнеса. Уменьшение недобросовестной конкуренции, борьба с контрафактом и повышение доверия потребителей создадут более стабильную и предсказуемую среду. Возможно, на начальном этапе некоторые компании могут столкнуться с временными трудностями из–за адаптации к новым правилам, но в целом закон направлен на оздоровление рынка. Закон не делает офлайн–торговлю автоматически более привлекательной. Преимущества онлайн–торговли, такие как удобство, широкий ассортимент и возможность сравнения цен, остаются актуальными. Однако выравнивание условий для всех участников рынка может привести к тому, что некоторые потребители, предпочитающие личное взаимодействие, вновь обратятся к офлайн–магазинам, если эти магазины смогут предложить конкурентные преимущества.
Анна Костанда
доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге
Закон не усложнит процесс для добросовестных участников рынка, однако торговля на цифровых платформах станет более регламентированной. Закон направлен на повышение качества сервиса, усиление уровня контроля за контрафактом. Ведущие цифровые платформы уже применяют большое количество инструментов контроля качества товаров. Это маркировка "Честный знак", верификация продавцов через ЕСИА и AI–анализ отзывов. Ряд этих практик теперь будет закреплён законодательно. Далее потребуется донастройка по вопросам занятости, медиации (порядок досудебного разрешения споров между цифровыми платформами и селлерами). Мы предлагали изначально более длительный период для поэтапного перехода к новым правилам. Чтобы бизнес мог подготовиться соответствующим образом к новым условиям без спешки и потерь. Но и в итоговом варианте остаётся около года до вступления в силу закона. Этого достаточно, чтобы бизнес адаптировался.
Юрий Богданов
директор Ассоциации цифровых платформ
Маркетплейсы наделяются функцией налогового агента, а значит, будут отчитываться за своих клиентов, как отчитываются сейчас банки. То есть будут отвечать за добросовестность и полноту исполнения налоговых обязательств перед фискальными органами. Пока непонятно, какая будет ответственность у маркетплейсов за нарушения, которые могут совершать их клиенты. Это может привести к тому, что многие недобросовестные практики, которые сейчас используются на маркетплейсах, уйдут. Такими практиками являются: дробление бизнеса, занижение показателей по выручке, неуплата НДС. Сейчас маркетплейсы будут делать это принудительно. Потому что уже там нельзя будет купить что–то без НДС, а это 20% как минимум. Это всё приведёт к сокращению количества селлеров, потому что многие не вытянут полную фискальную нагрузку, которая в России достаточно велика. Как минимум могут закрыться какие–то чёрные схемы. И это существенно изменит рынок. От таких изменений не сильно выиграют потребители, потому что цены будут выше, а ассортимент — меньше. Но это был ожидаемый шаг, потому что то, что происходит на маркетплейсах сейчас, уже давно вызывало негодование у профессионального сообщества.
Иван Федяков
основатель и генеральный директор INFOline
Источник - www.dp.ru Новость добавлена superbiznes
04.08.2025 08:10