#1
За последний год закрылся практически каждый десятый ресторан под вывеской Subway в России. А всего за четыре года число точек сети сократилось на 16%. Что мешает франчайзи американской сети фастфуда зарабатывать?

За год у международной сети фастфуда Subway закрылось 48 ресторанов, а открылось 20, сообщил представитель российского подразделения Subway. По состоянию на июнь 2019 года работают 553 точки, из них четыре собственных, остальные — по франшизе. Год назад Subway вошла в топ-30 самых выгодных франшиз по версии Forbes (группа с вложениями от 5 до 25 млн рублей в одну франчайзинговую точку). В Рейтинг франшиз 2019 компания не вошла, не пройдя по одному из критериев (закрытых в течение года точек должно быть не более 50% от открытых за тот же период).

Неравный бой

Основная причина сокращения сети Subway в России — экспансия «большой тройки» на рынке фастфуда: Burger King, McDonald’s и KFC. «Конкурентная среда во многих локациях изменилась», — вынужден признать представитель «Subway Россия».

В 2018 году конкуренты Subway заметно приросли: примерно по 100 ресторанов открыли Burger King и KFC, 40 новых заведений у McDonald’s. Еще одна причина сокращения числа точек — ценовая война, развязанная конкурентами, они используют деньги материнских компаний для запуска «широкомасштабных рекламных компаний и покрытие операционных убытков новых ресторанов», считают в «Subway Россия». В то время как их франчайзи не имеют возможности наращивать продажи за счет денег инвесторов. В таких условиях многие партнеры Subway были вынуждены закрывать точки или переносить в зоны меньшей конкуренции и искать аренду дешевле.

Subway действительно на сегодняшний день уступает конкурентам по популярности и охвату. Согласно исследованию JLL о степени распространения розничных брендов на территории России (проанализировано 37 крупнейших городов с населением более 500 000 человек), у Subway — чуть более 80% покрытия. Тогда как Burger King и KFC смогли охватить все 100% городов, а McDonald’s — 92%.

Другой фактор, объясняющий закрытие закусочных Subway в России, — возвращение спроса на помещения в Москве и Санкт-Петербурге. Собственники помещений стали повышать арендную плату по окончании срока действия договоров аренды, утверждает франчайзер.

При этом рынок в целом растет. «Весь 2018 год количество кафе и ресторанов увеличивалось. Даже при высокой ротации на центральных улицах Москвы закрылось 129 заведений, а открылось более 200, в Петербурге закрылось 180, открылось также 200», — говорит руководитель стрит-ретейла JLL Екатерина Подлесных.

Два к одному

Сокращение сети Subway происходит не первый год, делится наблюдениями совладелец нескольких пиццерий по франшизе, пожелавший сохранить анонимность. Вместе с партнерами он присматривался к покупке франшизы Subway. По его словам, на начало 2018 года соотношение закрытий к открытиям у компании было 1:1. Сегодня эта пропорция составляет уже 2:1, то есть два ресторана закрывается, один открывается. По словам Олега Юдина, который долгое время проработал во франчайзинговом бизнесе Domino’s Pizza и Traveler’s Coffee, приемлемым считается показатель до 10% закрытий в год от общего числа точек.

«Компания часто допускала каннибализм, — замечает предприниматель, отказавшийся работать с Subway. — Две точки разных партнеров могли находится в нескольких сотнях метров друг от друга, и головную компанию, кажется, это не волновало».

Так было не всегда. В 2015 году в интервью Forbes глава Subway Russia Service Company (развивает бизнес на территории России) Джон Оуэн назвал нашу страну вторым по величине рынком Европы для сети. За 2, 5 года работы Оуэна число сабвеев в России выросло вдвое, с 350 до 660. Потом грянул кризис 2014-го и, чтобы нивелировать его последствия, компания приняла радикальные меры — снизила паушальный взнос для партнеров почти на 40% в долларовом выражении. Доход Subway от продажи франшиз тогда упал, но топ-менеджер был оптимистичен: «Эту меру мы рассматриваем как вложение в свое будущее. Для нас важно, чтобы появлялись новые франчайзи, а существующие открывали новые рестораны».

«В Subway я больше не вкладываюсь», — зарекается один из франчайзи (он делает ставку на другие бренды в своем портфеле). По данным «Subway Россия», средняя выручка одного сабвея — 10, 6 млн рублей в год. Рентабельность одной закусочной сети в среднем составляет 16% (рассчитывается как валовые продажи за минусом всех операционных затрат, роялти и взноса в рекламный национальный фонд). Олег Юдин оценивает средний показатель чистой рентабельности (за вычетом еще и налогов с расходами на зарплаты сотрудникам) в сегменте франшиз общепита от 7 до 15%.

Без картофеля фри

Отличие бизнеса Subway — значительно более низкие инвестиции в точку по сравнению с другими известными фастфудами, говорит Ирина Авруцкая, бизнес-консультант и основатель Like4Like Foodservice Consulting, куратор направления «Маркетинг» в Novikov School. «По сути, он единственный в этой нише недорогих международных франшиз», — добавляет она.

Чтобы открыть закусочную, нужно 4-6 млн рублей (по данным Subway). «За те же деньги и с меньшими обязательствами можно открыть что-то поинтереснее, чем закусочную с сэндвичами», — замечает Авруцкая. Появились новые российские бренды, с которыми всемирно известный гигант вынужден конкурировать за деньги потенциальных франчайзи. Кроме того, сэндвич воспринимается потребителем как холодный продукт (в отличие от бургеров, например), и без картофеля фри и мороженого в меню Subway проигрывает другим фастфуд-концепциям на фудкортах, добавляет Авруцкая.

В «Subway Россия» вспоминают былые времена: многие франчайзи открывались в докризисные 2010-2013 годы и привыкли к высокой прибыли, быстрой окупаемости. А сейчас — в условиях жесткой конкуренции и снижения доходности бизнеса — оказались не готовы работать. Чтобы удержаться на плаву, нужно инвестировать в обновление ресторанов, обучение персонала, рекламу. Кто-то предпочитает разорвать партнерство по соглашению сторон, но таких немного, уверяют в головной компании. Большинство из тех 48 закрытых ресторанов — сейчас на стадии релокации. Их владельцы ищут для своих сабвеев новые места — с хорошими перспективами и приемлемой доходностью.Источник - www.forbes.ru Новость добавлена superbiznes
05.07.2019 08:04
    #2
    05.07.2019 08:54
    Откуда: Москва
    Сообщений: 3405
    Карма: 28.15
    superbiznes написал(а):

    Чтобы открыть закусочную, нужно 4-6 млн рублей


    superbiznes написал(а):

    «За те же деньги и с меньшими обязательствами можно открыть что-то поинтереснее, чем закусочную с сэндвичами»


    Вот это и есть главная причина!
        #3
        15.12.2019 05:15
        Откуда: не указан
        Сообщений: 518
        Карма: 1.19
        помню пустые едальни Сабвея в различных городах России, да и в Таиланде почти пусто в них

            Возможность комментирования закрыта.

            Прямой эфир



            FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение