#1
Розничные продажи продуктов в 2019 году вырастут в сопоставимых ценах лишь на 1%, прогнозируют аналитики Moody's. По их мнению, на бизнесе ретейлеров негативно скажутся сокращение реальных доходов населения и повышение НДС

Публичные российские ретейлеры только начинают отчитываться по итогам 2018 года. Пока свои операционные результаты за прошлый год опубликовали только X5 Retail Group и «Лента». Прогнозов на 2019 год эти ретейлеры еще не привели.

Свою версию развития российской продуктовой розницы на этот год подготовило рейтинговое агентство Moody's. Основные его выводы — в обзоре РБК.

Вынужденная забота об акционерах

Благодаря открытию новых магазинов выручка лидеров рынка — X5 Retail Group и «Магнит» — может вплоть до 2020 года ежегодно расти на 10–14%, «Ленты» — на 5–9%, следует из отчета Moody's. Эти ретейлеры выигрывают за счет своего масштаба, закупочной силы и значительных финансовых и управленческих ресурсов. Более мелкие розничные сети такими темпами развиваться не могут.

Сильный денежный поток поддерживал деятельность крупнейших игроков. Но он, как предполагает Moody's, в ближайшие годы может быть негативным: ​помимо крупных затрат на экспансию, обеспечивавшую рост в последние годы, большее значение начинает иметь возврат капитала. Ретейлерам, возможно, придется тратить средства на дивиденды и обратный выкуп акций. На эти цели три крупнейшие публичные компании могут потратить в 2019 году более 60 млрд руб, не исключают аналитики.

Ранее аналитики Fitch Ratings также предупреждали, что денежные потоки лидеров продуктовой розницы не будут положительными из-за выплат дивидендов.

Бумаги трех крупнейших ретейлеров значительно подешевели за прошлый год, обращает внимание Moody's. Котировки X5 Retail Group упали на 34%, «Магнита» — на 53%, а «Ленты» — на 47%, тогда как индекс РТС снизился только на 8%. По состоянию на 24 января 2019 года капитализация X5 Reatil Group составляла $7, 52 млрд, «Магнита» — $6, 59 млрд, «Ленты» — $1, 66 млрд. Сокращение стоимости вынуждает компании поддерживать свои акции посредством их обратного выкупа и выплаты дивидендов, резюмируют аналитики Moody's.

Ретейлеры распределяют капитал среди акционеров в ущерб строительству сетей и сделкам M&A, из-за того что не знают, как дальше будет развиваться ситуация, считает аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. По его мнению, выплаты акционерам в случае, если нет возможности инвестировать в развитие с предсказуемыми рисками и высокой отдачей, — рациональное решение.

Цена все решает

Реально располагаемые доходы населения, сократившиеся в 2014–2018 годах на 11%, расти не будут и в следующие 12–18 месяцев, считают аналитики Moody's. Это связано с повышением НДС, девальвацией рубля и ростом долговой нагрузки домохозяйств. Покупатели по-прежнему чувствительны к ценам, и рост розничных продаж продуктов в 2019 году не превысит 1% в сопоставимых ценах, следует из отчета. За одиннадцать месяцев 2018 года аналогичный рост составил 1, 6%.

​Подобные опасения ранее выражали и аналитики Fitch Ratings. Они констатировали: ​доходы населения не восстанавливаются и сегодня российского покупателя стимулируют скидки и акции. О росте доли промо говорил и эксперт консалтинговой компании Oliver Wyman Евгений Рагузин. По его наблюдениям, покупатели готовы тратить время на поиски магазина с привлекательной ценовой политикой. Цена — наиболее важный фактор для совершения покупки для 72% потребителей.

В 2017–2018 годах продажи поддерживал рост потребительских кредитов, напоминает Moody's. Суммарный объем потребительских займов в России достиг 14, 7 трлн руб, пик пришелся на ноябрь 2018 года. В этом году аналитики ожидают замедления темпов выдачи кредитов из-за роста процентных ставок. Это ослабит покупательную способность и фактически устранит ключевой фактор, которых поддерживал розничные продажи.

Кроме того, в преддверии повышения НДС с 18 до 20% россияне совершали во второй половине 2018 года крупные покупки, такие как автомобили и домашняя техника. Постепенное обесценивание рубля, которое возобновилось в апреле 2018 года, является еще одним ограничением для спроса.

Зато положительное влияние на торговлю, считают аналитики Moody's, сможет оказать сокращение разницы между продовольственной и потребительской инфляцией. До сих пор последняя была выше. Увеличивающиеся расходы на аренду, зарплаты, коммунальные платежи и т.п. не позволяли ретейлерам увеличить прибыльность. Теперь продовольственная инфляция ускорится и будет на уровне потребительской — 4–5% в 2019 году, ожидают в Moody's.

Нигматуллин не согласен с негативной оценкой роли повышения НДС на потребительский спрос. Аналитик напоминает, что ЦБ оценивает этот вклад в инфляцию в 2019 году в диапазоне от 0, 6 до 1, 5 п.п. При этом только в 36, 5% случаях для продовольственных товаров из потребительской корзины применяется базовая ставка НДС. Большинство продовольственных товаров облагаются НДС по льготной ставке, которая не изменилась. Таким образом, продуктовая инфляция в РФ может ускориться вместе с общей инфляцией на эти самые 0, 6–1, 5 п.п, но закупочные цены на продукты должны вырасти в меньшей степени, отмечает Нигматуллин. Это небольшой, но положительный момент для выручки и маржинальности ретейлеров.

Поиск новых стратегий развития


Снижение маржинальности и стагнация сопоставимых продаж (like-for-like sales) вынуждает ретейлеров пересматривать свои стратегии развития. Но потенциальный успех новых направлений деятельности остается неясным, предупреждает Moody's. Из тройки лидеров лишь X5 Reatil Group, которая по-прежнему продолжает демонстрировать рост сопоставимых продаж, не заявила о пересмотре стратегии.

Новый топ-менеджмент «Магнита» в сентябре представил пятилетний план трансформации ретейлера. Тогда компания заявила о намерении вернуть лидерство в продуктовом ретейле и увеличить свою долю на рынке с 9 до 15% к 2023 году. Ретейлер планировал сфокусироваться на создании «нового клиентского опыта» для получения новых эмоций, сервисов, интегрировать аптеки в магазины дрогери, отказаться от гипермаркетов в пользу компактных форматов «Семейный» и «Семейный+». Как объясняла это решение гендиректор ретейлера Ольга Наумова, вместо классических гипермаркетов «Магнит» будет открывать супермаркеты с расширенным предложением — дополнительными зонами для дегустаций, встроенными магазинами (shop-in-shop) и т.д.

Все пытаются найти новые точки роста, на рынке налицо дефицит новых идей, констатируют аналитики Moody's. Например, в октябре 2018 года «Лента» начала тестировать встроенный формат магазина для животных, «Магнит» также заявил, что изучает этот сегмент. Крупнейший российский ретейлер детских товаров, сеть «Детский мир», в конце прошлого года открыла четыре собственных магазина с товарами для животных. Однако на рынке уже существуют специализированные сети. В результате выход крупнейших ретейлеров в один и тот же новый сегмент только ужесточит конкуренцию и не сможет обеспечить значительного преимущества, предупреждает Moody's.Источник - pro.rbc.ru Новость добавлена superbiznes
28.01.2019 07:34
    #2
    28.01.2019 11:02
    Откуда: Москва
    Сообщений: 15865
    Карма: 115.14
    Все эти
    superbiznes написал(а):

    аналитики


    что
    superbiznes написал(а):

    Moody's


    что немудис, могут писать какие угодно модные словечки.
    Но
    "Здесь все смотрят на то, что скажет Папа… Не переживайте, завтра Папа проснется и все решит! "
    В оригинале речь правда о Зимбабве идёт (и о Роберте Мугабе), но суть та же.
        #3
        28.01.2019 12:00
        Откуда: Ростов-на-Дону
        Сообщений: 2855
        Карма: 12.9
        oatfield написал(а):

        что скажет Папа… Не переживайте, завтра Папа проснется и все решит!


        Папа решил — инфляции быть!

            Возможность комментирования закрыта.

            Прямой эфир



            FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение