- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » Дефицит идей и стагнация продаж: чего Moody's ждет от российского ретейла
#2
28.01.2019 11:02
- oatfield
- Откуда: Москва
- Сообщений: 15865
- Карма: 115.14
Все эти
что
что немудис, могут писать какие угодно модные словечки.
Но
"Здесь все смотрят на то, что скажет Папа… Не переживайте, завтра Папа проснется и все решит! "
В оригинале речь правда о Зимбабве идёт (и о Роберте Мугабе), но суть та же.
superbiznes написал(а):аналитики
что
superbiznes написал(а):Moody's
что немудис, могут писать какие угодно модные словечки.
Но
"Здесь все смотрят на то, что скажет Папа… Не переживайте, завтра Папа проснется и все решит! "
В оригинале речь правда о Зимбабве идёт (и о Роберте Мугабе), но суть та же.
#3
28.01.2019 12:00
- iphil
- Откуда: Ростов-на-Дону
- Сообщений: 2855
- Карма: 12.9
oatfield написал(а):что скажет Папа… Не переживайте, завтра Папа проснется и все решит!
Папа решил — инфляции быть!
- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » Дефицит идей и стагнация продаж: чего Moody's ждет от российского ретейла
Возможность комментирования закрыта.
Публичные российские ретейлеры только начинают отчитываться по итогам 2018 года. Пока свои операционные результаты за прошлый год опубликовали только X5 Retail Group и «Лента». Прогнозов на 2019 год эти ретейлеры еще не привели.
Свою версию развития российской продуктовой розницы на этот год подготовило рейтинговое агентство Moody's. Основные его выводы — в обзоре РБК.
Вынужденная забота об акционерах
Благодаря открытию новых магазинов выручка лидеров рынка — X5 Retail Group и «Магнит» — может вплоть до 2020 года ежегодно расти на 10–14%, «Ленты» — на 5–9%, следует из отчета Moody's. Эти ретейлеры выигрывают за счет своего масштаба, закупочной силы и значительных финансовых и управленческих ресурсов. Более мелкие розничные сети такими темпами развиваться не могут.
Сильный денежный поток поддерживал деятельность крупнейших игроков. Но он, как предполагает Moody's, в ближайшие годы может быть негативным: помимо крупных затрат на экспансию, обеспечивавшую рост в последние годы, большее значение начинает иметь возврат капитала. Ретейлерам, возможно, придется тратить средства на дивиденды и обратный выкуп акций. На эти цели три крупнейшие публичные компании могут потратить в 2019 году более 60 млрд руб, не исключают аналитики.
Ранее аналитики Fitch Ratings также предупреждали, что денежные потоки лидеров продуктовой розницы не будут положительными из-за выплат дивидендов.
Бумаги трех крупнейших ретейлеров значительно подешевели за прошлый год, обращает внимание Moody's. Котировки X5 Retail Group упали на 34%, «Магнита» — на 53%, а «Ленты» — на 47%, тогда как индекс РТС снизился только на 8%. По состоянию на 24 января 2019 года капитализация X5 Reatil Group составляла $7, 52 млрд, «Магнита» — $6, 59 млрд, «Ленты» — $1, 66 млрд. Сокращение стоимости вынуждает компании поддерживать свои акции посредством их обратного выкупа и выплаты дивидендов, резюмируют аналитики Moody's.
Ретейлеры распределяют капитал среди акционеров в ущерб строительству сетей и сделкам M&A, из-за того что не знают, как дальше будет развиваться ситуация, считает аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. По его мнению, выплаты акционерам в случае, если нет возможности инвестировать в развитие с предсказуемыми рисками и высокой отдачей, — рациональное решение.
Цена все решает
Реально располагаемые доходы населения, сократившиеся в 2014–2018 годах на 11%, расти не будут и в следующие 12–18 месяцев, считают аналитики Moody's. Это связано с повышением НДС, девальвацией рубля и ростом долговой нагрузки домохозяйств. Покупатели по-прежнему чувствительны к ценам, и рост розничных продаж продуктов в 2019 году не превысит 1% в сопоставимых ценах, следует из отчета. За одиннадцать месяцев 2018 года аналогичный рост составил 1, 6%.
Подобные опасения ранее выражали и аналитики Fitch Ratings. Они констатировали: доходы населения не восстанавливаются и сегодня российского покупателя стимулируют скидки и акции. О росте доли промо говорил и эксперт консалтинговой компании Oliver Wyman Евгений Рагузин. По его наблюдениям, покупатели готовы тратить время на поиски магазина с привлекательной ценовой политикой. Цена — наиболее важный фактор для совершения покупки для 72% потребителей.
В 2017–2018 годах продажи поддерживал рост потребительских кредитов, напоминает Moody's. Суммарный объем потребительских займов в России достиг 14, 7 трлн руб, пик пришелся на ноябрь 2018 года. В этом году аналитики ожидают замедления темпов выдачи кредитов из-за роста процентных ставок. Это ослабит покупательную способность и фактически устранит ключевой фактор, которых поддерживал розничные продажи.
Кроме того, в преддверии повышения НДС с 18 до 20% россияне совершали во второй половине 2018 года крупные покупки, такие как автомобили и домашняя техника. Постепенное обесценивание рубля, которое возобновилось в апреле 2018 года, является еще одним ограничением для спроса.
Зато положительное влияние на торговлю, считают аналитики Moody's, сможет оказать сокращение разницы между продовольственной и потребительской инфляцией. До сих пор последняя была выше. Увеличивающиеся расходы на аренду, зарплаты, коммунальные платежи и т.п. не позволяли ретейлерам увеличить прибыльность. Теперь продовольственная инфляция ускорится и будет на уровне потребительской — 4–5% в 2019 году, ожидают в Moody's.
Нигматуллин не согласен с негативной оценкой роли повышения НДС на потребительский спрос. Аналитик напоминает, что ЦБ оценивает этот вклад в инфляцию в 2019 году в диапазоне от 0, 6 до 1, 5 п.п. При этом только в 36, 5% случаях для продовольственных товаров из потребительской корзины применяется базовая ставка НДС. Большинство продовольственных товаров облагаются НДС по льготной ставке, которая не изменилась. Таким образом, продуктовая инфляция в РФ может ускориться вместе с общей инфляцией на эти самые 0, 6–1, 5 п.п, но закупочные цены на продукты должны вырасти в меньшей степени, отмечает Нигматуллин. Это небольшой, но положительный момент для выручки и маржинальности ретейлеров.
Поиск новых стратегий развития
Снижение маржинальности и стагнация сопоставимых продаж (like-for-like sales) вынуждает ретейлеров пересматривать свои стратегии развития. Но потенциальный успех новых направлений деятельности остается неясным, предупреждает Moody's. Из тройки лидеров лишь X5 Reatil Group, которая по-прежнему продолжает демонстрировать рост сопоставимых продаж, не заявила о пересмотре стратегии.
Новый топ-менеджмент «Магнита» в сентябре представил пятилетний план трансформации ретейлера. Тогда компания заявила о намерении вернуть лидерство в продуктовом ретейле и увеличить свою долю на рынке с 9 до 15% к 2023 году. Ретейлер планировал сфокусироваться на создании «нового клиентского опыта» для получения новых эмоций, сервисов, интегрировать аптеки в магазины дрогери, отказаться от гипермаркетов в пользу компактных форматов «Семейный» и «Семейный+». Как объясняла это решение гендиректор ретейлера Ольга Наумова, вместо классических гипермаркетов «Магнит» будет открывать супермаркеты с расширенным предложением — дополнительными зонами для дегустаций, встроенными магазинами (shop-in-shop) и т.д.
Все пытаются найти новые точки роста, на рынке налицо дефицит новых идей, констатируют аналитики Moody's. Например, в октябре 2018 года «Лента» начала тестировать встроенный формат магазина для животных, «Магнит» также заявил, что изучает этот сегмент. Крупнейший российский ретейлер детских товаров, сеть «Детский мир», в конце прошлого года открыла четыре собственных магазина с товарами для животных. Однако на рынке уже существуют специализированные сети. В результате выход крупнейших ретейлеров в один и тот же новый сегмент только ужесточит конкуренцию и не сможет обеспечить значительного преимущества, предупреждает Moody's.Источник - pro.rbc.ru Новость добавлена superbiznes
28.01.2019 07:34