#1
Сообщение пресс-службы Минсельхоза России о создании рабочей группы по рассмотрению вопросов внедрения государственной информационной системы (ГИС) в сфере ветеринарии только неофиту может показаться свидетельством некоего движения в правильном направлении. Люди знающие констатируют: это бег по кругу.

Один из таких специалистов – исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков. Основная проблема, говорит он, заключается в том, что внедрение обязательной электронной ветеринарной сертификации подняло бы на порядок транпарентность всей системы перемещения животноводческой продукции по стране, торговли ею. То есть, обеспечило бы ее большую безопасность для потребителя. Поскольку применение электронных ветеринарных документов исключило бы совсем влияние на процесс так называемого человеческого фактора.

Проще говоря, в электронный документ, который размещен на федеральном сервере, невозможно внести правку. В бумажный – запросто. Я вам больше скажу: бумажный сопроводительный документ можно разорвать, выбросить, а вместо него выписать новый с новыми данными о происхождении товара, его качественных и количественных характеристиках. И тому, кто это сделал (а это ветчиновники разных уровней от краевого, областного до районного), ничего не будет. Потому что просто не найдешь концов. В стране в год выписывается более 55 млн (! ) ветеринарных свидетельств. Нет, теоретически концы найти можно, но вероятность положительных результатов таких поисков стремится к нулю…

Отсюда вопрос: если электронную ветсертификацию не вводят, значит, это кому-то это выгодно?

Правильно, отвечает Сергей Гудков, у процесса «невнедрения» есть как минимум три категории выгодоприобретателей.

В первую очередь, это выгодно… Гознаку. Он единственный в стране имеет право печатать бланки ветеринарных сопроводительных документов. А это 2 млрд рублей ежегодного гарантированного заказа.

Вторая категория – это 82 ветеринарные службы субъектов Российской федерации. Которые в свою очередь состоят из десятков тысяч ветеринарных инспекторов. Для них каждый бланк ветсертификата – это возможность конвертировать право обладания им в реальную выгоду. Для предпринимателя, которому принадлежит груз, очень важно, как быстро товар может покинуть склад. Вот тут Его величество Человеческий Фактор всецело правит бал. Хочешь, чтобы груз не задерживался, «позолоти ручку». А хочешь, чтобы тебя отпустили через сутки – ну, что же, это твой выбор. Тех, кому наплевать на скорость движения грузов, как правило, немного.

Поэтому задачей любой районной ветеринарной службы в стране является, по свидетельству Сергея Гудкова, «выбить» у начальства как можно большее число бланков ветсертификатов: не 1 тысячу штук, как в прошлом году, а, скажем, 1200.

Наконец, 3-я категория выгодоприобетателей – это армия ответственных лиц, которые содействуют легализации нелегального оборота продукции животного происхождения. Если судно выловило 30 тонн селедки, то в ветсертификате можно написать: 20 тонн. А остальные 10 тонн с помощью все того же чудодейственного документа – бланка ветсертификата – легко превратить в реальные деньги. Потому сотни тысяч тонн выловленной рыбы сначала уходят налево, чтобы потом легализоваться. Потому процветают не десятки – сотни нелегальных боен по всей стране.

Так что недооценивать влияние лобби, которому транспарентность движения продукции животного происхождения, — что острый нож, — не стоит. В противном случае решение о внедрении электронных ветсертификатов было бы принято давно.

Поручения на этот счет давали несколько лет назад в бытность свою вице-премьером Виктор Зубков, потом – Аркадий Дворкович, недавно – премьер Дмитрий Медведев…

Сейчас, как рассказал Сергей Гудков, приказ министра сельского хозяйства Николая Федорова «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов» (он предусматривает выдачу ветеринарных сертификатов, в том числе, в электронном виде) направлен в Минюст. В нем снова нет категорического требования перехода на электронные ветдокументы. Мало того, документ странным образом миновал одну важную процедуру. В Минэкономразвития создан целый департамент, который должен давать оценку регулирующего воздействия на экономику любому вновь принимаемому документу. Так вот: приказ Минсельхоза такую экспертизу в департаменте не проходил. А если бы прошел, то, по мнению Сергея Гудкова, наверняка был бы признан не очень эффективным.

Между тем, внедрение системы «Меркурий» (так называется разработанная в Россельхознадзоре система электронной ветсертификации) названа бизнес-сообществом краеугольным условием дальнейшего развития экономики. Опрос проводили в прошлом году Торгово-промышленная палата, «Опора России» и Российский союз промышленников и предпринимателей. Кстати, как рассказал Сергей Гудков, месяца полтора назад в Минсельхоз поступило предложение включить в состав Общественного совета при министерстве двух-трех представителей бизнес-сообщества. Пока ответа на предложение нет.

Может, время еще не пришло?Источник - www.agronews.ru Новость добавлена Pavel_Mal
18.01.2013 04:48

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение