#1
10.07.2009 06:07
Карма: 49.99
Нас травят. Казалось бы, у России и стран Европы списки разрешённых пищевых добавок, которые используются при производстве продуктов питания, почти одинаковые. Больше того, изменения в них вносятся каждый год, так что нельзя сказать, что россияне употребляют более вредные продукты, чем европейцы или американцы. Проблема в другом: в России нет никакого контроля за маркировкой продуктов. Поэтому если в Европе потребитель действительно имеет возможность выбирать между едой с красителями и без них или продуктами, изготовленными с использованием генно-модифицированных организмов, то в России люди просто не знают, что едят и от чего потом болеют. «Наша Версия» выяснила, где именно используются добавки, которые приводят к возникновению аллергии, язвы и психического расстройства, а какие продукты лучше не употреблять вовсе.

Синдром гиперактивности – довольно своеобразное заболевание. У детей оно проявляется в повышенной моторике, невнимательности, неспособности сосредоточиться, резких перепадах настроения. Дети, страдающие таким синдромом, плохо учатся в школе, часто считаются очень капризными, не способны играть в спортивные игры, при том что энергии, казалось бы, у них хоть отбавляй. Они живут другой жизнью – в постоянном беге в никуда. По разным данным, детей, страдающих этим заболеванием, от 2 до 20%. Довольно большой разброс в цифрах объясняется просто: не многие родители готовы официально вписать в больничные карты своих отпрысков строчку о психическом заболевании. Самое страшное, что, как оказалось, возникновению этого заболевания способствуют пищевые красители.

Доказательства этому сумели найти английские учёные из Исследовательского центра по изучению астмы и аллергии. Причём исследование проводилось по заказу английского правительства, и его результаты впервые были признаны объективными. Как правило, все подобные исследования государственные органы предпочитают игнорировать, упрямо держа сторону производителей. Производители же всегда ссылаются на недостаточность данных по вопросу вредности добавок. Оно и понятно: мировой рынок пищевых добавок на сегодня уже очень велик, и его лобби в правительстве очень велико.

«Запрет на многие добавки приведёт к огромным потерям в пищевой промышленности, и агрессивная политика пищевиков, в общем, понятна. Есть своя логика и в позиции правительств, традиционно их поддерживающих: вред от добавок редко бывает сиюминутным, обычно он подобен долгосрочным «перспективам». И разбираться с ним придётся не работающим правительствам, а уже следующим поколениям чиновников», – поясняет Наталия Олефиренко, руководитель генетической программы «Гринпис Россия».

Вот и получается: заботиться о безопасности продуктов питания сегодня должен не производитель, а потребитель. Проблема в том, что в странах Европы данные о всех пищевых добавках и наличии генно-модифицированных организмов хотя бы помещаются на упаковке. Восемь стран ЕС сформировали целую сеть территорий, где сельское хозяйство развивается без использования ГМО. Сегодня в эту сеть входят около 2 тыс. различных земель, округов, графств, провинций, тысячи деревень и районов, а также многочисленные фермерские хозяйства. В Греции, Швейцарии и Польше на выращивание трансгенных культур и вовсе введён государственный мораторий. В России же контроль за всеми ввозимыми в страну продуктами питания очень ослаблен. «Отечественный сельскохозяйственный сектор последнее время развивается медленно, собственных продуктов не хватает. Приходится импортировать всё – от зерна до мяса. За рубежом зерновые выращиваются порой на почвах, которые обрабатываются пестицидами, а животных кормят генно-модифицированными продуктами», – говорит Олефиренко.

Ещё одна проблема – снижение государственных требований к стандартам. После вступления в силу закона о техническом регулировании само понятие ГОСТа и подобная маркировка стали делом добровольным. Единых госстандартов по экологической чистоте производства в стране просто не существует. Зато в законах есть строка, что производитель имеет право маркировать свой продукт как экологически чистый, если он сам создал стандарты этой чистоты. В итоге, даже если покупатель будет знать, чего бояться, уберечься от этого будет довольно сложно: ведь ни один продавец не указывает на упаковке, чем он кормил свою курицу или чем обработал яблоки, чтобы они не портились.

Тем не менее даже в условиях, когда производитель предпочитает не указывать точный состав продукта, способ избежать употребления хотя бы части вредных пищевых добавок всё же есть.

Самый популярный рассадник пищевых добавок – газированные напитки. Почти во всех этих напитках содержится сахарозаменитель аспартам (Е 951). В украинском Институте нейрохирургии имени академика Ромоданова доказали, что это вещество способствует появлению злокачественных опухолей мозга. Но представители нашего Роспотребнадзора на канцерогенные качества аспартама предпочитают закрывать глаза. Чтобы самостоятельно избежать его употребления, стоит отказаться от газированных напитков с надписью «лайт» на упаковке, а также от жевательных резинок. Ещё аспартам часто используется при изготовлении диетических продуктов.

Кроме аспартама в газированных безалкогольных напитках часто содержатся сорбиновая кислота и её соли – от Е 200 до Е 203. Эти пищевые добавки ведут к появлению аллергических реакций или усилению уже существующих аллергий. Также следует избегать употребления тартразина Е 102, добавки с романтическим названием «Жёлтый закат» Е 110, кармуазина Е 122, понсо 4R или Е 124 и консерванта бензоата натрия Е 211. Хотя сделать это будет сложно: все эти добавки очень широко применяются в самых разных продуктах, не исключая даже детское питание. Так, по данным исследований, проведённых британской компанией Organix, красители используются в 78% детских десертов, в 42% детских молочных коктейлей, в 93% детских конфет, в 18% батончиков-мюсли, в 24% детских сыров, в 23% детских завтраков, в 14% сухофруктов, в 41% напитков для детей и в 32% чипсов и прочих несладких снеков.

Колбасные изделия и соления – другой рассадник красителей и других опасных пищевых добавок. Надо признать, что условия хранения этих продуктов в магазинах и при перевозке очень далеки от идеальных. Тем временем именно неправильное хранение колбас и сосисок может привести к серьёзнейшим пищевым отравлениям. Ведь в этих изделиях содержатся консерванты от Е 249 до Е 252. При длительной термообработке или если колбасы полежат не в холодильнике, а просто на прилавке, содержащиеся там пищевые добавки превращаются в нитриты и нитраты и становятся канцерогенными.

Вещество, известное под названием каррагинан, получаемое из ирландского мха, широко использовалось не только в продуктах питания, но и в медицине. После Второй мировой войны это вещество даже заменило популярнейший агар-агар, который использовался как загуститель. Сегодня ирландский мох встречается в шоколадных напитках, пищевых кремах, сиропах, кондитерских изделиях, пастеризованном молоке, сырных продуктах, мороженом, щербете, сладком желе и джемах. Немедленного влияния на организм употребление ирландского мха не оказывает. Тем не менее опыты на животных показали: каррагинан приводит к недоразвитости детей, а также увеличивает проницаемость стенок сосудов, чем понижает иммунитет человека. Ещё одна опасность каррагинана заключается в том, что он не выводится до конца из организма и имеет свойство накапливаться в желудке.

Впрочем, если все перечисленные выше вещества хотя бы обозначены на упаковках, есть добавки, о наличии которых в продуктах можно только догадываться. Например, специалисты рекомендуют хорошо мыть все овощи и фрукты. Почти все они проходят обработку веществами, которые порой даже не являются разрешёнными. Впрочем, поскольку, к примеру, яблоки обрабатываются этими ядами только сверху, производители не считают нужным об этом объявлять. Самое главное, что все эти вещества легко смываются водой.

Другая проблема – то, как выращиваются и хранятся некоторые продукты. Так, по данным Наталии Олефиренко, на сегодняшний день токсичными бывают даже различные крупы. «Крупа нередко заражена грибом, а продукты жизнедеятельности этого гриба – опасный токсин. Если даже несколько граммов заражённой крупы попадает на склад, очень скоро всё, что там содержится, также можно считать заражённым», – рассказала Олефиренко. Естественно, на упаковках этих продуктов информации о заражении грибком найти нельзя.

Попытка избежать содержащихся в колбасах нитритов и красителей с помощью употребления натурального мяса тоже может провалиться. Дело в том, что в России существует контроль за мясом, но не существует серьёзного контроля за тем, на каких кормах животные выращивались. Поэтому нередко для ускорения роста производители добавляют в пищу животным генно-модифицированные продукты, различные стимуляторы и антибиотики. Все эти вещества откладываются в организме скота, а затем попадают на стол к человеку. В европейских странах о такой проблеме знают, поэтому там слова «экологически чистый продукт» на упаковке обозначают, что контроль за производством продолжался на всём протяжении – от рождения животного и того, как его кормят, до попадания мяса на прилавки магазинов. В России же этот значок может получить любой производитель, который разработал свои собственные критерии экологичности производства. Иначе и быть не может: ведь законов, регулирующих выдачу подобных значков, в стране пока не существует.

Вообще, натуральные продукты – уже давно не спасение от вредных пищевых добавок. По данным «Гринпис Россия», на рынке Санкт-Петербурга до 50% продуктов содержат трансгенные ингредиенты. В Челябинской, Калужской и Нижегородской областях процент трансгенов доходит до 40–45%. В России генно-модифицированные культуры ещё не выращиваются в промышленных масштабах. Основная часть продающихся на рынках ГМ-культур – это импорт. В России же на сегодняшний день разрешено 16 сортов ГМ-продуктов, из которых 5 сортов кукурузы, 3 сорта сои, 2 сорта сахарной свёклы, 3 сорта картофеля и 1 сорт риса. Наиболее востребованным из перечисленных оказался один сорт сои, который устойчив к гербицидам. Учитывая то, что соя широко используется как ингредиент в мясо-, рыбоперерабатывающей промышленности, а также в кондитерской промышленности, её быстро стали выращивать и в нашей стране. Тем временем доказано, что некоторые ГМ- продукты вызывают аллергию. Причём со временем ситуация только ухудшается. По данным НИИ вакцин и сывороток им. Мечникова, из каждых 100 больных пищевой аллергией 80 имеют ярко выраженную сенсибилизационную реакцию к сое. И количество таких людей с каждым днём растёт. Так, в США число аллергиков за последние пять лет дошло до 50% всего населения. В нашей стране за те же пять лет пищевая аллергия стала доминировать именно у детей раннего возраста. Дело в том, что ферменты сои подавляют ферменты поджелудочной железы ребёнка, вызывая этим недопереваривание пищи. А именно недопереваренные белки и становятся аллергенными. Результат не заставляет себя долго ждать: уже к 3–4 годам у детей развивается пищевая аллергия в виде экземы или дерматита. А к 10 годам к пищевой аллергии чаще всего добавляется респираторная.

Недавний пример: в гены бразильского ореха внедрили ДНК соевых бобов. Это было сделано для повышения содержания протеина в сое. Задача неплохая, но результат эксперимента вызвал у потребителей сильнейшую аллергическую реакцию, некоторые попали в больницы. Даже в США, где за ГМ-продуктами следят особенно тщательно, не так давно вспыхнул скандал. Виновницей оказалась кукуруза, содержащая генетически изменённый белок StarLink. Поскольку этот белок вызывает у людей аллергию, компания – производитель кукурузы заявила, что будет использовать продукт исключительно на корм скоту. Тем не менее через некоторое время крупные партии кукурузы попали в Японию.

Поскольку, по данным заведующей лабораторией детского питания НИИ педиатрии РАМН Татьяны Боровик, в России на сегодня около 70% младенцев находятся на искусственном вскармливании, здоровье российских детей зависит от того, насколько качественной будет детская еда. Кстати, развитие аллергической реакции ещё не самое страшное последствие употребления генно-модифицированных продуктов. Помимо генов, придающих ГМ-культурам необходимые свойства, в таких продуктах содержатся и гены устойчивости к антибиотикам. Если эти гены перейдут в микрофлору кишечника – у человека тоже образуется устойчивость к подобным медицинским препаратам. И как в таких условиях лечить серьёзные заболевания, становится непонятным.

Кроме того, ГМ-культуры не погибают от сельскохозяйственных химикатов, но некоторые из растений способны их накапливать. Итогом могут стать серьёзные отравления у людей. В конце 80-х годов японская компания Showa Denko K.K. стала поставлять на рынок пищевую добавку ГМ-триптофан. Предполагалось, что эта генно-модифицированная добавка является полным эквивалентом немодифицированного аналога. Получилось не так: ГМ-аминокислота стала причиной смерти 37 человек, а ещё около 1500 человек остались инвалидами на всю жизнь.

Впрочем, само наличие добавок не означает, что продукт обязательно химический или испорченный. Очень многие продукты просто невозможно приготовить без загустителей и концентратов. Вопрос в том, какие ингредиенты использует производитель. Например, пастила не может быть приготовлена без натурального агар-агара или заменяющего его пектина. Лимонная, яблочная кислоты – тоже вполне натуральные продукты, бояться их не надо. Один из советов производителей, как правильно выбирать пищу, прост: стоит брать продукты, где на упаковках состав обозначается не буквами Е, а наименованиями пищевой добавки – по ним легче ориентироваться. Стоит смотреть, чтобы количество этих добавок было как можно меньшим. При этом, как всегда, цена имеет значение. К примеру, большинство небольших фирм, занимающихся производством шоколада, в отличие от крупных концернов просто не могут позволить себе цех, где будет производиться собственное какао, поэтому используют искусственное какао-масло. Естественно, шоколад от таких производителей будет не только менее вкусным, но и менее полезным.

      Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

      Нас уже 247060!
      Новый пользователь: butik58
      Сейчас на сайте 585 пользователей

      Прямой эфир



      FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение