Этот сайт использует "cookies", условия их использования смотрите в Правилах пользования сайтом. Условия обработки данных посетителей сайта и условия их защиты смотрите в Политике конфиденциальности. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, тем самым Вы даете согласие на обработку данных на указанных выше условиях.
Без тележек и корзинок: эпоха гипермаркетов завершается
#1
Ретейл делает ставку на магазины у дома и дискаунтеры.
Два некогда самых популярных формата FMCG–магазинов прекратили рост. Аналитики фиксируют, что количество гипермаркетов снижается, а супермаркетов не растёт. При этом продолжает увеличиваться число дискаунтеров и магазинов у дома. В агентстве INFOLine ожидают, что в ближайшие годы этот канал будет самым растущим в сегменте FMCG. Аналитики M. A. Research прогнозируют, что доля дискаунтеров и магазинов шаговой доступности к 2025 году может составить около 50% сетевого продовольственного ретейла.
Генеральный директор исследовательской компании NeoAnalytics Ольга Луцева–Эр отмечает, что пандемия значительно повлияла на российский рынок FMCG, фиксируется сокращение количества розничных точек. "Пока, к сожалению, это системная тенденция нашего времени. Потребитель предпочитает осуществлять покупки в меньшем объёме. Для этого подходят форматы “дискаунтер” и “магазин у дома”", — констатирует она.
Проиграли в ценовой войне
В середине марта сразу две крупные сети заявили, что собираются пробовать новые форматы. "Лента" в 2021 году начала открывать магазины у дома. При этом полностью от формата гипермаркета в сети отказываться не собираются. Группа "О'Кей" анонсировала планы по открытию 30–40 точек дискаунтеров "ДА! ", а к 2024 году предполагается, что в стране будут работать около 200 таких точек. Ретейлер хочет изменить стратегию работы: сделать упор на продукты категорий "фреш" и "ультрафреш" и уменьшить торговые площади магазинов.
Партнёр M. A. Research, руководитель направления "Ретейл" Анна Синявская видит несколько причин того, что количество гипермаркетов ежегодно сокращается. "Во–первых, это снижение показателей международных сетей “Ашан” и “МЕТРО”, работающих в формате классического крупноформатного магазина. Первые в итоге начали закрывать магазины с низкими показателями. Вторая причина — ассортимент гипермаркетов на 45–50% состоит из непродовольственных товаров, которые покупатели постепенно начинают либо заказывать онлайн, либо покупают в магазинах других форматов. Да и в принципе онлайн–торговлю всё больше предпочитают те покупатели, которые раньше чаще совершали покупки в гипермаркетах. Наконец, последняя причина — переформатирование гипермаркетов в дарксторы. Эта тенденция началась в прошлом году и сейчас укрепляется", — поясняет Синявская.
Рассматривая традиционные супермаркеты, эксперт указывает, что этот формат проигрывает в ценовой войне дискаунтерам, магазинам у дома, онлайн–торговле и специализированным сетям.
"Супермаркеты разнятся по торговой площади, по ассортименту, по целевой аудитории, по торговой наценке. Из–за этого и получается, что результаты в целом по формату низкие по сравнению с другими", — добавляет она.
Эксперты отмечают, что тенденция к снижению доли гипермаркетов и других больших форматов была хорошо заметна ещё с 2016 года. А к 2020–2021–му дискаунтеры стали очевидно выигрывать гонку роста. "Светофор", о котором сейчас говорят многие, согласно данным INFOLine, в прошлом году по объёму открытий торговых площадей уступил только X5 Group, а "Магнит" отошёл на третье место.
Заграница не помогла
По оценке генерального директора INFOLine Ивана Федякова, ёмкость российского рынка продуктов питания составляет около 16 трлн рублей, и в ближайшие годы рост ему не грозит. Следовательно, перипетии, связанные с перераспределением долей, будут происходить внутри этой нерастущей "песочницы". "Именно это и заставляет нас говорить о перспективах каналов, которые у нас пока не сильно развиты. К ним относятся и дискаунтеры. Причём они развивались бы столь же бурно, даже если бы не было пандемии. Правда, она этот тренд ускорила", — отмечает Федяков.
Эпоха дискаунтеров началась после кризиса 2014–2015 годов и изначально была связана с падением показателей иностранных ретейлеров, наиболее активно развивавших крупноформатную розницу. "Введение продуктового эмбарго резко ограничило ассортимент иностранных сетей, а позже начали расти цены и на отечественную продукцию. В итоге гипермаркеты потеряли статус магазинов низких цен с большим ассортиментом, — рассказывает Анна Синявская. — С супермаркетами ситуация сложнее. Это наиболее пёстрый формат, у которого в России весьма размытые критерии. Однако он долгое время был наиболее популярным, его придерживались большинство федеральных ретейлеров. Первое серьёзное сокращение доли супермаркетов произошло после кризиса 2008 года, с тех пор она колеблется в пределах 20%. А с 2018 года мы видим устойчивое снижение".
Ситуацию в Петербурге и Москве Ольга Луцева–Эр из NeoAnalytics считает одинаковой. "Если не учитывать сегмент онлайн–продаж, то такие форматы, как дискаунтер и магазин у дома, к 2025 году будут занимать около 80% в общей структуре продаж", — прогнозирует она.
Анна Синявская говорит, что в Москве тенденция не так выражена. Скорее там фиксируется гораздо меньше новых открытий крупных объектов. В основном открываются компактные гипермаркеты с меньшей площадью. Но при этом число дискаунтеров и магазинов шаговой доступности растёт. Связать это можно с активным строительством жилых домов. Аналитики исследовательской компании "Новые технологии" считают, что доля дискаунтеров по стране к 2025 году может удвоиться.
Тенденция роста популярности дисконтных форматов с начала пандемии присутствует в большинстве стран.
По данным Kantar, ещё в 2017 году оборот дискаунтеров на международном рынке вырос на 5, 2%, магазинов шаговой доступности — на 2%, а FMCG–гипермаркетов — всего на 0, 8%.Источник
Статья добавлена superbiznes 01.07.2021 10:28
Два некогда самых популярных формата FMCG–магазинов прекратили рост. Аналитики фиксируют, что количество гипермаркетов снижается, а супермаркетов не растёт. При этом продолжает увеличиваться число дискаунтеров и магазинов у дома. В агентстве INFOLine ожидают, что в ближайшие годы этот канал будет самым растущим в сегменте FMCG. Аналитики M. A. Research прогнозируют, что доля дискаунтеров и магазинов шаговой доступности к 2025 году может составить около 50% сетевого продовольственного ретейла.
Генеральный директор исследовательской компании NeoAnalytics Ольга Луцева–Эр отмечает, что пандемия значительно повлияла на российский рынок FMCG, фиксируется сокращение количества розничных точек. "Пока, к сожалению, это системная тенденция нашего времени. Потребитель предпочитает осуществлять покупки в меньшем объёме. Для этого подходят форматы “дискаунтер” и “магазин у дома”", — констатирует она.
Проиграли в ценовой войне
В середине марта сразу две крупные сети заявили, что собираются пробовать новые форматы. "Лента" в 2021 году начала открывать магазины у дома. При этом полностью от формата гипермаркета в сети отказываться не собираются. Группа "О'Кей" анонсировала планы по открытию 30–40 точек дискаунтеров "ДА! ", а к 2024 году предполагается, что в стране будут работать около 200 таких точек. Ретейлер хочет изменить стратегию работы: сделать упор на продукты категорий "фреш" и "ультрафреш" и уменьшить торговые площади магазинов.
Партнёр M. A. Research, руководитель направления "Ретейл" Анна Синявская видит несколько причин того, что количество гипермаркетов ежегодно сокращается. "Во–первых, это снижение показателей международных сетей “Ашан” и “МЕТРО”, работающих в формате классического крупноформатного магазина. Первые в итоге начали закрывать магазины с низкими показателями. Вторая причина — ассортимент гипермаркетов на 45–50% состоит из непродовольственных товаров, которые покупатели постепенно начинают либо заказывать онлайн, либо покупают в магазинах других форматов. Да и в принципе онлайн–торговлю всё больше предпочитают те покупатели, которые раньше чаще совершали покупки в гипермаркетах. Наконец, последняя причина — переформатирование гипермаркетов в дарксторы. Эта тенденция началась в прошлом году и сейчас укрепляется", — поясняет Синявская.
Рассматривая традиционные супермаркеты, эксперт указывает, что этот формат проигрывает в ценовой войне дискаунтерам, магазинам у дома, онлайн–торговле и специализированным сетям.
"Супермаркеты разнятся по торговой площади, по ассортименту, по целевой аудитории, по торговой наценке. Из–за этого и получается, что результаты в целом по формату низкие по сравнению с другими", — добавляет она.
Эксперты отмечают, что тенденция к снижению доли гипермаркетов и других больших форматов была хорошо заметна ещё с 2016 года. А к 2020–2021–му дискаунтеры стали очевидно выигрывать гонку роста. "Светофор", о котором сейчас говорят многие, согласно данным INFOLine, в прошлом году по объёму открытий торговых площадей уступил только X5 Group, а "Магнит" отошёл на третье место.
Заграница не помогла
По оценке генерального директора INFOLine Ивана Федякова, ёмкость российского рынка продуктов питания составляет около 16 трлн рублей, и в ближайшие годы рост ему не грозит. Следовательно, перипетии, связанные с перераспределением долей, будут происходить внутри этой нерастущей "песочницы". "Именно это и заставляет нас говорить о перспективах каналов, которые у нас пока не сильно развиты. К ним относятся и дискаунтеры. Причём они развивались бы столь же бурно, даже если бы не было пандемии. Правда, она этот тренд ускорила", — отмечает Федяков.
Эпоха дискаунтеров началась после кризиса 2014–2015 годов и изначально была связана с падением показателей иностранных ретейлеров, наиболее активно развивавших крупноформатную розницу. "Введение продуктового эмбарго резко ограничило ассортимент иностранных сетей, а позже начали расти цены и на отечественную продукцию. В итоге гипермаркеты потеряли статус магазинов низких цен с большим ассортиментом, — рассказывает Анна Синявская. — С супермаркетами ситуация сложнее. Это наиболее пёстрый формат, у которого в России весьма размытые критерии. Однако он долгое время был наиболее популярным, его придерживались большинство федеральных ретейлеров. Первое серьёзное сокращение доли супермаркетов произошло после кризиса 2008 года, с тех пор она колеблется в пределах 20%. А с 2018 года мы видим устойчивое снижение".
Ситуацию в Петербурге и Москве Ольга Луцева–Эр из NeoAnalytics считает одинаковой. "Если не учитывать сегмент онлайн–продаж, то такие форматы, как дискаунтер и магазин у дома, к 2025 году будут занимать около 80% в общей структуре продаж", — прогнозирует она.
Анна Синявская говорит, что в Москве тенденция не так выражена. Скорее там фиксируется гораздо меньше новых открытий крупных объектов. В основном открываются компактные гипермаркеты с меньшей площадью. Но при этом число дискаунтеров и магазинов шаговой доступности растёт. Связать это можно с активным строительством жилых домов. Аналитики исследовательской компании "Новые технологии" считают, что доля дискаунтеров по стране к 2025 году может удвоиться.
Тенденция роста популярности дисконтных форматов с начала пандемии присутствует в большинстве стран.
По данным Kantar, ещё в 2017 году оборот дискаунтеров на международном рынке вырос на 5, 2%, магазинов шаговой доступности — на 2%, а FMCG–гипермаркетов — всего на 0, 8%.Источник Статья добавлена superbiznes
01.07.2021 10:28