#1
Изменения, происходящие в торговле, связаны с новыми вызовами на рынке спроса. Потенциал цены исчерпан, покупатели теряют лояльность к брендам и ценят возможность купить здесь и сейчас. Ключевым фактором успеха становится логистика. При этом многие острые вопросы отношений ритейлеров и производителей в сфере управления цепями поставок остаются нерешенными. Директор выставки TransRussia Александр Ежов расспросил исполнительного директора Совета профессионалов по цепям поставок Ырысбека Ташбаева и заместителя директора Координационного совета по логистике Василия Демина о драйверах рынка и новом уровне культуры бизнеса.

— В ритейле увеличивается доля е-commerce, развивается омниканальность, активно растут магазины формата proxy, то есть меняется формат потребления. Какие вызовы в связи с этими трендами стоят перед игроками рынка розничной торговли в части управления цепями поставок?

Ырысбек Ташбаев:Основной вызов в ритейле — обеспечить доступность товара во всех каналах продаж. Нарастает актуальность автоматизации всех процессов в цепях поставок. Становится все более важным не только снизить влияние человеческого фактора, но и обеспечить высокую скорость операций. Из-за падения уровня платежеспособности населения и обострения конкуренции нарастает необходимость увеличения производительности труда, снижения затрат на логистику, повышения конкурентоспособности.

Еще один вызов — создание единой информационной системы маркировки товаров — потребует от поставщиков ритейла дополнительных инвестиций в технологии и оборудование, и, чтобы удержать рост стоимости товара, сети и поставщики должны находить резервы повышения эффективности и снижения затрат, в том числе в логистику. В этой ситуации от логистики требуется высокая степень гибкости работы.

Василий Демин:
Переход на омниканальность требует инфраструктурных и технологических изменений в первую очередь на распределительных центрах сетей. Тренд, сопутствующий омниканальности, — повышение скорости обслуживания. Например, в стратегии одного из ритейлеров зафиксирован переход к скорости обслуживания заказа клиента от момента получения информации о заказе до момента доставки на уровне 1, 5 часа, из них 0, 5 часа выделяются на обработку на складе и один час — на доставку. Поддержка таких изменений без увеличения затрат возможна только за счет применения принципиально новых технологий, глубокой автоматизации и роботизации всех технологических процессов от приемки до отгрузки. При этом рынок логистических услуг почти не готов к такому уровню требований и не имеет решений по срочной и экономичной доставке.

— Вы сказали, что логистика должна быть гибкой, что подразумевается под гибкостью?


Ырысбек Ташбаев:
Инфраструктура, с одной стороны, необходима для следования товаропотоков, а с другой — создает трудности для поставщиков из-за постоянно меняющейся ситуации на рынке спроса. Так вот, когда меняются объемы или структура заказов клиентов ритейла, вся цепочка поставок — дистрибуция, поставщики, производители — должна обеспечить соответствие этим изменениям без дополнительных затрат в инфраструктуру.

Василий Демин:

Требования отрасли будут только возрастать, и в этой ситуации лидерами станут компании, сумевшие своевременно увязать стратегию своего развития с изменениями в управлении цепями поставок и реализовать инфраструктурные и управленческие проекты, обеспечивающие эти изменения. Например, одним из главных трендов является снижение минимального заказа и увеличение частоты поставок. Ценность такого изменения для ритейлеров высока, так как обеспечивает снижение запасов и «замороженных» средств, сокращение складских площадей, гибкость в обеспечении потребности покупателей. Но при этом изменения являются достаточно чувствительными для поставщиков, так как увеличивают логистические затраты. Так, в 2017–2018 годах количество проектов по реконструкции процессов и инфраструктуры под указанные изменения, реализуемых проектной группой Координационного совета по логистике, увеличилось примерно на 40%. Это показывает, что компании-производители, выстраивая свои процессы под новые требования сетей, готовы инвестировать в инфраструктуру и технологии. Правда, большой радости акционеров и инвесторов этих компаний при этом не наблюдается.

— В последнее время много говорится о том, что взаимосвязи поставщиков и ритейлеров становятся все более прозрачными и открытыми, как этот тренд отражается в логистике? Что, на ваш взгляд, до сих пор мешает гармонизации отношений поставщиков с ритейлером в сфере поставок?

Ырысбек Ташбаев:

Сейчас каждая из сетей улучшает свою работу с поставщиками. Ритейлеры создают для своих поставщиков электронные сервисы, позволяющие отслеживать уровень запасов, наличие товара на полке, самим планировать и осуществлять поставки, не дожидаясь получения заказов от сетей и магазинов. Самые известные примеры — Х5 Retail Group, запустившая сервис для поставщиков Click Service Retail, «Магнит», развивающий логистический портал для поставщиков «Магнит сервис». Это очень позитивный процесс. Но с работой таких площадок вызовы производителей полностью не снимаются.

Во-первых, каждая сеть предоставляет информацию только о своих прогнозах и продажах, и поэтому поставщик не получает целостной картины консолидированного рыночного спроса. Во-вторых, ритейлеры, прогнозируя потребности, закладывают немного большие объемы для предотвращения дефицита, и когда эти «погрешности» разных сетей складываются, у поставщика формируется искаженная информация о требуемых объемах и структуре спроса, что может привести к излишним поставкам, возвратам, простоям и как следствие — снижению эффективности.

Остается нерешенным вопрос унификации требований сетей к поставкам и приемке продукции. И так как каждый ритейлер выставляет свои требования по документации, этикеткам, наборам реквизитов, укладке на палету, несоблюдение которых чревато штрафами, поставщики вынуждены выстраивать отдельные технологические процессы для каждой сети на своих РЦ. У поставщиков теряется эффект масштаба, тормозится поставка . Было бы удобно, если бы сети унифицировали и стандартизировали свои требования по процедуре приемки продукции. Думаю, что в ближайшее время поставщики должны собраться и выработать консолидированную позицию по единым регламентам поставок. Пока не выработана четкая позиция поставщиков, у сетей нет потребности и необходимости вводить изменения в свои процедуры.

— Всевозможные объединения и коллаборации для совместного решения задач бизнеса — одна из нарастающих тенденций рынка ритейла, насколько этот процесс актуален для логистики, в каком звене цепочки поставок возможна консолидация усилий и какие выгоды она может принести?

Ырысбек Ташбаев: Коллаборации, совместные активности и практики — это новый уровень культуры бизнеса, предполагающий большую открытость, больше прозрачных коммуникаций между компаниями.

На мой взгляд, на рынке логистики идет движение в сторону совместного использования ресурсов. Эффект масштаба работает только при условии максимальной загрузки объектов инфраструктуры. Поэтому компании-поставщики начинают искать пути коллаборации, чтобы, в том числе, перекрывать пики и сезонное снижение объемов поставки, партнеров для совместного хранения товаров на складе либо совместной транспортировки в сети. Думаю, мы будем все чаще видеть кейсы коллабораций, объединения ритейлеров для решения логистических задач.

Будущее — за такими понятными и эффективными методами, как пулинг — совместная доставка в сети. По схеме пулинга уже работают «Магнит», Х5 Retail Group, постепенно запускаются «Дикси», «Ашан», «Лента».

Пулинг позволяет поставщикам за счет объединения при доставке в одну точку получать от перевозчиков более низкую цену, увеличить частоту поставок, сократить транзитные сроки и простои. В целом затраты на доставку могут сократиться на 10–30%.

Коллаборация может стать ответом на еще один вызов для сетей — необходимость обеспечивать продукцией труднодоступные и удаленные регионы, например, районы Крайнего Севера, месторождения с пропускной системой. Как правило, затраты на транспортировку в такие регионы высокие, а объем потребления там небольшой. И объединение различных сетей по схеме пулинга позволяет сократить издержки при доставке в дальние регионы.

Еще одна из острых проблем поставщиков — простой транспорта при разгрузке на распределительных центрах сетей. Машина, в которой собраны товары от нескольких поставщиков, чаще всего проходит на «зеленой волне», где продолжительность приемки составляет всего 2–3 часа, притом что обычная практика простоя при разгрузке — десятки часов, иногда машины простаивают сутками.

Василий Демин: При коллаборациях следует искать решения, которые действительно приведут к стратегии Win-Win, а не только к преимуществам для одной стороны. К таким решениям, кроме уже названного пулинга, относятся использование технологии BBXD; оценка и прогнозирование на основании всей цепи поставок до полки, позволяющая правильно понимать, чего хочет клиент; определение оптимальной партии поставки с учетом стоимости доставки, хранения и грузообработки; переход от требования «одно SKU — один поддон» к возможности размещения на одном поддоне нескольких наименований, но с четким визуальным и физическим разделением на слои.

— По вашим оценкам, в какие технологии будут вкладываться логистические операторы и ритейлеры в ближайшие годы?

Ырысбек Ташбаев:
Будут развиваться технологии, направленные на совместное прогнозирование и планирование ритейлеров и поставщиков, вовлечение большего количества компаний в цепи поставок, в обмен данными и информацией, повышение прозрачности цепи поставок, контроль и видимость движения заказов в цепи поставок.

Такие технологии позволяют минимизировать трудозатраты на планирование, а операционная работа будет осуществляться в режиме пополнения запасов в точках продаж.

Продолжат развиваться электронные площадки закупок и тендеров, простые и доступные для пользователей. Будет нарастать необходимость в цифровых технологиях, способствующих повышению производительности труда.

Еще один тренд — переход от цепи поставок к цепи создания ценности. В чем это заключается? Цепь создания ценности строится от спроса, а для логистики это серьезный вызов, потому что классическая логистика строится на основе эффективного использования инфраструктуры. Как обеспечить переход на цепь создания ценности при инфраструктурных ограничениях — серьезный вопрос для поставщиков сетей. Если результат процессов поставок будет соответствовать ожиданиям сетей, то это увеличит ценность предоставляемых услуг.

— «Уберизация» постепенно проникает в разные сектора экономики и сферы бизнеса, но сейчас активно ведутся споры, во всех ли сферах оправданно применение этой технологии и насколько тотальным должно быть внедрение. На ваш взгляд, станет ли убер драйвером развития логистики и насколько динамично уберизация будет внедряется в процессы поставки?

Ырысбек Ташбаев:
Уберизация применительно к грузоперевозкам осложняется рядом аспектов: очень разные объемы и параметры перевозимого товара, различные возможности по приемке в точках забора и доставки, включая время, обеспечение требований соблюдения температурного режима, условий совместной транспортировки и хранения, например, продуктов питания и химических товаров, и тому подобное. Тем не менее тренд движется в этом направлении, и, я думаю, уберизация неизбежна, а значит, есть смысл вкладывать в нее деньги. В логистике такая технология будет, скорее всего, применима на этапе последней мили, где крупные объемы поставок дробятся по получателям.

— Сейчас на уровне правительства ведутся дискуссии о возможности создания и развития единого мультимодального цифрового транспортного и логистического пространства на территории России. Как вы оцениваете перспективы этого проекта? Что может тормозить создание единого пространства?

Ырысбек Ташбаев:
В масштабных проектах развития экономики территорий важна роль инфраструктуры, и в первую очередь качественных дорог, облегчающих перемещение, обеспечивающих наличие товаров на местах. Поэтому и в США после депрессии 1920–1930 годов, и в странах Европы после Второй мировой войны в программах развития экономики первыми пунктами стояло строительство дорог. В России главные сложности доставки связаны с обширной территорией, большим количеством разных часовых поясов и неравномерным развитием инфраструктуры. Считаю, что надо уделять больше внимания проектам по автоматизации закупки, доставки, транспортировки на уровне компаний и распространять успешные практики на регионы. Если реализовывать сразу масштабный проект, то он, скорее всего, превратится в форму освоения бюджета.

Надо повышать эффективность отдельных компаний, свободно распространять лучшие идеи и кейсы, поощрять снижением налогов внедрение инновационных технологий. Все это даст эффект на уровне экономики страны.

Василий Демин:
Должна быть государственная политика, направленная на повышение эффективности цепей поставок. На сегодня цепи поставок — самый важный элемент развития ритейла. Потенциал снижения цены, расширения ассортимента, запуска новых брендов почти исчерпан, качество предложения практически у всех игроков выровнялось, покупатели теряют лояльность к брендам и все больше ценят возможность купить здесь и сейчас. Ключевым фактором для успешной работы сетей становятся эффективно работающие цепи поставок. Пока в России не все игроки это осознают, но в ближайшее время управление цепями поставок будет иметь особую значимость для бизнеса.

— Совет профессионалов по цепям поставок, который вы возглавляете, фокусируется на том, чтобы опыт и компетенции компаний были доступны и другим игрокам рынка. Что в этом плане могут сделать организаторы выставки TransRussia, как выставка может помочь продвигать и развивать технологии в сфере поставок?

Ырысбек Ташбаев:
Традиционно TransRussia ассоциируется с вопросами транспорта, но надо уходить от этого восприятия, становиться местом демонстрации лучших компетенций и достижений в области управления цепями поставок, методологии и технологии обеспечения цепочки создания ценности для потребителей. Если организаторам выставки такой формат удастся, это будет хорошим ответом запросам рынка. Деловая программа выставки вселяет позитивный оптимизм, доказывая, что организаторы идут в верном направлении. В частности, появилось больше конференций и сессий по проблемам ритейла и поставщиков в программе.

В России, в отличие от Европы, нет специализированных выставок передовых технологий в области цепей поставок. Эта культура появляется постепенно, но нужно ускоряться.

TransRussia имеет все шансы и должна стать масштабной выставкой технологий и решений по управлению логистикой и цепями поставок.Источник Статья добавлена superbiznes
10.04.2019 06:58

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение