Этот сайт использует "cookies", условия их использования смотрите в Правилах пользования сайтом. Условия обработки данных посетителей сайта и условия их защиты смотрите в Политике конфиденциальности. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, тем самым Вы даете согласие на обработку данных на указанных выше условиях.
О том, как автокафе развивает городскую среду и автомобильную и кофейную культуру, РБК+ рассказал генеральный директор Coffee Machine Дмитрий Лутченко.
— Как развивается рынок автокафе в России и от каких факторов зависит? С какими зарубежными странами мы сравнимы по потенциалу рынка?
— Рынок автокафе развивают в основном глобальные фастфуд-сети. Особенно активно — McDonalds. Собственно, культура автокафе идет из Америки. В США сервисы, связанные с обслуживанием потребителя, передвигающегося на машине, очень развиты, и генерируют от 40 до 50% выручки компаний общественного питания: американцы вообще не любят выходить из машины. В Европе подобные форматы пока не так распространены.
В России формат начал формироваться недавно, и развивается он очень активно. Достаточно посмотреть на очередь, которая скапливается к окошкам «МакАвто». Людям это нравится. В России открыто уже больше 300 ресторанов «МакАвто». Особенно формат автокафе комфортен в наших климатических условиях.
На Дальнем Востоке этот сегмент рынка общественного питания стал формироваться несколько раньше, чем в центральной и западной частях страны. Основным фактором развития рынка, в том числе, стал высокий уровень автомобилизации населения. Владивосток занимает первое место в стране по количеству автомобилей: на 1000 жителей приходится более 550 машин. Грубо говоря, у каждого взрослого человека во Владивостоке, да и на Дальнем Востоке в целом есть автомобиль. Покупка личного транспорта здесь была довольно доступна, и в регионе сложилась определенная автомобильная культура. Например, у нас во Владивостоке есть улица Всеволода Сибирцева, в народе ее называют проспектом Красоты, — дорога проходит по вершине сопки, и там организован целый фудкорт из автокафе.
Во Владивостоке мы были далеко не первыми на рынке автокафе, просто решили сделать лучше, чем остальные. Сегодня даже в регионах с более низкой автомобилизацией населения, в Хабаровском крае, например, бизнес автокафе по некоторым показателям развивается динамичнее. Но пока в целом рынок автокафе формата drive-thru недооценен в России.
— Drive-thru и drive-in — в чем особенности форматов, насколько они совместимы?
— Автокафе — это заведение без зала для посетителей, гость просто подъезжает к окошку на автомобиле, и ему выдают заказ в машину. Это то, что мы привыкли видеть в «МакАвто», и то, что называется drive-thru. «Драйв-ины» подразумевают большее парковочное пространство, чтобы посетитель мог припарковаться и дождаться, когда ему вынесут заказ. Помните фрагменты из американских фильмов, где заказ привозили молодые официанты и официантки на роликах, — в этом случае залом для посетителей является салон его собственного автомобиля: он может взять еду с собой или перекусить тут же на парковке.
В процессе работы мы перепробовали разные варианты: был, например, мобильный официант, который собирал заказы в очереди и онлайн передавал их кухне. Самым эффективным оказалось именно наличие парковки: посетитель делает заказ в окне, отъезжает на парковку, и ему выносят заказ к автомобилю. Это решило проблему очередей и существенно увеличило число обрабатываемых заказов. На некоторых объектах пропускная способность увеличилась в три раза. Отдельные заведения сети пришлось расширить, чтобы соответствовать новым объемам. Численность персонала автокафе выросла с трех до десяти человек в смену.
В Приморье мы тестируем мобильное приложение, которое способно отследить приближение автомобиля покупателя, сделавшего заказ онлайн, и ему уже не нужно даже подъезжать к окну — достаточно просто заехать на парковку, нажать кнопку «Я подъехал», и заказ вынесут к машине. 15–20% заказов уже сейчас приходят из мобильного приложения.
— В чем преимуществ автокофейни, чем вы отличаетесь от сетей фастфуда?
— Мы не фастфуд. У нас тоже все готовится оперативно, но вся еда, что называется, из-под ножа. Наши «завертоны» (мексиканские лепешки с разными начинками от суперлегких до суперсытных) — это обычная нормальная еда, которую можно есть каждый день. Кроме того, больше половины объема продаж наших автокафе — напитки.
Название Coffee Machine не случайно, мы специализируемся на кофе. У нас качественный кофе итальянской обжарки, мы семь лет работаем с одним поставщиком и возим кофе непосредственно из Италии. Используем только хорошее молоко, качественную упаковку. Вообще, нам хотелось развивать культуру кофе в противовес тому напитку, который обычно наливают на АЗС или придорожном кафе в обычный пластиковый стаканчик.
Если говорить про ценовой сегмент в еде, то средняя стоимость продукта, одного «завертона», — 150–200 руб. Это несколько дороже, чем в фастфуде, но и публика у нас более взрослая, она не будет каждый день питаться бургерами.
— Как выбираете локацию? Насколько сложно найти место и договориться с местными властями?
— Земли в стране много, но земельный рынок не очень развит: взять участок в аренду достаточно тяжело, в основном участки продаются и покупаются. Можно столкнуться с административными барьерами, связанными с обустройством дорожной инфраструктуры и местными градостроительными нормами. Например, если трасса федеральная, желательно, чтобы рядом с выбранным под кафе участком была какая-то примыкающая дорога. Иначе процесс согласования может занять продолжительное время. Мы накопили достаточно опыта в этом вопросе, 90% наших автокафе расположены на собственных участках. Основная часть консультаций по нашей франшизе — это помощь в подборе и оформлении участка.
Кто-то приходит в бизнес со своей землей. Но если у франчайзи недостаточно средств на покупку земельного участка, мы чаще всего ее выкупаем, и он пользуется им на правах аренды. Средняя стоимость участка под автокафе размером до 1000 кв. м колеблется от 2 млн до 5 млн руб. Как правило, это выезды из города, в некоторых случаях участки, примыкающие к АЗС, но это не является обязательным условием. В целом мы рекомендуем выбирать более свободную и открытую площадку, с парковкой не менее чем на десять мест. Все как в ресторане, чем больше посадочных — в нашем случае парковочных — мест, тем больше он зарабатывает. С помощью собственной система метрик и замеров трафика мы можем спрогнозировать будущую выручку.
До 30% наших автокафе в Приморье находятся на трассах, и многие из них зарабатывают как лучшие городские объекты. Серьезное отличие кафе на трассе от городского — большая зависимость от сезона. Но тут нужно учитывать специфику региона — сезонность свойственна курортным территориям. Максимальная выручка на трассе в летний сезон будет выше городской, а изначальные вложения меньше — стоимость земли вне городской черты значительно дешевле.
Интересно, что если большой трафик на трассе работает в пользу кафе, то в городе ситуация другая. Высоко загруженная дорога — не всегда лучшее место для размещения автокафе: люди боятся потерять свое место в пробке.
Собственно, основная часть инвестиций необходима на благоустройство участка автокафе и строительство небольшого павильона, оборудование кухни. В зависимости от региона понадобится 4, 5–5 млн руб.: 1, 8 млн будет стоить постройка объекта, 1, 4 млн — оборудование, 550 тыс. — паушальный взнос, 250 тыс. — первоначальный закуп, 1–1, 5 млн уйдет на благоустройство участка (асфальтирование, отсыпка, подводка коммуникаций, освещение).
— Есть интерес работать в Москве или вы продолжите региональную экспансию?
— Получилось так, что сеть естественно развивалась в основном на Дальнем Востоке — сначала Владивосток, потом Приморье, Хабаровский край, Сахалин, Камчатка, Иркутская и Амурская области. В Центральной России мы пока представлены только в Краснодаре: первый объект открыли по франшизе в начале декабря и еще через месяц планируем открыть второе, уже собственное автокафе.
Москву мы до сих пор не рассматривали из-за высокой стоимости аренды земли. А вот развитие инфраструктуры Подмосковья нам интересно. Сюда мы планируем зайти с собственным автокафе сразу после Краснодара.
Всего сейчас в сети 50 кофеен. До конца года их будет уже 55. Наших собственных — 14, все они находятся во Владивостоке. В других регионах сеть развивается преимущественно за счет франшизы.
Открытие первого автокафе требует серьезной работы по привлечению клиентов, работы на узнаваемость бренда, поэтому ежемесячные роялти для первого заведения сети в регионе составляет 2% от оборота в месяц. По мере роста числа кофеен в сети увеличивается и сумма роялти, но не более 5%.
— Каков ваш опыт поиска инвестиций для открытия бизнеса?
— Мы, как и многие компании, развиваемся за счет кредитов. Это рискованно, надо быть с этим инструментом очень осторожным, но в целом он работает. Уверенности нам придает в том числе прибыльная собственная и франшизная сеть. Вложения в земельные участки менее рискованные, поскольку это актив, который легко оценивается банком и практически никогда не падает в цене.
После кризиса 2014 года кредитных инструментов на рынке стало меньше, но они постепенно возвращаются: сейчас, например, мы изучаем условия кредитования на развитие франшизы от банка «Уралсиб».
Кроме того, есть реально действующие государственные инструменты поддержки — региональные гарантийные фонды, в частности. Мы активно пользуемся гарантиями Фонда Приморского края, которые позволяют увеличить сумму залога и, соответственно, размеры кредитования в четыре раза. Сейчас используем плечо гарантийного фонда для покупки еще одного участка. На сегодняшний день это самая действующая и самая удобная схема кредитования для малого бизнеса.Источник
Статья добавлена superbiznes 24.12.2018 12:27
— Как развивается рынок автокафе в России и от каких факторов зависит? С какими зарубежными странами мы сравнимы по потенциалу рынка?
— Рынок автокафе развивают в основном глобальные фастфуд-сети. Особенно активно — McDonalds. Собственно, культура автокафе идет из Америки. В США сервисы, связанные с обслуживанием потребителя, передвигающегося на машине, очень развиты, и генерируют от 40 до 50% выручки компаний общественного питания: американцы вообще не любят выходить из машины. В Европе подобные форматы пока не так распространены.
В России формат начал формироваться недавно, и развивается он очень активно. Достаточно посмотреть на очередь, которая скапливается к окошкам «МакАвто». Людям это нравится. В России открыто уже больше 300 ресторанов «МакАвто». Особенно формат автокафе комфортен в наших климатических условиях.
На Дальнем Востоке этот сегмент рынка общественного питания стал формироваться несколько раньше, чем в центральной и западной частях страны. Основным фактором развития рынка, в том числе, стал высокий уровень автомобилизации населения. Владивосток занимает первое место в стране по количеству автомобилей: на 1000 жителей приходится более 550 машин. Грубо говоря, у каждого взрослого человека во Владивостоке, да и на Дальнем Востоке в целом есть автомобиль. Покупка личного транспорта здесь была довольно доступна, и в регионе сложилась определенная автомобильная культура. Например, у нас во Владивостоке есть улица Всеволода Сибирцева, в народе ее называют проспектом Красоты, — дорога проходит по вершине сопки, и там организован целый фудкорт из автокафе.
Во Владивостоке мы были далеко не первыми на рынке автокафе, просто решили сделать лучше, чем остальные. Сегодня даже в регионах с более низкой автомобилизацией населения, в Хабаровском крае, например, бизнес автокафе по некоторым показателям развивается динамичнее. Но пока в целом рынок автокафе формата drive-thru недооценен в России.
— Drive-thru и drive-in — в чем особенности форматов, насколько они совместимы?
— Автокафе — это заведение без зала для посетителей, гость просто подъезжает к окошку на автомобиле, и ему выдают заказ в машину. Это то, что мы привыкли видеть в «МакАвто», и то, что называется drive-thru. «Драйв-ины» подразумевают большее парковочное пространство, чтобы посетитель мог припарковаться и дождаться, когда ему вынесут заказ. Помните фрагменты из американских фильмов, где заказ привозили молодые официанты и официантки на роликах, — в этом случае залом для посетителей является салон его собственного автомобиля: он может взять еду с собой или перекусить тут же на парковке.
В процессе работы мы перепробовали разные варианты: был, например, мобильный официант, который собирал заказы в очереди и онлайн передавал их кухне. Самым эффективным оказалось именно наличие парковки: посетитель делает заказ в окне, отъезжает на парковку, и ему выносят заказ к автомобилю. Это решило проблему очередей и существенно увеличило число обрабатываемых заказов. На некоторых объектах пропускная способность увеличилась в три раза. Отдельные заведения сети пришлось расширить, чтобы соответствовать новым объемам. Численность персонала автокафе выросла с трех до десяти человек в смену.
В Приморье мы тестируем мобильное приложение, которое способно отследить приближение автомобиля покупателя, сделавшего заказ онлайн, и ему уже не нужно даже подъезжать к окну — достаточно просто заехать на парковку, нажать кнопку «Я подъехал», и заказ вынесут к машине. 15–20% заказов уже сейчас приходят из мобильного приложения.
— В чем преимуществ автокофейни, чем вы отличаетесь от сетей фастфуда?
— Мы не фастфуд. У нас тоже все готовится оперативно, но вся еда, что называется, из-под ножа. Наши «завертоны» (мексиканские лепешки с разными начинками от суперлегких до суперсытных) — это обычная нормальная еда, которую можно есть каждый день. Кроме того, больше половины объема продаж наших автокафе — напитки.
Название Coffee Machine не случайно, мы специализируемся на кофе. У нас качественный кофе итальянской обжарки, мы семь лет работаем с одним поставщиком и возим кофе непосредственно из Италии. Используем только хорошее молоко, качественную упаковку. Вообще, нам хотелось развивать культуру кофе в противовес тому напитку, который обычно наливают на АЗС или придорожном кафе в обычный пластиковый стаканчик.
Если говорить про ценовой сегмент в еде, то средняя стоимость продукта, одного «завертона», — 150–200 руб. Это несколько дороже, чем в фастфуде, но и публика у нас более взрослая, она не будет каждый день питаться бургерами.
— Как выбираете локацию? Насколько сложно найти место и договориться с местными властями?
— Земли в стране много, но земельный рынок не очень развит: взять участок в аренду достаточно тяжело, в основном участки продаются и покупаются. Можно столкнуться с административными барьерами, связанными с обустройством дорожной инфраструктуры и местными градостроительными нормами. Например, если трасса федеральная, желательно, чтобы рядом с выбранным под кафе участком была какая-то примыкающая дорога. Иначе процесс согласования может занять продолжительное время. Мы накопили достаточно опыта в этом вопросе, 90% наших автокафе расположены на собственных участках. Основная часть консультаций по нашей франшизе — это помощь в подборе и оформлении участка.
Кто-то приходит в бизнес со своей землей. Но если у франчайзи недостаточно средств на покупку земельного участка, мы чаще всего ее выкупаем, и он пользуется им на правах аренды. Средняя стоимость участка под автокафе размером до 1000 кв. м колеблется от 2 млн до 5 млн руб. Как правило, это выезды из города, в некоторых случаях участки, примыкающие к АЗС, но это не является обязательным условием. В целом мы рекомендуем выбирать более свободную и открытую площадку, с парковкой не менее чем на десять мест. Все как в ресторане, чем больше посадочных — в нашем случае парковочных — мест, тем больше он зарабатывает. С помощью собственной система метрик и замеров трафика мы можем спрогнозировать будущую выручку.
До 30% наших автокафе в Приморье находятся на трассах, и многие из них зарабатывают как лучшие городские объекты. Серьезное отличие кафе на трассе от городского — большая зависимость от сезона. Но тут нужно учитывать специфику региона — сезонность свойственна курортным территориям. Максимальная выручка на трассе в летний сезон будет выше городской, а изначальные вложения меньше — стоимость земли вне городской черты значительно дешевле.
Интересно, что если большой трафик на трассе работает в пользу кафе, то в городе ситуация другая. Высоко загруженная дорога — не всегда лучшее место для размещения автокафе: люди боятся потерять свое место в пробке.
Собственно, основная часть инвестиций необходима на благоустройство участка автокафе и строительство небольшого павильона, оборудование кухни. В зависимости от региона понадобится 4, 5–5 млн руб.: 1, 8 млн будет стоить постройка объекта, 1, 4 млн — оборудование, 550 тыс. — паушальный взнос, 250 тыс. — первоначальный закуп, 1–1, 5 млн уйдет на благоустройство участка (асфальтирование, отсыпка, подводка коммуникаций, освещение).
— Есть интерес работать в Москве или вы продолжите региональную экспансию?
— Получилось так, что сеть естественно развивалась в основном на Дальнем Востоке — сначала Владивосток, потом Приморье, Хабаровский край, Сахалин, Камчатка, Иркутская и Амурская области. В Центральной России мы пока представлены только в Краснодаре: первый объект открыли по франшизе в начале декабря и еще через месяц планируем открыть второе, уже собственное автокафе.
Москву мы до сих пор не рассматривали из-за высокой стоимости аренды земли. А вот развитие инфраструктуры Подмосковья нам интересно. Сюда мы планируем зайти с собственным автокафе сразу после Краснодара.
Всего сейчас в сети 50 кофеен. До конца года их будет уже 55. Наших собственных — 14, все они находятся во Владивостоке. В других регионах сеть развивается преимущественно за счет франшизы.
Открытие первого автокафе требует серьезной работы по привлечению клиентов, работы на узнаваемость бренда, поэтому ежемесячные роялти для первого заведения сети в регионе составляет 2% от оборота в месяц. По мере роста числа кофеен в сети увеличивается и сумма роялти, но не более 5%.
— Каков ваш опыт поиска инвестиций для открытия бизнеса?
— Мы, как и многие компании, развиваемся за счет кредитов. Это рискованно, надо быть с этим инструментом очень осторожным, но в целом он работает. Уверенности нам придает в том числе прибыльная собственная и франшизная сеть. Вложения в земельные участки менее рискованные, поскольку это актив, который легко оценивается банком и практически никогда не падает в цене.
После кризиса 2014 года кредитных инструментов на рынке стало меньше, но они постепенно возвращаются: сейчас, например, мы изучаем условия кредитования на развитие франшизы от банка «Уралсиб».
Кроме того, есть реально действующие государственные инструменты поддержки — региональные гарантийные фонды, в частности. Мы активно пользуемся гарантиями Фонда Приморского края, которые позволяют увеличить сумму залога и, соответственно, размеры кредитования в четыре раза. Сейчас используем плечо гарантийного фонда для покупки еще одного участка. На сегодняшний день это самая действующая и самая удобная схема кредитования для малого бизнеса.Источник Статья добавлена superbiznes
24.12.2018 12:27