• Главная » 
  • Статьи » 
  • Большое будущее малого формата: что ждет дискаунтеры и мини-супермаркеты
#1
Обороты небольших магазинов растут в семь раз быстрее, чем других каналов продаж. Сейчас на их долю приходится семь из десяти походов в магазин и 26% всех покупок. О том, как будут развиваться небольшие супермаркеты, рассказали эксперты компании Nielsen

Форматы малых магазинов переживают возрождение: на них приходятся семь из десяти походов в магазин и 26% продаж в денежном выражении почти во всех регионах, кроме Ближнего Востока и Африки. Ежегодные темпы роста оборота в этом канале находятся на уровне 14% при 2–2, 5% в других форматах. Компания Nielsen совместно с Coca-Cola Retailing Research Council выпустила отчет, в котором исследуется состояние и будущее малых форматов торговли в ряде стран — России, ОАЭ, Турции, ЮАР, Бельгии и Испании. Под малыми понимаются шесть форматов: небольшие по площади супермаркеты, являющиеся частью сети из более крупных форматов; дискаунтеры в удобных локациях; специализированные магазины (алкогольные, продовольственные и др.); отдельные небольшие магазины; магазины у дома, которые помогают удовлетворять моментальные потребности, и магазины при АЗС.

Что влияет на развитие малых форматов

Урбанизация. Сегодня, по данным ООН, в городах живет 54% мирового населения, к 2050 году этот показатель вырастет до 66%. Горожане меньше ездят на автомобилях, живут в более компактных квартирах, где не всегда есть место для хранения продуктов. Городскому жителю проще зайти в магазин на первом этаже его дома или офиса, чем ехать в гипермаркет и покупать товары впрок.

Уменьшение размера домохозяйств. Сейчас наблюдается тенденция вступать в брак гораздо позже. Все больше людей живут одни — это относится как к молодым, так и к пожилым. Маленькие домохозяйства меньше готовят, им не нужно много продуктов. Сосредоточенность молодежи на карьере приводит к более высокому уровню располагаемых доходов, чем у других групп населения. Для таких потребителей малые форматы магазинов становятся рациональным выбором.

Популярность питания вне дома. Увеличение занятости на работе приводит к тому, что потребители стремятся избавиться от хлопот по дому и инвестировать свободное время в досуг. Возможность съесть то, что нравится, там, где это удобно, и по приемлемой цене все больше ценится занятыми горожанами. Малые магазины с оборудованным местом для перекуса как раз предлагают такое решение.

Увеличение проникновения смартфонов влияет на все форматы торговли — и в части удобства платежей, и в части нового способа коммуникации с потребителями через приложения, уведомления и т. д. Для малых магазинов смартфоны означают возможность сократить время совершения покупок (что важно для тех, кто живет «на бегу»), а также организовать доставку в удобное для потребителя место.

Как завоевать потребителя?

Сегодня рост малых форматов обеспечивается благоприятными внешними условиями, но что поможет отдельным магазинам или сетям завоевать преимущество перед другими тогда, когда сегмент будет близок к насыщению?

Эксперты Nielsen изучили главные потребности и ожидания покупателей от малых форматов торговли по четырем ключевым параметрам — времени, которое они готовы тратить на шопинг в магазине малого формата, ассортименту, уровню цен и общему опыту совершения покупок — и определили перспективные для их развития области.

Время. Потребители отмечают важность расположения компактных форматов: они должны быть на пути с работы домой, 40% хотели бы добираться до такого магазина не более пяти минут, еще 33% готовы потратить на это до десяти минут. Что касается времени, проведенного на кассе, то 6% хотели бы уделять этому «ноль» минут, 48% согласились подождать до трех минут, еще 21% — четыре-пять минут и только 25% готовы провести в очереди на кассу более пяти минут.

На время влияют и другие параметры: возможность припарковать рядом автомобиль или велосипед, часы работы (чем раньше открывается и позже закрывается магазин, тем лучше), наличие свободных корзин или тележек.

Ассортимент. Правильный ассортимент продуктов в нужном качестве — этот простой, на первый взгляд, принцип бывает сложно реализовать в малых форматах, где пространство полок существенно ограничено. Среди четырех рассматриваемых параметров именно доступный ассортимент выглядит наиболее критичным для малых форматов, ведь если покупатель не находит нужного товара в магазине, главное преимущество малого формата — экономия времени благодаря скорости совершения покупок — исчезает.

В исследованных странах в среднем 45% респондентов покупают в малых форматах не более пяти категорий товаров за одно посещение, 54% — не менее шести, из которых 27% готовы приобрести более 11 категорий. Тех, кто покупают не менее шести категорий, можно назвать привлекательными клиентами: они заходят в малые магазины в рамках регулярного шопинга, а значит, есть все предпосылки для увеличения их корзины.

Важный аспект малых форматов — наличие готовой еды и горячих напитков навынос. В исследовании Nielsen 9% опрошенных ответили, что посещают магазины малого формата, чтобы перекусить. Несмотря на низкий показатель, доступность качественных готовых снеков и напитков создает гало-эффект в отношении остального ассортимента и бренда магазина в целом: позитивная эмоциональная реакция переносится и на другие элементы магазина. Еще 7% заходят в такие магазины за срочными покупками. Обе миссии уникальны для малых форматов, ведь в супермаркет либо гипермаркет не приходят за мелкими продуктами или едой «на ходу».

Среди иных причин посещения малого формата 44% респондентов назвали регулярные покупки необходимых продуктов, 22% — покупки впрок, 11% — приобретение недостающих ингредиентов для приготовления блюд. Эти цели очень похожи на те, что потребители преследуют в супермаркетах или гипермаркетах, и на них в сумме приходится 75% причин пойти в малый формат. Приведенные цифры свидетельствуют о важности подбора ассортимента для конкретной точки.

Цена. Когда потребителей спросили, чего им не хватает в малых форматах сегодня, 41% респондентов отметили необходимость расширения ассортимента новыми категориями, 25% — новыми брендами, еще 25% хотели бы видеть больше ценовых сегментов и 9% — больше вариантов упаковки. Стоимость товара не является сильной стороной малых форматов, и главный вопрос, на который важно найти ответ, насколько высокую цену готовы платить покупатели, до того как они отправятся в магазин большего формата в поисках более привлекательных ценников.

В ходе исследования 46% опрошенных ответили, что цены в магазинах малых форматов такие же или ниже, чем в супермаркетах и гипермаркетах, в то время как 54% заявили о более высоком уровне цен — на 15% и более. Во многом речь идет о воспринимаемой цене. С одной стороны, покупатели могут сравнить стоимость тех товаров, которые они чаще приобретают в других магазинах, в этом случае будет зафиксировано даже едва заметное различие. С другой стороны, из-за меньших упаковок, частых походов в магазин за малым количеством продуктов средний чек воспринимается как небольшой.

Что могут сделать магазины в отношении цены?

ввести редкие товарные позиции или варианты упаковки: по ним покупателям сложнее найти референтную цену в других магазинах;
предложить интересные варианты «быстрой» еды, тогда не только сравнить стоимость станет практически невозможно, но и референтным уровнем цен для покупателей будут цены в сетевых кафе, где они традиционно выше.

Потребительский опыт. Магазин сегодня — больше, чем просто магазин: покупатели нового поколения хотят получать впечатления всегда и везде, даже во время рутинного шопинга.

Введение новых товарных позиций (которые, кстати, покупатели вероятнее заметят в малом формате, чем в супермаркете с его длинными полками), расширение меню еды навынос, организация небольших мероприятий — эти направления становятся компонентами имиджа малых магазинов.

Другое направление — установка столиков для перекуса. В исследованных странах 23% отметили наличие таких мест в небольших магазинах, и 57% из них ответили, что воспользовались возможностью провести за ними время.

Наконец, на покупательском опыте отражается и взаимодействие с персоналом: при наличии двух свободных касс — одной с кассиром, а другой с самообслуживанием — лишь 39% респондентов выбрали второй вариант, потому что он экономит время, а для 61% предпочтителен вариант с кассиром: они ценят возможность пообщаться, расплачиваются наличными или не доверяют автоматическим кассам. Интересно, что 25% покупателей в рамках своего последнего посещения магазина взаимодействовали с персоналом — просили помочь отыскать нужный продукт (42%), узнавали о наличии конкретной товарной позиции (31%), просили совета (21%) и спрашивали о скидках (20%).

Сценарии будущего малых форматов

Успешное развитие в канале малых форматов в исследованных развивающихся странах сводится к тому, чтобы максимизировать полезность магазина для покупателя в части времени, выбора, опыта и уровня цен (выше тех, к которым привыкли покупатели в стране). Для каждой развивающейся страны или формата ретейлера выход может быть своим — расширенное предложение в категории «фреш» или в меню еды навынос, комфортная зона для общения и перекуса, еженедельный ввод в ассортимент новинок.

Основные сценарии развития малых форматов:

1. Малые форматы усиливают свое преимущество по параметрам «время», «потребительский опыт» и «ассортимент», но не «цена». Онлайн-торговля товарами повседневного спроса будет бросать вызов в отношении выбора и времени, но малые форматы всегда могут предложить более удобное расположение и радующий покупателей ассортимент.

2. Малые форматы приобретают достаточный масштаб, чтобы конкурировать по цене, и применяют диджитал-технологии в виде онлайн-заказов или предзаказов. Конечно, конкурентоспособность по цене не отменяет работу над другими тремя параметрами — ретейлеры будут внедрять решения для сокращения времени пребывания покупателя на кассе, устанавливать электронные ценники, на которых можно менять цену в зависимости от меняющихся в течение дня факторов (погода, время суток и т. д.).

3. Благодаря данным о покупках, профилю покупателя и его поведению, в том числе в социальных сетях, ретейлер знает предпочтения и потребности человека и умеет с высокой точностью предсказывать его желания, а значит, он может формировать корзину и доставлять продукты автоматически.

4. Распространение самоуправляемых автомобилей позволит магазинам малого формата развозить заказы (в том числе собранные автоматически) прямо домой к покупателям. На этом поле могут играть и большие форматы, но у малых есть преимущество в более оперативном обслуживании на уровне районов. Похожий вариант — автоматизированные самоуправляемые автомобили с определенным ассортиментом, потребитель может вызвать их, как Uber, и совершить в них покупку.

5. Для покупателей малый формат станет местом для общения. Им не нужно будет ходить между полками: расположившись за столиками, они смогут выбирать продукты из электронного меню и в ожидании своего заказа общаться с другими посетителями. Подобную концепцию уже применяют в некоторых кафе — например, в Le Pain Quotidien есть большие столы, за которыми могут проводить время все, кто находится в поисках компании. Таким образом, рутинный шопинг будет все больше превращаться в досуг.Источник Статья добавлена superbiznes
17.09.2018 15:46
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • Большое будущее малого формата: что ждет дискаунтеры и мини-супермаркеты

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение