#1
По прогнозам отраслевых аналитиков, 2012 год может стать весьма благоприятным для потребительского рынка РФ. Цены будут расти медленно, объемы потребления, напротив, заметно увеличатся. Особенно вырастут молочный и рыбный сегменты, а рынок алкоголя может подвергнуться государственной монополизации в той или иной форме.

В ближайшие три года темпы роста потребительских цен в России могут замедлиться, сообщается в исследовании КПМГ, Nielsen и Euromonitor International. Это будет способствовать росту потребления продуктов питания и напитков, считают аналитики.

Исследование указывает, что в ближайшие пять лет продолжится рост доходов населения, который и станет основой для увеличения покупательской способности и позволит РФ догнать развитые рынки и обогнать другие страны БРИК по этому показателю.

Снижение доли расходов на продукты питания и напитки в общем объеме расходов составит сразу 3% — с 29% в 2011 году до 26% к 2015 году.

Все зависит от нефти

Как отмечает старший экономист "Неокона" Олег Григорьев, шансы на то, что прогноз КПМГ и Nielsen сбудется, не превышают 30%.

"По большому счету, прогнозировать сейчас что-то трудно. Я бы посоветовал ритейлу и производителям следить за динамикой мировых цен на нефть, и за тем, как сводится бюджет РФ. Ключ к прогнозам потребительской активности лежит именно там", – прокомментировал эксперт.

Впрочем, на это существует и прямо противоположная точка зрения, которую высказала корреспонденту Firstnews старший аналитик ИФК "Метрополь" Татьяна Бобровская.

По ее мнению, все проекты, намечаемые компаниями потребительского сектора на 2012 год, рассчитываются исходя из ожиданий роста потребительских расходов россиян.
"Это происходит вне зависимости от сегмента. Группа "Черкизово" увеличивает долю премиальных товаров в своем ассортименте, "М.Видео" рассчитывает на рост продаж потребительской электроники и т.д. В целом рынок очень сильно верит в рост покупательской способности граждан", — отмечает Татьяна Бобровская.

Ожидания зиждутся не только на доходах от реализации углеводородов. Свое слово в будущем году должны сказать также металлургия, розничная торговля и фармацевтика, что поможет уровню потребления в РФ продолжить рост.

Главным событием года оба эксперта назвали вступление в ВТО, которое окажет существенное влияние, в первую очередь, на сельское хозяйство и мясную промышленность. Отечественные производители окажутся перед лицом серьезной конкуренции, а главным плюсом от вступления в ВТО станет упрощение процедуры импорта, что приведет к снижению цен, или, как минимум, к их сдерживанию.

Трудно придется в основном некрупным локальным производителям, так как государство не сможет их защитить от импортеров. В целом же условия переходного периода до 2020 года для наших предприятий предусмотрены достаточно мягкие для того, чтобы застраховать рынок от серьезных потрясений.

Ловись, рыбка

В 2011 году в России продолжали расти объемы вылова и потребления рыбы и морепродуктов. По оценкам Росрыболовства, этот показатель достиг 21-22 кг на человека.

По данным руководителя аналитического центра Информационного агентства по рыболовству Тимура Митупова, за январь-сентябрь 2011 года (по отношению к аналогичному периоду прошлого года) объем инвестиций в основной капитал рыбной отрасли РФ увеличился на 25, 7%, до 3 млрд рублей.

Это третий результат среди основных отраслей экономики после финансовой деятельности (33, 9%) и предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг (25, 8%).

Как отмечает главный редактор РИА Fishnews Елена Ефимова, для рыбной промышленности и рыбного рынка РФ 2011 год отмечен и другими позитивными событиями. Главные — это стабилизация нормативно-правовой базы, рост добычи и импорта.
"Дефицита рыбы в 2011 году не наблюдалось, и не предвидится в будущем. Цена на рыбу хоть и растет, но происходит это за счет появления премиум-продуктов, массовый сегмент стабилен и не скачет, как гречка несколько лет назад", — прокомментировала Елена Ефимова Firstnews.

По ее мнению, в будущем году многое будет зависеть от позиции регулятора (Россельхознадзор, Роспотребнадзор). Если они не начнут создавать растущему бизнесу новые административные барьеры, индустрия продолжит поддерживать хороший темп развития и наращивать предложение.

Пейте, дети, молоко

Отечественный рынок молочной продукции, по прогнозам КПМГ и Nielsen, будет расти быстрее остальных сегментов. Россияне станут также потреблять больше йогуртов и десертов: к 2015 году эти и родственные им продукты могут занять более 30% от общего объема рынка молочных продуктов.

Прогнозируется рост рынка шоколада в стоимостном выражении примерно на 7–11%. Один из основных факторов увеличения стоимости – это рост цен на какао-бобы. На рынке кофе ожидаются самые медленные темпы роста как с точки зрения объемов, так и с точки зрения стоимости, поскольку в РФ рынок почти полностью сложился и достиг точки насыщения.

Рынок неалкогольных напитков также станет одним из самых быстроразвивающихся. В 2010 году его общие объемы выросли примерно на 12%. В ближайшие годы аналитики ожидают существенных изменений: доля лимонадов, кваса и минеральной воды превзойдет сегмент соков.

Алкоголь сыграет в монополию

Существенные изменения могут произойти на рынке алкогольных напитков. За два года реформ в этом сегменте, проводимых Росалкогольрегулированием, произошло массовое перелицензирование во всех его сегментах, что привело к сокращению числа игроков рынка почти в два раза.

На этом фоне происходит укрупнение оставшихся компаний, но не за счет слияний и поглощений, а по причине захвата рыночной доли. Усиливается госсектор в алкогольной отрасли – через государственно-частные партнерства, что символизирует собой еще один тренд.

Это свидетельствует о неуклонном движении рынка в сторону государственной монополии в той или иной ее форме, считает генеральный директор аналитического агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз.
"Сегодня половина Госдумы – оппозиция. Если посмотреть их программу, можно заметить, что единственным общим пунктом там является введение госмонополии на алкоголь. "Единая Россия" пойдет на эти уступки в обмен на сотрудничество по другим направлениям", — уверен эксперт.

Впрочем, на конечном покупателе все эти события отразятся мало. Россиянин продолжит переплачивать за эту часть потребительской корзины в среднем в пять раз по сравнению с западными странами, добавляет Вадим Дробиз.

Итоги года

Что касается 2011 года, по его итогам, которые подводит Росстат, больше всего цены на потребительском рынке РФ выросли на рыбу и морепродукты — 10, 3%. Для сравнения, в странах Европейского союза рост в этом сегменте составил 4, 1%. Мясо и мясопродукты подорожали у нас на 8, 3% (3, 8% в ЕС), хлебобулочные изделия и крупы — на 6, 4% (3, 6% в ЕС). На 5, 4% стали дороже масла и жиры (в ЕС — на 7, 0%).

Росли цены также на молочные изделия, сыр и яйца — 4, 2%, а вот на сахар, джем, мед, шоколад и конфеты — не изменились (в ЕС выросли на 5, 5%).

Из положительных тенденций ведомство отмечает снижение, по аналогии со странами ЕС, цен на овощи — 39, 5% и 7, 1% соответственно. Фрукты стали дешевле на 4, 6% (в среднем по ЕС — подорожали на 0, 1%).

По мнению Георгия Патарая, руководителя практики по работе с компаниями потребительского сектора КПМГ в России и СНГ, в перспективе рынок продуктов питания и напитков ждут консолидация, концентрация и снижение темпов роста в основных сегментах.
"В будущем органический рост, возможно, не сможет обеспечить достижение поставленных акционерами целей, что усилит внимание к слияниям и поглощениям. Среди проанализированных рынков наиболее привлекательными с точки зрения инвестиций выглядят молочная продукция, напитки и соленые закуски", — считает он.

Аналитик "Уралсиба" Тигран Оганесян добавляет, что в 2012 году продуктовая инфляция будет достаточно сдержанной — в случае хорошего урожая и отсутствия девальвации рубля по отношению к мировым валютам. Также, если произойдет снижение социального налога, шансов сдержать продуктовую инфляцию станет больше.Источник - www.firstnews.ru Новость добавлена BOS
26.12.2011 14:09

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение