Этот сайт использует "cookies", условия их использования смотрите в Правилах пользования сайтом. Условия обработки данных посетителей сайта и условия их защиты смотрите в Политике конфиденциальности. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, тем самым Вы даете согласие на обработку данных на указанных выше условиях.
Россия в этом году не вступит в ВТО. Одним из главных препятствий на этом многолетнем пути является отнюдь не позиция Грузии, а постоянное снижение квот на поставки мяса птицы и свинины. Только квоты на говядину остаются на прежнем уровне — доля импорта здесь составляет примерно половину от внутреннего потребления. И ситуация пока остается плачевной: цены растут, поголовье сокращается. Уже сейчас, по оценкам аналитиков, треть россиян вообще не едят говядину, и если негативный тренд не переломится, бифштексы, стейки и антрекоты окончательно перейдут в разряд деликатесов.
ЗАГРАНИЦА НАС ПРОКОРМИТ
Правительство России недавно утвердило импортные тарифные квоты на мясо на 2012 год. Квоты на импорт свинины и мяса птицы снижены примерно на треть — до 320 тыс. тонн и 250 тыс. тонн соответственно. Неизменными по сравнению с текущим годом останутся только поставки говядины — 30 тыс. тонн свежего и охлажденного мяса и 530 тыс. тонн — замороженного. Мясо в Россию поставляется со всего света: из Аргентины, Уругвая, Парагвая, Украины, Австралии, США, Германии, Италии и пр. Основным поставщиком свежего и охлажденного мяса крупного рогатого скота (КРС) в Россию является Литва (она занимает около 40% рынка), а замороженного — Бразилия (примерно 50% рынка).
Сохранение объемов импорта говядины связано с тем, что ситуация в этом сегменте отечественного сельского хозяйства не внушает оптимизма. "Если по мясу птицы и свинине мы уже практически достигли нормативов продовольственной безопасности, то производство говядины неуклонно падает", — комментирует партнер BDO в России Елена Хромова. Аналитик ИК "Грандис Капитал" Ксения Аношина отмечает, что производство мяса КРС с 1990 года упало на 60% и не может восстановиться. Начальник аналитического отдела ИК "Риком-Траст" Олег Абелев отмечает, что и в последние несколько лет поголовье скота активно сокращается. Соответственно падает и производство мяса. "Только в первом полугодии текущего года производство говядины в стране упало на 10%", — говорит аналитик. Объем импорта в первом полугодии вырос на 19, 1%. Положение усугубляется тем, что в России традиционно очень мало "чистого" мясного производства. "В советское время как такового мясного стада практически не было, забивались на мясо коровы молочных и мясо-молочных пород, составлявшие основную долю поголовья. То есть фактически на мясо использовались отходы молочного производства", — поясняет Елена Хромова. И это положение дел не очень-то изменилось. Сейчас ситуация такова, что без импорта говядины ни потребители, ни мясоперерабатывающие комбинаты существовать не могут — на долю иностранных поставщиков приходится, по самым оптимистичным оценкам, не менее 40% (пессимисты называют цифру в районе 60%).
Естественно, что все это прямым образом отражается на кармане потребителя. По подсчетам Росстата, в текущем году рост стоимости говядины оказался самым сильным среди основных продуктов питания. По данным статведомства на 10 октября, цена говядины с начала года уже выросла на 18%. По итогам года эксперты не исключают повышения стоимости на 20-25%. Причин тому несколько. Во-первых, дорожает импорт, чем пользуются отечественные производители, моментально подтягивая свои цены к иностранным показателям. Во-вторых, на рынке слабая конкуренция и достаточно высокий спрос, а это идеальные условия для ценовых ралли. Елена Хромова отмечает, что цены на отечественную продукцию растут еще из-за подорожания кормов в связи с прошлогодней засухой.
"Мясо дорожает и в Австралии, и в Бразилии. Это вызвано дефицитом кормов из-за различных погодных катаклизмов", — отмечает эксперт департамента оценки "2К Аудит — Деловые консультации/Morison International" Петр Клюев. По прогнозам Олега Абелева, закупочные цены на импортную говядину будут оставаться на крайне высоких отметках или даже демонстрировать дальнейший рост.
Рост цен очень ощутим для потребителей. В магазинах ценники меняются постоянно, и торговые сети с этим ничего поделать не могут. "На сегодняшний день говядина является дефицитной, поэтому цены на данную продукцию растут постоянно", — рассказывает руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям Metro Cash & Carry в России Оксана Токарева. Представители общепита также говорят о постоянном росте цен, но пока они справляются с ним за счет сокращения своей маржи и экономии на других статьях расходов. "В ресторанах нашей компании мы предлагаем стейки из австралийского и американского мяса, — рассказывает глава компании "Фуд Сервис Капитал" Михаил Зельман. — Конечно, мы ощущаем рост цен на говядину, но никак не можем переложить стоимость затрат на наших гостей. Цены на стейки в ресторанах остаются стабильными за счет снижения маржи". Кроме того, рост мировых цен на мясо периодически нивелируется укреплением рубля по отношению к доллару, но этот фактор носит непостоянный характер. Михаил Зельман соглашается, что в дальнейшем избежать роста стоимости не удастся. "Найти мясо дешевле без потери качественных характеристик сегодня невозможно — все мясо дорогое", — комментирует ресторатор.
По словам замгендиректора по управлению производством компании "Ланч" Игоря Борисова, российский рынок КРС очень мал и не обеспечивает внутренние потребности общепита. "Если бы не включалось административное регулирование, то ресторанный сегмент весь работал бы на импортном мясе". При этом он считает, что госрегулирование импорта негативно сказывается на состоянии всего рынка. Если Россия не уйдет от импортной зависимости, то говядина уже в скором времени перейдет в разряд деликатесов.
НАДЕЖДА ОСТАЕТСЯ
Почему Россия за относительно короткий срок смогла выйти на самообеспечение птицей и свининой, но никак не может хотя бы восстановить советские показатели по говядине? Ответ эксперты дают простой. "Причина длительного восстановления рынка КРС кроется в долгой окупаемости этого бизнеса. Нужны "длинные" деньги, чтобы заниматься разведением мясных коров. Чтобы вырастить птицу, требуется 1, 5-2 месяца, свинью — 6 месяцев, крупный рогатый скот растет до двух лет и более. Поэтому легче заниматься разведением кур и свиней", — констатирует Ксения Аношина. Большинство аналитиков и сельхозпроизводителей традиционно говорят о необходимости господдержки. Правительство постоянно декларирует эту самую господдержку, но воз и ныне там. Еще 2006 год Минсельхоз объявлял "годом коровы", а животноводство — одним из приоритетных направлений нацпроекта "Развитие АПК". В число мер, которые власти собирались предпринять, входило строительство новых индустриальных комплексов, внедрение современных технологий, возмещение части затрат на уплату процентов по банковским инвестиционным кредитам АПК, лизинговое финансирование массовых закупок за рубежом элитных пород скота — как молочного, так и мясного направления. Было потрачено примерно 3, 3 млрд рублей на поддержку племенного животноводства. На возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья КРС израсходовано 1, 8 млрд рублей (всего на эти цели выделено 5 млрд рублей). Но, судя по цифрам, назвать эти расходы эффективными трудно. Поголовье как сокращалось, так и сокращается. По данным компании inFOLIO Research Group, поголовье крупного рогатого скота в России в 2010 году уменьшилось на 3, 1% и составило 20, 03 млн голов. Прогноз на текущий год — падение на 0, 7%. Согласно последним данным Росстата, поголовье КРС (включая коров) по состоянию на 1 августа 2011 года составило 21, 1 млн голов, что на 2% меньше, чем на аналогичную дату прошлого года.
"Некоторые меры, предлагаемые правительством в поддержку отечественного производства КРС, реализуются уже в течение нескольких лет — к примеру, субсидирование ставок по кредитам. Но этого явно недостаточно, — считает Петр Клюев. — Чтобы обеспечить говядиной отечественный рынок, нам нужно строить крупные комплексы по производству КРС, а желающих серьезно вкладываться в производство говядины мало". Большинство российских мясопромышленников просто не готово заниматься выращиванием КРС из-за слишком долгого производственного цикла, добавляет Олег Абелев.
Тем не менее эксперты не теряют оптимизма. По мнению Ксении Аношиной, необходимая частная инициатива скоро должна появиться. "Как только рынок куриного мяса и свинины будет освоен и там появится сильная конкуренция (а это произойдет уже скоро), начнет восстанавливаться рынок КРС, — полагает аналитик. — Тем более что конкуренция в этой нише очень слабая, а спрос на мясную продукцию растет с увеличением доходов населения". Но даже если этот прогноз сбудется, ждать результатов придется от 5 до 10 лет.Источник - profile.ru
Новость добавлена Pavel_Mal
25.10.2011 04:56
ЗАГРАНИЦА НАС ПРОКОРМИТ
Правительство России недавно утвердило импортные тарифные квоты на мясо на 2012 год. Квоты на импорт свинины и мяса птицы снижены примерно на треть — до 320 тыс. тонн и 250 тыс. тонн соответственно. Неизменными по сравнению с текущим годом останутся только поставки говядины — 30 тыс. тонн свежего и охлажденного мяса и 530 тыс. тонн — замороженного. Мясо в Россию поставляется со всего света: из Аргентины, Уругвая, Парагвая, Украины, Австралии, США, Германии, Италии и пр. Основным поставщиком свежего и охлажденного мяса крупного рогатого скота (КРС) в Россию является Литва (она занимает около 40% рынка), а замороженного — Бразилия (примерно 50% рынка).
Сохранение объемов импорта говядины связано с тем, что ситуация в этом сегменте отечественного сельского хозяйства не внушает оптимизма. "Если по мясу птицы и свинине мы уже практически достигли нормативов продовольственной безопасности, то производство говядины неуклонно падает", — комментирует партнер BDO в России Елена Хромова. Аналитик ИК "Грандис Капитал" Ксения Аношина отмечает, что производство мяса КРС с 1990 года упало на 60% и не может восстановиться. Начальник аналитического отдела ИК "Риком-Траст" Олег Абелев отмечает, что и в последние несколько лет поголовье скота активно сокращается. Соответственно падает и производство мяса. "Только в первом полугодии текущего года производство говядины в стране упало на 10%", — говорит аналитик. Объем импорта в первом полугодии вырос на 19, 1%. Положение усугубляется тем, что в России традиционно очень мало "чистого" мясного производства. "В советское время как такового мясного стада практически не было, забивались на мясо коровы молочных и мясо-молочных пород, составлявшие основную долю поголовья. То есть фактически на мясо использовались отходы молочного производства", — поясняет Елена Хромова. И это положение дел не очень-то изменилось. Сейчас ситуация такова, что без импорта говядины ни потребители, ни мясоперерабатывающие комбинаты существовать не могут — на долю иностранных поставщиков приходится, по самым оптимистичным оценкам, не менее 40% (пессимисты называют цифру в районе 60%).
Естественно, что все это прямым образом отражается на кармане потребителя. По подсчетам Росстата, в текущем году рост стоимости говядины оказался самым сильным среди основных продуктов питания. По данным статведомства на 10 октября, цена говядины с начала года уже выросла на 18%. По итогам года эксперты не исключают повышения стоимости на 20-25%. Причин тому несколько. Во-первых, дорожает импорт, чем пользуются отечественные производители, моментально подтягивая свои цены к иностранным показателям. Во-вторых, на рынке слабая конкуренция и достаточно высокий спрос, а это идеальные условия для ценовых ралли. Елена Хромова отмечает, что цены на отечественную продукцию растут еще из-за подорожания кормов в связи с прошлогодней засухой.
"Мясо дорожает и в Австралии, и в Бразилии. Это вызвано дефицитом кормов из-за различных погодных катаклизмов", — отмечает эксперт департамента оценки "2К Аудит — Деловые консультации/Morison International" Петр Клюев. По прогнозам Олега Абелева, закупочные цены на импортную говядину будут оставаться на крайне высоких отметках или даже демонстрировать дальнейший рост.
Рост цен очень ощутим для потребителей. В магазинах ценники меняются постоянно, и торговые сети с этим ничего поделать не могут. "На сегодняшний день говядина является дефицитной, поэтому цены на данную продукцию растут постоянно", — рассказывает руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям Metro Cash & Carry в России Оксана Токарева. Представители общепита также говорят о постоянном росте цен, но пока они справляются с ним за счет сокращения своей маржи и экономии на других статьях расходов. "В ресторанах нашей компании мы предлагаем стейки из австралийского и американского мяса, — рассказывает глава компании "Фуд Сервис Капитал" Михаил Зельман. — Конечно, мы ощущаем рост цен на говядину, но никак не можем переложить стоимость затрат на наших гостей. Цены на стейки в ресторанах остаются стабильными за счет снижения маржи". Кроме того, рост мировых цен на мясо периодически нивелируется укреплением рубля по отношению к доллару, но этот фактор носит непостоянный характер. Михаил Зельман соглашается, что в дальнейшем избежать роста стоимости не удастся. "Найти мясо дешевле без потери качественных характеристик сегодня невозможно — все мясо дорогое", — комментирует ресторатор.
По словам замгендиректора по управлению производством компании "Ланч" Игоря Борисова, российский рынок КРС очень мал и не обеспечивает внутренние потребности общепита. "Если бы не включалось административное регулирование, то ресторанный сегмент весь работал бы на импортном мясе". При этом он считает, что госрегулирование импорта негативно сказывается на состоянии всего рынка. Если Россия не уйдет от импортной зависимости, то говядина уже в скором времени перейдет в разряд деликатесов.
НАДЕЖДА ОСТАЕТСЯ
Почему Россия за относительно короткий срок смогла выйти на самообеспечение птицей и свининой, но никак не может хотя бы восстановить советские показатели по говядине? Ответ эксперты дают простой. "Причина длительного восстановления рынка КРС кроется в долгой окупаемости этого бизнеса. Нужны "длинные" деньги, чтобы заниматься разведением мясных коров. Чтобы вырастить птицу, требуется 1, 5-2 месяца, свинью — 6 месяцев, крупный рогатый скот растет до двух лет и более. Поэтому легче заниматься разведением кур и свиней", — констатирует Ксения Аношина. Большинство аналитиков и сельхозпроизводителей традиционно говорят о необходимости господдержки. Правительство постоянно декларирует эту самую господдержку, но воз и ныне там. Еще 2006 год Минсельхоз объявлял "годом коровы", а животноводство — одним из приоритетных направлений нацпроекта "Развитие АПК". В число мер, которые власти собирались предпринять, входило строительство новых индустриальных комплексов, внедрение современных технологий, возмещение части затрат на уплату процентов по банковским инвестиционным кредитам АПК, лизинговое финансирование массовых закупок за рубежом элитных пород скота — как молочного, так и мясного направления. Было потрачено примерно 3, 3 млрд рублей на поддержку племенного животноводства. На возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья КРС израсходовано 1, 8 млрд рублей (всего на эти цели выделено 5 млрд рублей). Но, судя по цифрам, назвать эти расходы эффективными трудно. Поголовье как сокращалось, так и сокращается. По данным компании inFOLIO Research Group, поголовье крупного рогатого скота в России в 2010 году уменьшилось на 3, 1% и составило 20, 03 млн голов. Прогноз на текущий год — падение на 0, 7%. Согласно последним данным Росстата, поголовье КРС (включая коров) по состоянию на 1 августа 2011 года составило 21, 1 млн голов, что на 2% меньше, чем на аналогичную дату прошлого года.
"Некоторые меры, предлагаемые правительством в поддержку отечественного производства КРС, реализуются уже в течение нескольких лет — к примеру, субсидирование ставок по кредитам. Но этого явно недостаточно, — считает Петр Клюев. — Чтобы обеспечить говядиной отечественный рынок, нам нужно строить крупные комплексы по производству КРС, а желающих серьезно вкладываться в производство говядины мало". Большинство российских мясопромышленников просто не готово заниматься выращиванием КРС из-за слишком долгого производственного цикла, добавляет Олег Абелев.
Тем не менее эксперты не теряют оптимизма. По мнению Ксении Аношиной, необходимая частная инициатива скоро должна появиться. "Как только рынок куриного мяса и свинины будет освоен и там появится сильная конкуренция (а это произойдет уже скоро), начнет восстанавливаться рынок КРС, — полагает аналитик. — Тем более что конкуренция в этой нише очень слабая, а спрос на мясную продукцию растет с увеличением доходов населения". Но даже если этот прогноз сбудется, ждать результатов придется от 5 до 10 лет.Источник - profile.ru Новость добавлена Pavel_Mal
25.10.2011 04:56