#1
Денежные власти России надеются на замедление инфляции и даже на дефляцию в летние месяцы. Однако аграрные лоббисты могут добиться запрета на ввоз в страну дешевых молочных продуктов. Вчера первый вице-премьер Виктор Зубков поручил Минсельхозу защитить производителей масла и сыра, что на практике может означать повышение ввозных пошлин и соответствующее повышение цен. Кроме того, из-за европейской кишечной палочки Россия готова запретить импорт мяса и молока из Германии. Не снят запрет и на импорт европейских овощей. В таких условиях летнее снижение цен на продукты питания вызывает сомнения как у многих аналитиков, так и у самих производителей продовольствия.

События последних дней ставят под сомнение надежды первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева на летнюю стабилизацию и даже снижение цен – то есть на летнюю дефляцию. Сезонное удешевление продовольствия должно смягчить общий инфляционный тренд и удержать инфляцию по итогам года на уровне лишь 7%, обещает Улюкаев. Однако пока на российском рынке продовольствия складываются все условия не для снижения, а для повышения цен.

К примеру, на пути дешевой молочной продукции российские власти планируют поставить новые таможенные барьеры. Вчера об этом сообщил первый вице-премьер Виктор Зубков. Он поручил Минсельхозу разработать меры таможенно-тарифного регулирования для поддержки отечественных производителей масла и сыра.

Проблема в том, что российские аграрии проигрывают конкуренцию с относительно дешевой продукцией из соседних стран СНГ и ЕС. Отсюда – проблемы со сбытом у отечественных производителей. Губернатор Алтайского края Александр Карлин пояснял: «На складах у переработчиков лежит около 7, 6 тысячи тонн сыра, 1, 2 тысячи тонн сливочного масла и более 3, 5 тысячи тонн сухого молока и сыворотки. Это ухудшает экономику перерабатывающих предприятий». Карлин попросил ввести импортные ограничения для зарубежных производителей сыра и масла.

С такими же рекомендациями выступают теперь с периодичностью раз в месяц представители Национального союза производителей молока («Союзмолоко»). Они указывали на пагубность дешевой молочной продукции из Белоруссии и Украины. Склады российских производителей затарены, но идти на понижение цен они не хотят, поэтому и просят повысить примерно в полтора раза ставки ввозных пошлин на сухое молоко, сливки, сливочное масло, сыры, творог, молочную сыворотку. А это во многом означает закрытие российского рынка для дешевой иностранной продукции. Заградительные пошлины действительно могут облегчить жизнь российским аграриям, но они вполне могут привести к общему удорожанию как молочной продукции, так и продовольственной корзины в целом. Ведь либо импорт подорожает из-за роста пошлин, либо он вообще прекратится, уступив место более дорогой российской продукции.

Свой вклад в рост цен может внести и запрет на ввоз продовольствия в связи с опасностью распространения кишечной палочки. Вчера стало известно, что Россия может запретить поставки мясной и молочной продукции с 300 предприятий Германии в связи с распространением там острой кишечной инфекции. Об этом сообщили Интерфаксу в Россельхознадзоре. Кроме того, не отменен запрет и на ввоз овощей из Европы, что тоже не способствует снижению цен на внутреннем рынке страны.

Между тем поставщики животноводческой продукции замечают, что особых угроз для роста оптовых цен на отечественную мясную продукцию все-таки пока не видно. Обычно оптовое звено оперативно реагирует на изменяющуюся рыночную конъюнктуру – будь то увеличение или сокращение предложения или изменение потребительских предпочтений. Оптовые цены могут подниматься и опускаться даже в течение одного дня. Однако эти колебания оптовых цен не приводят к таким же изменениям розничных цен. В частности, руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин замечает, что«даже если падает оптовая цена, это еще не значит, что падать будет и розничная цена». По данным Юшина, оптовые цены на большинство позиций мяса птицы в стране снижаются, а ситуация со свининой довольно стабильна: рост оптовых цен не превышает примерно 1% в месяц. Хуже обстоят дела с говядиной, которая, как говорит Юшин, дорожала и будет дорожать – из-за дефицита отечественного и импортного предложения.

Розница, в свою очередь, о перспективах дальнейшего изменения цен скромно умалчивает. В X5 Retail Group комментировать перспективу снижения цен не стали, а в «Седьмом континенте» деликатно переложили какие-либо ценовые прогнозы на аналитиков. Последние вчера сообщили, что значительного снижения розничных цен этим летом не ожидается. Конечно, на отдельные виды продуктов питания цены могут снизиться ощутимо. В качестве примера аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин привел куриные яйца, на которые сезонное снижение цен порой достигает 20–30%. «Но на большую часть продукции животноводства и овощи сезонное снижение цен обычно едва заметно. Более того, оно может быть нейтрализовано погодными условиями. Так, в прошлом году цена на сливочное масло начала расти уже с конца июня, на муку – с июля, а цены на картофель продолжали увеличиваться даже в сентябре», – напоминает Шандыбин.

Если судить по опыту последнего десятилетия, то, как правило, темпы роста цен летом замедлялись до примерно 0, 6% в месяц, продолжает аналитик Инвесткафе Оксана Лукичева. Однако даже если какие-то продукты дешевеют, то положительный эффект от этого часто перекрывается одновременным подорожанием других видов товаров. Среднее снижение цен может быть сведено на нет существенным подорожанием, например, бензина, что и произошло в мае этого года.

Кроме того, сезонное снижение или замедление роста цен вовсе не является переломным моментом для общего инфляционного тренда. Старший аналитик компании «Метрополь» Татьяна Бобровская отмечает, что с началом осени цены вернутся к своим прежним уровням. Об этом же говорят и специалисты Высшей школы экономики (ВШЭ) в очередном обзоре «Новый курс»: «Росстат на днях опубликовал свежие данные по недельной инфляции, которые с определенной натяжкой вполне можно назвать знаменательными – 0, 0% за неделю. Это сильно даже для начала июня. Тем не менее летнее снижение цен – явление обыденное и ожидаемое. И ровно по этой причине наблюдаемое замедление не является свидетельством изменения инфляционных тенденций. Так, мы наблюдаем снижение цен на плодоовощную продукцию (на 0, 9%) и яйца (на 2, 9%)». В ВШЭ уверены, что частичное замедление динамики базовой инфляции вполне возможно, но только «если урожай не подкачает».

Довольно оптимистично на ситуацию с ценами смотрит гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян, который ожидает традиционного сезонного понижения цен: «Если зимой цена самых дешевых помидоров иностранного производителя колебалась около 60–70 рублей, то летом их цены опускаются до 30–40 рублей». При этом Микаелян уточняет, что сегодня население большей частью переходит на потребление собственных продуктов, выращиваемых на дачных участках. «Около 70% овощного рынка производится собственными силами, поэтому доходы населения на рост цен влияютИсточник - foodmarkets.ru Новость добавлена Pavel_Mal
23.06.2011 04:51

    Возможность комментирования закрыта.
    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение