Поднялись в Metro: немецкий ритейлер увеличил инвестиции в магазины в РФ. / Новости / Портал менеджеров и представителей оптово-продуктовых фирм. Оптовая торговля продуктами питания.
#1
Немецкая Metro увеличила инвестиции в российские магазины: по итогам финансового года 2024/25 они выросли на 13%, до €43 млн, узнали «Известия». Сеть укрепляет присутствие в РФ несмотря на сложные отношения между странами. Компания входит в число трех западных FMCG-ритейлеров — наряду с французской «Ашан» и немецкой Globus — которые продолжают работу в нашей стране. Эксперты отмечают, что Россия остается крупнейшим потребительским рынком мира и очень привлекательна для западного бизнеса. Для ушедших компаний решение о выходе было крайне болезненным: сети столкнулись с многомиллиардными убытками, а активы продавались с дисконтом. Как чувствуют себя западные продуктовые ритейлеры, которые продолжают работать в России, — в материале «Известий».

Во что вложилась сеть Metro в РФ

В 2024/25 финансовом году (завершился в сентябре 2025-го) инвестиции Metro в российские магазины составили €43 млн, что на 13, 2% больше показателя прошлого года, следует из декабрьского отчета компании, который изучили «Известия». В российском представительстве переадресовали вопросы в материнскую организацию. Представитель Metro AG заявил «Известиям», что указанные в отчете инвестиции были направлены на поддержание бизнеса, в том числе на развитие IT-инфраструктуры.

По его словам, теперь ритейлер «полностью работает» на местных решениях и сервисах, независимо от остальной группы. В новом финансовом году компания не планирует осуществлять инвестиции в развитие бизнеса в РФ, добавил он.

По итогам 2024/25 финансового года выручка ритейлера в России составила €2, 6 млрд, что на 6, 7% больше, чем в предыдущем финансовом году, а скорректированная EBITDA (отражает прибыль компании до вычета процентов, налогов и амортизации) подразделения составила €143 млн, что на 6% меньше, чем годом ранее, говорится в отчете.

Сеть работает в России 25 лет и рассматривает российский рынок как важный и зрелый с точки зрения профессиональной торговли и сегмента HoReCa (гостинично-ресторанный бизнес), отметил гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Первые два торговых центра Cash & Carry открылись в Москве в 2001-м. К середине 2010-х годов сеть входила в число крупнейших иностранных ритейлеров в России по выручке. На конец 2025-го компания, по ее собственным данным, управляет 93 гипермаркетами 51 регионе страны, а их совокупная площадь составляет около 659 тыс. кв. м.

В начале 2014-го ритейлер планировал провести IPO российского подразделения Metro Cash & Carry. В январе того же года компания сообщала о возможности разместить до 25% акций «дочки» на Лондонской фондовой бирже. В конце 2013 года тогдашний председатель правления Олаф Кох отмечал, что IPO российского подразделения могло бы стать источником финансирования расширения бизнеса в стране. Однако уже весной 2014-го размещение было отложено на неопределенный срок из-за ситуации вокруг Украины.

Значение российского рынка для Metro

В марте 2022 года немецкий ритейлер заявил, что не планирует закрывать торговые центры в РФ. При этом на тот момент он рассматривал возможность продажи российского бизнеса стороннему инвестору, говорят два источника «Известий», знакомые с его планами. Но компании не удалось найти покупателя на свои гипермаркеты в стране, поэтому продажа была отложена, а магазины продолжили свою работу в прежнем формате, уточнил один из них.

Российский рынок имеет «чрезвычайно важное значение» для сети, утверждает третий источник «Известий», близкий к компании. По его словам, если продажа бизнеса и могла состояться, то «исключительно скрепя сердцем». Ритейлер продолжает процесс оптимизации в российской структуре, отмечает другой собеседник «Известий», знакомый с планами сети.

При этом в отчете компании указывается, что продолжение деятельности в России влечет экономические, политические и репутационные риски, «связанные с санкциями, контрсанкциями и государственным вмешательством в операционную деятельность вплоть до возможной экспроприации». В то же время по итогам 2024/25 финансового года на балансе российской «дочки» находилось €214 млн против €184 млн годом ранее, следует из документа.

Для немецкого ритейлера Россия исторически была ключевым и быстрорастущим рынком в регионе Восточной Европы, указывает старший директор, руководитель департамента торговой недвижимости CMWP Зульфия Шиляева. По итогам 2024/25 финансового года российский бизнес формирует около 8% выручки группы, уступая лишь Франции и Германии, следует из отчета Metro AG. В 2021-м Cash & Carry сделала упор не только на развитие розницы, но и на e-commerce в сотрудничестве с «Купер» (до 1 июля 2024 года — «Сбермаркет»), что способствовало росту продаж в сегментах B2C, добавила эксперт.

Какие ритейлеры остались в России

Бизнес в России сохранили и некоторые другие европейские ритейлеры, например, немецкая сеть Globus. Для него РФ также оказалась «очень важным» рынком, указывает Зульфия Шиляева. По количеству товаров подразделение уже опередило головную компанию, а по оборотам «либо превзошло немецкий рынок, либо приблизилось к этому», отметил руководитель направления торговой недвижимости IBC Real Estate Владимир Чернусь.

По итогам 2024 года выручка «Гиперглобуса», управляющего магазинами сети в РФ, составила 157, 1 млрд рублей — на 9, 6% больше, чем годом ранее, следует из отчета по РСБУ. Чистая прибыль за тот же период выросла в полтора раза, до 6, 6 млрд рублей.

Планы ритейлера о развитии в направлении Казани говорят об успешной деятельности на российском рынке, добавила Зульфия Шиляева. При этом представитель Globus сказал «Известиям», что компания не ведет переговоры о покупке каких-либо площадей и «в принципе не рассматривает развитие за пределами ЦФО», сосредоточившись на развитии своих существующих объектов и сервисов.

Также продолжает работу французская сеть гипермаркетов «Ашан» (Auchan). В октябре 2024 года компания вела переговоры о продаже своего бизнеса в России, писали французские La Lettre и Le Figaro. Среди потенциальных покупателей «Ведомости» и французская газета Le Monde называли «Севергрупп» и «Газпромбанк». Сам ритейлер возможную продажу российской «дочки» не подтверждал.

По итогам 2023-го (последние доступные данные) выручка российских магазинов сети составила 226 млрд рублей, что на 4, 7% меньше, чем годом ранее, следует из отчетности по РСБУ. Чистая прибыль за тот же период сократилась в 10 раз, до 460 млн.

«Ашан Ритейл Россия» продолжает работать и не планирует менять формат или организацию своей деятельности, сообщил «Известиям» представитель организации. По его словам, ключевая задача — обеспечивать покупателей качественными товарами по доступным ценам. Сеть работает в РФ автономно, без инвестиций от материнской компании, уточнил собеседник.

Потери ушедших из России компаний

В 2022 году российский рынок покинула часть международных ритейлеров. В марте испанская Inditex (Zara, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius) приостановила работу в стране, а в апреле 2023-го продала свое подразделение зарегистрированной в ОАЭ компании R-Mixed. Сменили владельцев подконтрольные семье Мюлье сети Decathlon (Desport), а также Leroy Merlin («Лемана Про»), которая перешла в управление российского топ-менеджмента. До конца 2023 года с российского рынка ушли и крупные ритейлеры одежды — H&M, Uniqlo и Yoox Net-a-Porter Group (бренды ASOS, Burberry, Farfetch), а также шведская IKEA.

Впрочем, РФ — это «самый большой в мире потребительский рынок», считает Владимир Чернусь. Он был и остается очень привлекательным для западного бизнеса, согласилась Зульфия Шиляева. Объем расходов российских домохозяйств во II квартале 2025 года достиг почти 19 трлн рублей, следует из данных Trading Economics.

Так, для Globus отечественный рынок составляет половину выручки бизнеса глобального ритейлера, уточнил Владимир Чернусь. А для сетей, покинувших его, решение об уходе было крайне болезненным, отметила Зульфия Шиляева. Западные компании столкнулись с многомиллиардными убытками, активы реализовывались с дисконтом, что «крайне невыгодно», отметил Владимир Чернусь. При этом вернуться им будет «крайне проблематично», считает он. По оценке Михаила Бурмистрова, потери иностранных корпораций из-за сворачивания деятельности в РФ могли составить не менее $150 млрд.Источник - iz.ru Новость добавлена superbiznes
18.12.2025 09:09

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение