- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » Немалый бизнес: почему нужно ограничить доступ к упрощенной системе налогообложения.
- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » Немалый бизнес: почему нужно ограничить доступ к упрощенной системе налогообложения.
Возможность комментирования закрыта.

В связи с налоговой реформой, которая вступает в силу с января 2026 года, мы слышим немало заявлений от ведущих товарных маркетплейсов, о том, как они помогают развитию малого бизнеса и почему не стоит обижать малый бизнес повышением налогов. Но реальная картина несколько сложнее.
Основной смысл упрощенной системы налогообложения (УСН) заключался в том, чтобы дать развиться малому бизнесу рядом с крупными сетевыми компаниями. Понятно, что сети с их огромной закупочной силой получали экономию издержек на масштабе, а малые предприятия — в качестве компенсации — простую бухгалтерию и низкие налоги. Другая причина налоговых льгот заключалась в стремлении государства получить с малого бизнеса хоть что-то.
Но онлайн-торговля на маркетплейсах работает не так. Решения надо принимать быстро, основной фактор успешных продаж — цена. И работающий на УСН легко может предложить цену существенно ниже, чем крупная компания, — за счет ввоза товаров по неофициальным каналам без уплаты налогов и пошлин, отсутствия расходов на проверку безопасности товаров и сертификации, русифицированных этикеток, доначислений по системе АСК НДС-2 — с ее помощью крупные поставщики отвечают за уплату НДС своими контрагентами.
Придуманное для развития прежде всего местного бизнеса УСН при помощи маркетплейсов стало применяться на федеральном уровне, для продажи в основном импортных товаров по всей стране.
Все это в сумме привело к удивительным последствиям. Рой из миллиона селлеров начал съедать бизнес крупных официальных игроков. Бюджет стал терять налоговые доходы. Прибыль же получили потребители — в виде низких цен, селлеры и, основную часть, сами маркетплейсы.
Неравные условия
Надо отметить огромный мультипликативный эффект от этого процесса.
Обычно все изучают положительные мультипликативные процессы в экономике. Например: государство строит дорогу в горы, затем частный инвестор или госкомпания сооружает горнолыжный подъемник, а уже потом частники по своей инициативе и за свои деньги строят гостиницы, организуют прокат лыж, открывают кафе — и все инвестированное государством возвращается обратно в виде новых налогов. Да и зарплаты растут, местные жители становятся богаче, недвижимость дорожает, улучшается криминальная ситуация. То же самое происходит при строительстве и реконструкции заводов и фабрик.
Но ситуация, когда маркетплейсы могут продавать товары без НДС и пошлин, приводит как раз к отрицательному мультипликативному эффекту. Российские производители снижают продажи, сокращают или не повышают зарплаты, меньше заказывают у смежных предприятий. Налоговые поступления падают, а какие-то производства вообще закрываются или банкротятся. Банки несут убытки и продают по низким ценам залоговое имущество. На каждый рубль контрабандного товара приходится потеря примерно 10–20 рублей оборота фирм в стране, каждый рубль неуплаченного таможенного НДС приводит к многократным потерям по всей производственной цепочке, а значит — и снижению поступлений в федеральный и региональные бюджеты.
Ниже себестоимости
Второй эффект, который сейчас наблюдается, связан с системой скидок постоянным покупателям на маркетплейсах. Конечно, все хотят покупать товар дешевле — это нормально. Но итоги удивительны. Самые большие скидки получают популярные товары, которые чаще всего ищут на маркетплейсах, а это — сюрприз — в первую очередь иностранные бренды, раскрученные за много лет. Чтобы покупатель при сравнении цен был уверен, что все цены на маркетплейсах самые низкие — именно на такие товары даются максимальные скидки, нередко они продаются ниже себестоимости. Например, айфон, стоящий в Америке 100 000 рублей, в России может продаваться за 90 000. Разница оплачивается маркетплейсом за счет комиссий с небольших селлеров, в том числе российских производств, а также мелких импортеров, которые, в свою очередь, успешны исключительно за счет неуплаты налогов и пошлин. То есть российский бюджет субсидирует продажи товаров американской компании. Несобранные в виде налогов и пошлин деньги маркетплейс перераспределяет так, что они попадают в итоге в США, то есть «недружественную» с точки зрения России страну.
Надо отметить, что маркетплейсы активно помогают своим селлерам дробить бизнес. Успех маркетплейсов зависит от снижения издержек огромной массы поставщиков, которые обеспечивают низкие цены на страницах выдачи и берут на себя все риски неуплаты налогов.
В частности, именно для этого на маркетплейсах внедрена система передачи карточек товара от селлера к селлеру. Покупатель, читая отзывы на товар, не знает — о том же продавце идет речь или уже о другом. Активнее всего это используется для дробления бизнеса — когда оборот какой-то фирмы подходит к порогу УСН — то карточки активно перекидываются на новое юрлицо.
Третий значимый для российской экономики эффект — это риски закрытия производств.
Только в нашей отрасли — производство канцтоваров и товаров для творчества — на продажу выставлено больше половины компаний, чего не было никогда ранее. Текстильные предприятия из Иваново жалуются на неравную конкуренцию с китайскими поставщиками. Здесь замечу, что статистика продажи швейных иголок для промышленных машин точно отражает ситуацию в отрасли — а мы один из крупнейших продавцов этой важной детали для швейного производства. Мы видим, что объем потребления игл снизился, — значит, часть производств закрылась, не выдержав конкуренцию.
Практически все производственники должны покупать за рубежом какую-то часть сырья, инструментов или оборудования, уплачивая все налоги на импорт. При этом конкурировать они должны с импортными товарами, которые ввозят в Россию без уплаты НДС и пошлин. Мы все понимаем, что это невозможно. Да, есть некоторое количество производств, которые успешно развиваются, торгуя на маркетплейсах, — однако число закрывшихся или неразвившихся, по моим оценкам, в десятки раз выше.
Что можно сделать
Если мы хотим изменить эту ситуацию, то нам надо оставить УСН (местный налог) только для местного офлайн-бизнеса. А любую торговлю на маркетплейсах перевести на общую систему налогообложения — с уплатой продавцами полного НДС или обязательствами маркетплейсов доплачивать НДС со всей выручки селлеров на УСН, как это делают все остальные розничные сети. Кстати, маркетплейсы любят говорить, что федеральные сети мало работают с малым бизнесом, забывая добавить, что налоговая система заставляет сети доплачивать НДС с суммы закупки, делая предлагаемые малыми предпринимателями товары невыгодными к продаже.
Кроме того, я считаю, что надо либо прямо запретить передачу карточек от одного продавца другому — как процесс, способствующий дроблению бизнеса и неуплате налогов, либо указывать все ООО и ИП, использовавшие эту карточку ранее, а также сроки передачи. А ФНС и маркетплейс уведомлять, на основе какого договора происходит передача карточки товара новому юридическому лицу. Потребитель должен понимать, что старые отзывы уже ничего не значат.
Если этого не делать, то мы увидим в 2026 году и далее чисто номинальный рост числа малых предприятий — ведь порог применения УСН будет снижаться поэтапно: с 60 млн рублей до 20 млн в 2026 году, до 15 млн — в 2027-м и до 10 млн в 2028-м. Это в Москве такие суммы оборотов «не деньги». А для пенсионера из глубинки добавка в 10 000 рублей к пенсии будет вполне достаточным стимулом «пойти работать на маркетплейс», то есть просто дать свои данные для регистрации ИП. Да и массовая регистрация фирм на граждан стран ЕАЭС вполне возможна. В итоге все указанные проблемы для российской экономики останутся нерешенными.Источник - www.forbes.ru Новость добавлена superbiznes
15.12.2025 10:01