- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » И хочется, и колется: что происходит с ценами на рыбу в России.
- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » И хочется, и колется: что происходит с ценами на рыбу в России.
Возможность комментирования закрыта.

На фоне масштабной государственной PR-кампании, призывающей россиян есть побольше рыбы, цены на нее растут. Не помогают даже рекомендации Владимира Путина повысить уровень потребления рыбы и морепродуктов. Повышение количества рыбы в рационе — государственная задача: в странах, где уровень потребления рыбы и морепродуктов высокий, и продолжительность жизни увеличивается, говорил недавно на совещании с членами правительства президент.
Рыбу в каждый дом
В прошлом году в России было создано АНО «Агентство по продвижению рыбной продукции». Его цель — сделать рыбу привлекательным и доступным продуктом для россиян. Сейчас среднее потребление в России — 23–24 кг рыбы на человека в год, приводит данные Росстата руководитель «Агентства» Яков Адамов. А норма, рекомендованная Минздравом, — не менее 28 кг.
Поэтому главная задача «Агентства» — изменить представления россиян о рыбе. В последние десятилетия о ней в медиа почти не упоминали. «Если производители мяса и птицы активно инвестировали в продвижение и рекламу, то вложения в коммуникацию рыбной продукции за тот же период сократились почти наполовину», — отмечает Адамов. А рыба должна восприниматься «не как редкий гость, а как естественная часть ежедневного рациона — вкусная, удобная и полезная», говорит руководитель «Агентства».
Россияне любят рыбу, уверяет Адамов: исследования АНО показывают, что 78% граждан страны хотели бы есть ее чаще, а 70% — получать больше информации о пользе рыбы и простых способах ее приготовления.
То, что россияне любят если не готовить, то есть рыбу, подтверждает спрос на нее в сегменте HoReCa. «Мы фиксируем стабильный рост как по числу чеков год к году, так и по скорости выхода наших новых ресторанов на плановые показатели после открытия», — указывает директор по продукту сети ресторанов «Рыбная мануфактура» Мария Лошкова. «Наши гости стабильно активно заказывают рыбные блюда», — говорит и руководитель отдела закупок ресторанного холдинга «Тигрус» (рестораны Osterio Mario, «Швили», Zest, Bar Bq Cafe) Екатерина Гребенькова.
Правда, речь идет преимущественно о лососе. «Не вся рыба подходит для HoReCa. Например, недорогие минтай и горбуша не годятся, но не из-за вкуса. Базовые блюда — стейк, карпаччо или суши — из них сделать сложно. Лосось в этом смысле продукт универсальный», — поясняет общественный уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса, основатель ресторанов «Мясо & Рыба» Сергей Миронов.
«Но опять же цены! »
Оптовые цены на некоторые виды рыб снижаются, отмечает зампред правления ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Леонов. Дальневосточный минтай в конце октября подешевел на 2, 2% с начала года, атлантическая сельдь — на 20, 9–22, 7%, атлантическая скумбрия — на 12, 7–16, 1%, тихоокеанская сельдь — на 20%. Но не везде.
«Скумбрия и атлантическая сельдь подешевели только на Северо-Западе России. При доставке в Центральный ФО годового снижения цен мы не видим», — уточняет гендиректор «АБ-Центра» Алексей Плугов.
На многие виды рыб цены в опте растут, и весьма существенно: тихоокеанская треска на конец октября 2025-го к октябрю 2024 года подорожала на 56% (до 390 рублей за килограмм), треска атлантическая — на 35, 5% (до 515 рублей за килограмм). Цены на камбалу повысились на 48%, до 145 рублей за килограмм, а на пикшу — на 23%, до 375 рублей за килограмм (по Дальневосточному ФО). Чемпионом стала атлантическая мойва: цена на нее за год выросла на 223, 1%, с 65 рублей за кг до 210 рублей, приводит данные исследования ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» Плугов.
В рознице ситуация не лучше. Рыба лососевых пород подорожала с сентября 2024-го к сентябрю 2025 года на 16, 8%, до 1381, 25 рубля за килограмм, «белая» разделанная мороженая рыба — на 26%, до 395, 97 рубля за килограмм, соленая и копченая рыба — также почти на 26% (до 876, 34 рубля за килограмм), кальмары — на 24, 2%, до 628, 84 рубля за килограмм. Меньше всего в цене выросли импортные креветки — на 4, 2%, рассказывает Плугов.
С красной икрой отдельная история. Оптовые цены на нее, по словам Плугова, в сентябре 2025 года опустились до 3996 рублей за килограмм. С января 2025 года цены упали на 19, 7%, а год к году — на 1, 8%. В октябре снижение стоимости икры год к году еще значительнее — до 25%, уточняет Леонов. «Ключевой причиной стала успешная лососевая путина 2025 года. Большие объемы добытой икры и наличие запасов способствовали низким ценам», — поясняет Леонов. Икра дешевела и после невероятно удачной лососевой путины 2023 года, когда произвели рекордное количество красной икры — 22 288 т.
Но такого же заметного снижения в рознице не будет, предупреждает Плугов. Ретейл не допускает значительных скачков и старается держать цены на продукцию на одном уровне в течение года. Обычно розничные цены формируются в месяцы массового вылова — в июле и августе. «На них совокупно приходится до 60% годового производства, а на все второе полугодие — свыше 90%. И база предложения закладывается в конце лета на год вперед», — поясняет Плугов. По данным Росстата, красная икра за год выросла в цене на 35, 7% до 9440, 83 рубля за килограмм. «Если рассмотреть оперативную динамику, то в августе и сентябре цены теряли по 1%. Некоторое снижение мы ожидаем и в ближайшие месяцы — но в пределах 5–7% к январю 2026 года», — добавляет Плугов.
Убежденность в том, что рыба должна стоить дешево, у многих сохранилась со времен Советского Союза, говорит президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев. Но идеология «дешевой» рыбы была основана на многомиллиардных дотациях, которые получали производители, поясняет он. Например, рентабельность жареной наваги, которая продавалась в магазине за 1, 3 рубля, составляла 2 рубля, издержки на добычу килограмма минтая, стоившего 67 копеек, — 1, 2 рубля, а консервированная горбуша за 2, 26 рубля в реальности обходилась в 3, 4 рубля, рассказывает Зверев.
Ловись, рыбка!
Российские рыбаки полностью удовлетворяют текущий спрос на внутреннем рынке, утверждает представитель Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ). Но в среднем на внутренний рынок ежегодно приходится лишь около трети доходов в структуре выручки рыбной отрасли.
Отгрузки российской рыбопродукции в иностранные порты, по данным ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» (ЦСМРС), в январе — сентябре 2025 года составили 1, 34 млн т, что на 0, 8% больше, чем за аналогичный период годом ранее (1, 32 млн т), говорит Алексей Плугов из «АБ-Центра».
А вот на внутренний рынок рыбы стали поставлять меньше: объем поставок в первые три квартала 2025 года сократился с 1, 49 млн т до 1, 39 млн т (на 6, 2%, или на 91 700 т). При этом объемы отгрузок минтая снизились на 9, 5%, сардины иваси — на 80, 5%, трески — на 22, 2%.
В основном это объясняется природными и климатическими изменениями, которые приводят к сокращению запасов и вылова рыбы. Сайру в лучшие годы добывали по 120 000 т, а в прошлом году — всего 1000 т, так как рыба мигрировала. Добыча трески достигла пика в 1968 году — более 1 млн т, а квота на этот год — 293 000 т. Бывают и резкие изменения за короткий период: к примеру, после рекордной лососевой путины 2023 года, когда было выловлено 609 000 т красной рыбы, в 2024 году вылов был самым низким за 20 лет — 235 500 т, в этом году чуть лучше — 335 300 т, рассказывает Леонов. Вылов сардины иваси в последнее время бил рекорды, в прошлом году он достиг 600 000 т, но в этом году добыли немногим более 50 000 т.
Рыба есть, и аквакультурная, и дикая, говорит Сергей Миронов из «Мясо & Рыба». «Последнюю мы бы рады использовать, в закупке она дешевле. К тому же россияне уже знают и нерку, и кету, и кижуча с чавычей (но опять же цены! )», — вздыхает он. Дикая рыба обходится в два раза дешевле аквакультурной, это на этапе вылова. «Но ее нужно не просто добыть, а еще упаковать, заморозить и доставить».
Рыба и лед
Доступность рыбы — это, прежде всего, вопрос инфраструктуры, соглашается Герман Зверев из ВАРПЭ. «Основная часть российской рыбы добывается на Дальнем Востоке, затраты на логистику в центральную часть страны существенные, это влияет на конечную стоимость. Сегодня субсидирование железнодорожных тарифов для доставки с Дальнего Востока предусмотрено лишь для части продукции из минтая, горбуши и сардины иваси. Перечень нужно расширять, как минимум для такой народной рыбы, как сельдь, и для востребованных продуктов глубокой переработки из минтая, например фарша», — рассуждает представитель АСРФ.
Но архаичная логистика не позволяет обеспечить достаточный объем перевозки и равномерное хранение рыбы в течение года, говорит Зверев. Взаимосвязь между объемом складской инфраструктуры и уровнем потребления рыбы в регионе прямая, обращает внимание он. Например, в Москве и Новосибирской области высокий уровень потребления (28, 5 кг и 30, 8 кг на человека в год соответственно) именно благодаря хорошей инфраструктуре.
Нужны «рыбные хабы» для распределения продукции в разные точки страны и качественного долговременного хранения, говорит Зверев. «Но пока этот сектор неинтересен внешним инвесторам, а рыбным трейдерам сложно получить землю и банковские кредиты на условиях, которые бы позволили им работать с хорошей рентабельностью и окупаемостью», — огорчается эксперт.
Да и в целом у рыбопромышленного комплекса положение не самое простое. Кредиторская задолженность отрасли превысила 1 трлн рублей, говорит Зверев. «Мы живем в рыночной экономике, на себестоимость производства рыбной продукции влияет постоянный рост расходов. К примеру, повышение зарплат сотрудникам: рост в отрасли с 2023 года составил 35%, к августу средние зарплаты превысили 166 000 рублей, на Дальнем Востоке, где занято свыше 50% рыбаков, средние зарплаты еще выше», — говорит эксперт.
Лишние звенья
«Рыбный союз» (объединение производственных и перерабатывающих предприятий рыбного хозяйства) подсчитал на примере самой «народной» рыбы, минтая, из чего складывается стоимость в московских магазинах. Цена «от рыбака» — 54%, следующие значительные затраты — фасовка и наценка торговой сети, на них приходится 16 и 12% общей стоимости соответственно. 10% составляют затраты на логистику до Москвы, 4% — доставка до распределительного центра, еще 4% забирает дистрибьютор.
ФАС провела в конце прошлого года анализ «ценовой структуры» наиболее популярных в России видов рыбы: того же минтая, трески, пикши, сельди и горбуши. И по мнению антимонопольного ведомства, самый значимый вклад в ценообразование вносят посредники (логисты, дистрибьюторы и т.д.) между рыбодобытчиками и торговыми сетями. Причем посредников может быть до шести, а их наценка составляет от 5 до 50%. Таким образом, цена на рыбную продукцию может возрастать от 2 до 3, 5 раза, утверждают в ведомстве.
Логистика в рыбной отрасли — одна из самых затратных: охлаждение, заморозка и строгий температурный контроль требуют специализированного транспорта и складов, говорит коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Михаил Коптев. Плюс дело это рисковое. «Любая задержка на 10–12 часов — это вероятность нехватки топлива, порчи груза, потери его первоначальных качеств, и маржинальность несопоставима со стоимостью груза и риском порчи», — говорит директор по развитию логистической компании «Полярная звезда» Антон Востриков.
Стоимость доставки рыбы с Дальнего Востока до Москвы — около 27 рублей за килограмм, до Питера — чуть дороже, с Камчатки — еще рублей 5 сверху, рассказывает Антон Востриков, поэтому для каждой рыбы это свой процент, но обычно не более 10% в стоимости даже самой дешевой.
«Рост тарифов на перевозку и хранение уже заметен в текущем году. Операторы отмечают подорожание услуг на 10–15%», — указывает Коптев. И дальше ожидается подорожание — повышение ж/д тарифа на 10% потянет за собой рост итоговых расходов, увеличатся и прочие издержки, например НДС на два процентных пункта, вырастут ФОТ, подорожают запчасти и расходные материалы, говорит Востриков. «Мы ожидаем, что с 1 декабря ставка поднимется на 5–7%», — добавляет он.
ФАС предлагает уменьшить количество посредников, создавая альтернативные методы реализации, например биржевую торговлю, чтобы продукцию можно было закупать напрямую у производителя. Представитель АСРФ согласен с необходимостью стимулировать развитие поставок «из моря на полку», то есть прямые контакты рыбаков и ретейла. Первой торговой сетью, начавшей напрямую фрахтовать объемы дальневосточной рыбы, стал «Перекресток».
«Благодаря трехстороннему сотрудничеству с рыбаками и переработчиками «Перекресток» предлагает своим покупателям выгодное соотношение цены и качества на эту категорию. За последние два года продажи рыбной продукции собственных торговых марок (минтай, дальневосточная нерка и кета) выросли в два раза в натуральном выражении», — рассказала Forbes директор по развитию категорий «Ультрафреш» сети «Перекресток» Александра Сухарева.Источник - www.forbes.ru Новость добавлена superbiznes
13.11.2025 08:19