Свой среди своих: что за бренд «Семишагофф» и почему его боятся федеральные сети. / Новости / Портал менеджеров и представителей оптово-продуктовых фирм. Оптовая торговля продуктами питания.
#1
Сеть магазинов «Семишагофф» — одна из самых заметных в Санкт-Петербурге, хотя нигде себя не рекламирует, кроме как в соцсетях и каталогах товаров. Пачку овсянки или йогурт здесь можно найти за 29, 9 рубля, картофель — за 9, 9 рубля. Сеть выросла из оптовой компании и сформировала у петербуржцев свое представление о дискаунтерах, поэтому некоторые крупные игроки не решаются заходить в регион. В операционном управлении магазинами активно участвует владелец компании Виталий Поздеев, который за 13 лет работы сети ни разу не появился в публичном пространстве.

Сеть со странным названием «Семишагофф» занимает пятое место в списке самых эффективных российских ретейлеров по продажам с квадратного метра. В 2024-м этот показатель достиг 837, 112 рубля с квадратного метра, прирост год к году — 9%, согласно подсчетам «INFOLine-Аналитики» (документ есть у Forbes). Для сравнения: магазины «Красное и Белое», занявшие восьмое место в списке, зарабатывают гораздо меньше — 808, 728 рубля с квадратного метра.

Супермаркеты «Семишагофф» выглядят архаично: у них в основном тесные невзрачные помещения, нет программ лояльности, карт с бонусами и модной геймификации, которой увлеклись федеральные сети. «Зато у них есть несколько особенностей, что дает высочайшую плотность продаж и экономическую эффективность даже в таком сложном регионе, как Петербург и Ленобласть, где сильны «Пятерочка» и «Дикси», игроки тоже сфокусированные на низких ценах», — объясняет Forbes гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.

«Наличие в Питере такого небольшого, но очень сильного хард-дискаунтера, похоже, заставляет осторожничать даже Х5. — поясняет Forbes член Гильдии маркетологов и автор Telegram-канала «Около прилавка» Дамир Губейдулин. — Сеть «Чижик», например, так и не дошла до региона и постоянно переносит сроки вывода магазинов на этот рынок».

«Семишагофф» нередко продает социальные товары ниже оптовой цены и себе в убыток, но зарабатывает на другом ассортименте и огромном обороте, — рассказал Forbes Александр Мышинский, совладелец и генеральный директор петербургского торгового дома «Реалъ». — Только на бананы они могут закладывать плановый убыток 20 млн рублей в месяц, на курицу — 15 млн рублей». По его словам, «Семишагофф» вырос из питерских оптовых баз, компания была основана в 2000 году: «Мы, как и многие ретейлеры, тоже так начинали — занимались оптом, дистрибуцией».

Как сказано на сайте компании, «под вывеской «Семишагофф» сеть начала свое активное развитие с 2012 года». Владелец «Семишагоффа» Виталий Поздеев интервью никогда не давал, все 13 лет существования сети ему удается держаться в тени. На вопросы, которые передал ему Forbes, он не ответил. Как рассказывают участники рынка, основатель сети сильно погружен в оперативное управление магазинами и сам участвует в разработке ценовой политики.

Между «Пятачком» и «Полушкой»

Сейчас в Петербурге и Ленобласти работает около 190 магазинов «Семишагофф», торгующих недорогими продуктами и товарами повседневного спроса. Управляет сетью компания «ТК Прогресс», в 2024 году ее выручка достигла 54, 8 млрд рублей, прибыль — 261, 8 млн рублей, прирост к прошлому году составил 51%, по данным СПАРК.

«Я пришел в компанию в 2012 году. Тогда было 18 магазинов, часть с торговлей через прилавок, назывались они «Семь шагов», их мало кто знал», — вспоминает в разговоре с Forbes Станислав Бор, который занимал пост гендиректора сети до февраля 2025-го. Когда поначалу он представлялся руководителем «Семи шагов», собеседники реагировали: «О, я знаю такие магазины, обувью торгуют! ». После этого компания провела ребрендинг, торговые точки переименовали и осовременили. Тогда же сложился формат: небольшие супермаркеты площадью 500–600 кв. м, торгующие продуктами, алкоголем, дешевой косметикой.

До прихода в «Семишагофф» Станислав Бор был топ-менеджером «Дикси», на новом месте работы ему поставили задачу «структурировать компанию, собрать новых, подходящих под амбициозные задачи людей, наладить развитие и сделать бренд более узнаваемым», уточняет он: «Тогда казалось, что рынок ретейла уже заполнен до предела». В Петербурге, кроме федеральных, работали региональные сети «Полушка», «Пятачок», «Нетто», «КИР24», «Морковь», торговый дом «Интерторг» с магазинами «Идея», «Народная семья» и другие». Многие из них давно исчезли.

Еще в 1990-х в Петербурге появился универсам «Народный», куда покупатели приезжали со всего города. Социальные товары стоили там намного дешевле, чем в других местах, картошку можно было купить по рублю за килограмм, но была огромная выручка с квадратного метра, замечает Александр Мышинский. Магазин стал очень популярным, и его бизнес-модель взяли за основу создатели «Семишагоффа», реализовав в более цивилизованном виде, говорит он: «Из универсама «Народный» к себе даже директора по закупкам переманили, известную многим в отрасли Елену Сергеевну».
В 2015 году в Петербурге и области «Семишагофф» разросся до 50 магазинов с общим оборотом в 8 млрд рублей. Уже тогда сеть смогла выделиться среди других дискаунтеров, у нее были прилавки со свежим мясом, неплохой выбор фруктов и овощей. «В каждой категории товаров покупатель может найти продукты со скидками от 30% до 70% от минимальных городских цен», — обещает «Семишагофф» на своей странице «ВКонтакте».

«Этот магазин я посещаю в периоды жизни, когда начинаю сильно экономить. Он может отпугнуть очередями, теснотой, здесь нередко встретишь асоциальных личностей, но магазин востребован. Таких цен низких вы не найдете нигде. Я беру здесь хлеб, минералку, приправы, конфеты, чай, овощи и фрукты. Здесь нет просрочки, так как разметают все быстро», — написала Екатерина М. в отзывах о супермаркете на проспекте Непокоренных в Петербурге. «Впечатление, что в этом магазине не знают, какой сейчас год, — цены приятные… Единственный недостаток — очень тесно», — добавляет другая покупательница.

В 2020-м «Семишагофф» заметно увеличил число магазинов, заняв помещения ушедшего с рынка «Интерторга». Компания стала лидером по росту торговых площадей, за год они приросли на 40%, эксперты называли ее самым успешным ретейлером Петербурга. В 2021-м выручка сети увеличилась почти в полтора раза, до 22, 7 млрд рублей.

Москва и Питер: в чем разница

Теперь федеральные сети, приходящие в Петербург, даже те, что позиционируют себя как бюджетные, кажутся покупателям дорогими на фоне «Семишагоффа» и местных продуктовых магазинов, уверяют эксперты. В городе несколько локальных сетей — «Реалъ», «Пловдив», «Бриз», на том же месте, что и в 1990-х, работает тот самый «Народный №1», у которого появился второй универсам в Выборгском районе города.

Здесь сложилось особое представление о дискаунтерах — иное, чем в Москве и других городах, говорит Александр Мышинский. По его словам, когда «Лента» привела в Санкт-Петербург «Монетку», которую считают дискаунтером, ее здесь восприняли как дорогой магазин у дома. Дискаунтер «Чижик» (входит в X5) пытался здесь работать — один супермаркет открывали для тестирования, потом он закрылся, рассказал он. В X5 Forbes не ответили на вопрос о тестовом магазине. И пояснили, что Петербург — интересный и перспективный регион для «Чижика», сеть прорабатывает возможную тактику выхода в регион.

На продукты житель Петербурга тратит в среднем 16 500 рублей в месяц, тогда как в Москве — 18 000 рублей, говорится в исследовании «Т-Ж», проведенном летом 2025-го. И процент экономных, ищущих скидки здесь больше, чем в столице. «В Москве продается в десять раз больше манго, чем у нас, хотя население больше примерно в два раза», — приводит пример экономного потребления генеральный директор ТД «Реалъ».

В том числе из-за этого питерского менталитета у некоторых сетей в регионе нет особых успехов, говорит он: «Это в Москве «Азбука вкуса» — обычный магазин у дома, а здесь гастрономический бутик. С пакетами из «Азбуки вкуса» ходят как с пакетами из ЦУМа — это престижно», — улыбается Мышинский. У «Мираторга» работало несколько магазинов в городе, теперь остался один, по данным «Яндекс Карт». В 2025-м с помпой открылся «Мираторг» в центре города, в историческом здании на Мойке. Не проработав и полгода, он закрылся.

Нередко новые супермаркеты «Семишагофф» открываются дверь в дверь с крупными сетями и при этом неплохо торгуют, замечает Михаил Бурмистров. «В одном поселке Ленинградской области нам дали ангар рядом со зданием федеральной торговой сети, мы переделали его в магазин, — вспоминает Станислав Бор. — Парковки не было, люди ставили машину на стоянке конкурентов и шли в наш магазин. Федеральной сети это не нравилось, и они построили забор — ходить к нам стало неудобно. И что вы думаете? Возмущенные жители обратились в администрацию поселка, а та предписала федералам сделать в заборе проход. И клиенты стали ходить через него, а выручка у соседнего магазина снизилась вдвое».

У «Пятерочки» в Санкт-Петербурге даже есть программа под кодовым названием «Анти-Семишагофф», об этом говорят сами работники X5 в отраслевых чатах, рассказал Forbes эксперт розничного рынка. Утром в магазины «Семишагофф» приходят сотрудники «Пятерочек», мониторят цены, передают данные в Москву. На следующий день «Пятерочка» делает переоценку, опуская цену на рубль ниже. В ответ «Семишагофф» опускает цену тоже на рубль. В компании X5 отказались отвечать на вопрос Forbes об этой программе.

Конкурировать с федеральными сетями питерскому дискаунтеру удается не только за счет цен. У них расширенный и отличающийся от матрицы крупных сетей ассортимент, эффективный отклик на потребности клиентов, поясняет Бурмистров. Есть много позиций, за которыми люди приходят сюда специально: прилавки со свежим мясом, что необычно для дискаунтеров, или недорогие замороженные субпродукты, которые покупают для домашних питомцев.
«Менеджмент сети очень хорошо знает местную специфику, много продуктов от местных производителей, в последнее время большой процент белорусских товаров, — делится наблюдениями с Forbes консультант поставщиков торговых сетей Михаил Лачугин. — Да, они отжимают цены у поставщиков, требуя самых низких, но так поступают многие дискаунтеры».

У «Семишагоффа» нет программ лояльности, сложных скидочных акций или ценников с множеством цифр и звездочками, по которым надо вычислять, сколько что стоит, но этим сеть и привлекает, замечает Лачугин: «Нет уловок, которые раздражают многих — «четыре по цене трех», «два плюс один». Люди ходят в магазин с ограниченным бюджетом — например, 1000 рублей, им нужно понимать, на что денег хватит. И на кассе все просто — не надо прикладывать карту, подсчитывать бонусы, проверять, пошла ли скидка».

Кроме того, «Семишагофф» правильно выбирает места для магазинов, лучше работает «на земле», чем многие федеральные сети в городе. Например, на фоне обострившейся конкуренции за торговые площади в 2021-м питерская сеть удачно арендовала помещения закрывшихся сетей Green и Like Мarket.

Лучше меньше

В первое полугодие 2025-го в центре Петербурга закрылось в два с половиной раза продуктовых магазинов больше, чем открылось, говорится в исследовании NF Group (есть у Forbes), и это антирекорд последних лет. Перестали работать более 30 торговых точек — от сетевых супермаркетов и алкомаркетов до одиночных круглосуточных магазинов.
В сети «Магнит» на вопрос Forbes о закрытии магазинов в Санкт-Петербурге ответили: «С начала года в рамках нового подхода к оценке эффективности розничной сети было закрыто или переформатировано в другие форматы — «Дикси» и «Моя цена» — около 50 торговых точек, но за тот же период было открыто около 200 новых магазинов этого формата». В Петербурге и Ленинградской области у «Магнита» сейчас около 1200 супермаркетов «у дома».

«В городе сейчас пересыщение торговыми точками, и открыть новый магазин практически нереально, только если дверь в дверь. В последние два года в этом смысле стагнация полная», — говорит гендиректор ТД «Реалъ». Поэтому «Семишагофф» очень активно стал развиваться на загородных трассах, раньше там стояли только «Пятерочки» и «Магниты», уточняет он.

На фоне спада в экономике ретейлеры вынуждены жестче оптимизировать сети, избавляться от магазинов, не приносящих прибыли, говорят эксперты. В сети «Реалъ» сейчас 63 магазина, раньше было 80. «Мы в последние три года закрывали убыточные точки, сейчас начали открывать новые, — объясняет Александр Мышинский. — Мы следуем принципу, что лучше меньше, да лучше».

Некоторые магазины «Семишагофф» перешли на круглосуточный режим, в них установлены кассы самообслуживания. Сеть начала открывать более крупные супермаркеты по 800–1000 кв. м, в том числе на трассах на окраинах города. Компания планирует приобрести склад в поселке Шушары Ленинградской области за 1, 5 млрд рублей, который раньше принадлежал обанкротившемуся «Интерторгу».

«Семишагофф» продолжит постепенное расширение сети в своем регионе, полагает Михаил Лачугин. Но, по его словам, расти быстро не может: «Нет таких бездонных ресурсов, как у крупных игроков. Приходится тщательно выбирать помещения, им нужна хорошая выручку с квадратного метра. И, конечно, есть надежда, что крупные ретейлеры их не поглотят — такой интерес у них наверняка есть».Источник - www.forbes.ru Новость добавлена superbiznes
16.10.2025 18:05

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение