- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » Как в Воронежской области процветают агрохолдинги и почему здесь не растут зарплаты.
- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » Как в Воронежской области процветают агрохолдинги и почему здесь не растут зарплаты.
Возможность комментирования закрыта.
Воронеж расположен примерно на 500 км южнее Москвы. Но картинка за окном автомобиля уже на трассе напоминает Краснодарский край: ни одного заброшенного клочка земли — сплошь пашня. Как рассказал в интервью Forbes председатель совета директоров ГК «Агроэко» Владимир Маслов, плодородная земля стала одним из факторов при выборе им региона для начала бизнеса в 2009 году.
«В тот момент здесь еще не было крупных агропредприятий, землей владели мелкие и средние игроки. Однако реализовывать такой масштабный инвестиционный проект без поддержки властей сложно, — говорит Маслов. — В 2009 году на должность губернатора заступил Алексей Васильевич Гордеев — человек федерального масштаба, на тот момент бывший министр сельского хозяйства России, а сегодня заместитель председателя Госдумы. Учитывая его причастность к развитию АПК в России, в Воронежской области также обратили большое внимание на сельское хозяйство, приняли программы поддержки инвесторов».
Результат укрупнения
Основной бизнес «Агроэко» — производство «мраморной свинины» — мяса свиней породы дюрок. Компания создала собственную кормовую базу, включая растениеводческий кластер, построила комбикормовые заводы, свиноводческие комплексы и наладила мясопереработку. Все делали с нуля в чистом поле — никакие прежние строения, доставшиеся вместе с землей, компания не использовала. По словам Владимира Маслова, в 2025 году оборот компании ожидается в размере 55 млрд рублей, в 2026 году — уже 66 млрд рублей. Вклад воронежских активов в эти показатели составляет около 80% (группа развивает бизнес еще и в Тульской области). Маслов говорит, что «Агроэко» с 2009 года вложил в развитие своих воронежских предприятий около 77 млрд рублей и по объему инвестиций в регион занимает второе место после Нововоронежской АЭС. «А с учетом запланированных на ближайшие четыре года дополнительно 55 млрд рублей выйдем и на первое», — добавляет он. «Агроэко» сегодня и один из крупнейших работодателей: к концу 2025 года численность персонала компании в Воронежской области достигнет 8000 человек.
У стартовавшей в 2002 году в Воронежской области ГК «ЭкоНива» выручка по итогам 2024 года превысила 91, 1 млрд рублей. Сейчас ее подразделения работают в 13 регионах России, но штаб-квартира осталась в Воронеже. В офисе сыродельного завода «ЭкоНива» в селе Щучье Лискинского района на стенах развешаны иллюстрирующие историю компании фотографии. Среди них есть снимок, датированный 1989 годом, на котором практикант из Западной Германии Штефан Дюрр стоит на вокзале перед отправлением на стажировку в курский колхоз им. 40-летия Октябрьской Революции. Через пять лет он создал российско-германское предприятие «ЭкоНива», специализирующееся на молочном животноводстве.
По данным представителя компании, в 2024 году общие надои «ЭкоНивы» составили 1, 35 млн т, непосредственно воронежские подразделения дали 522 000 т сырого молока.
Многие связывали успехи компании Дюрра с Алексеем Гордеевым. «Мы с Гордеевым знакомы, но, когда он был министром, я был маленьким, а он — очень большим человеком, — рассказывал Штефан Дюрр в интервью Forbes в 2021 году. — Находил время, помогал морально, скорее, советами. Когда губернатором стал, появилась программа, которая очень сильно поддержала молочное животноводство».
Недалеко от «ЭкоНивы» в городе Лиски на пустыре сооружена огромная гора из сахарной свеклы, издалека напоминающая картину «Апофеоз войны» Василия Верещагина. Это сырье перерабатывающего завода «Лискисахар», принадлежащего крупнейшему в России производителю сахара (более 1, 2 млн т в год) ГК «Продимекс». На сайте по подбору персонала в начале сентября были размещены три вакансии этого предприятия с зарплатами от 35 000 до 100 000 рублей в месяц. Как рассказали Forbes в областном правительстве, регион занимает третье место в стране по выпуску сахара, первое — по производству сливочного масла и второе — по мясу и кондитерским изделиям. По общему объему сельхозпроизводства область на четвертом месте в стране.
«Дюжина театров и прекрасный мягкий климат»
«У нас скучно, а вот в Воронеже движуха. От нас туда едут» — эту фразу корреспондент Forbes слышал от жителей Липецка, Курска, Тамбова. С 2009 года и до пандемии в 2020 году Воронеж вырос с 843 500 до 1, 058 млн жителей.
«Воронеж — идеальный город для комфортной жизни по множеству параметров, ярко выраженная культурная и спортивная столица Центрально-Черноземного района, — рассказывает в беседе с Forbes воронежский предприниматель Евгений Хамин, реализующий масштабные девелоперские и социокультурные проекты. — По индексу перспективного развития жилой среды Воронеж на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга. Здесь 14 вузов, дюжина театров и прекрасный мягкий климат. Инфраструктура сравнительно новая — город отстраивался после Великой Отечественной войны заново».
Во время войны в Воронеже было уничтожено более 90% зданий. Современный центр города почти полностью был построен в 1950-х. Здание областной администрации (площадь Ленина, 1) напоминает усеченную московскую сталинскую высотку, вроде МГУ. И действительно, изначально оно планировалось высотой 104 м, но на фоне начатой в 1955 году борьбы с архитектурными излишествами осталось без башни и шпиля. В центральной части Воронежа еще сохранились вкрапления частного сектора, а вот послевоенные бараки на окраинах, до сих пор встречающиеся во многих областных центрах, давно сменились новостройками.
Один из проектов Евгения Хамина — ТРЦ Сити-парк «Град» в пригороде Воронежа, центр притяжения не городского, а, как поправила корреспондента Forbes его администратор, регионального значения. Сюда специально приезжают из соседних областей. Расположенный в «Граде» парк аттракционов площадью 10 500 кв. м на момент запуска в 2011 году был самым большим из крытых заведений этого рода в России, но в 2020 году первенство перехватил московский «Остров мечты». В ТРЦ сейчас размещена временная выставка современных российских художников и скульпторов из личной коллекции Хамина, в ближайшем будущем, по словам предпринимателя, для этой экспозиции будет построен музей современного искусства. В августе огромный торгово-развлекательный центр общей площадью 203 000 кв. м был заполнен людьми.
После закрытия южных аэропортов заметно вырос автомобильный трафик по трассе «Дон». Соответственно, на пути к морю и обратно путешественники останавливаются на ночевку в Воронеже. «В мае текущего года Воронежская область попала в топ-30 национального туристического рейтинга, и с января по сентябрь регион посетили около 1, 3 млн гостей. Увеличение туристического потока отчасти связано с ростом автомобильного трафика через наш регион, а также набирающего популярность автотуризма», — рассказывают в правительстве области. Энергии Воронежу добавляет молодежь — город не просто миллионник, но и один из студенческих центров страны. На 1, 058 млн жителей Воронежа приходится более 90 000 студентов вузов.
Единственное неудобство в Воронеже — с вечера и до утра отключается мобильный интернет. Чтобы вызвать такси в приложении, местные жители звонят знакомым, имеющим связь по Wi-Fi. Вызывать такси по телефону, увы, отвыкли. Как принимают заказы сами таксисты — загадка.
Возвращение «Электроники»
По данным регионального правительства, ВРП Воронежской области в 2024 году составил 1, 65 трлн рублей, в 2025 году он вырастет до 1, 8 трлн рублей. По объему ВРП область традиционно занимает 25-е место среди субъектов России. Основной вклад в него вносят сельское хозяйство (15, 9%) и промышленность (19, 5%).
У заставших СССР Воронежская область твердо ассоциируется с электроникой. Созданное на базе Воронежского завода полупроводников НПО «Электроника» в 1980-х выпускало один из самых доступных кассетных магнитофонов «Электроника-323». Позже наладило производство и первого советского видеомагнитофона «Электроника ВМ-12».
Сегодня на территории бывшего завода полупроводников в центре Воронежа работает несколько независимых производств электронных компонентов. В том числе АО «НИИЭТ» — бывшее Центральное конструкторское бюро при Воронежском заводе полупроводниковых приборов. Сейчас НИИЭТ входит в ГК «Элемент», созданный АФК «Система» и «Ростехом». От прежнего советского КБ на предприятии остались только стены, внутри созданы стерильные производственные зоны со станками-роботами. Единственное напоминание о прошлом — фляга со спиртом для протирания контактов. Как рассказал Forbes генеральный директор НИИЭТ Павел Куцько, предприятие не только разрабатывает, но и само выпускает электронные компоненты. Производство работает шесть дней в неделю в две смены. По словам Куцько, объем выпуска по сравнению с 2019 годом вырос в десять раз.
Одна из причин столь заметного роста: требования правительства к установке отечественных компонентов в технике. Например, микроконтроллер в квартирных электросчетчиках теперь может быть только российским, за счет этого НИИЭТ «разогнал» выпуск своего микроконтроллера до 20 000 штук в день. При этом воронежский контроллер сегодня стоит около 500 рублей против 200–300 рублей за устанавливаемый ранее китайский аналог. «Но с чего-то же надо возрождать отечественную электронику. Потом нарастим производство, стоимость снизится, — замечает Павел Куцько. — Зато мы разработали собственные нитрид-галлиевые транзисторы — это уже направление, в котором мы не догоняем, а идем рядом с мировыми лидерами. Сейчас мы получаем кредит на 4, 4 млрд рублей для их производства».
Средняя зарплата в Воронежской области в январе—мае 2025 года составила 70 930 рублей, это на 20, 3% выше, чем за аналогичный период 2024 года. Сотрудники НИИЭТ получают 150 000 рублей в месяц.
Даже лидеры местного АПК платят заметно меньше. В воронежских подразделениях «ЭкоНивы» средняя зарплата специалистов (агроном, зоотехник, ветврач) составляет 90 000–97 000 рублей, рабочего персонала (оператор машинного доения, механизатор, водитель грузовика) — 80 000–85 000 рублей. В воронежском «Агроэко» средняя зарплата — 86 000 рублей. Следует отметить, что обе компании работают и в Тульской области, где зарплаты по сравнению с Воронежской выше на 20%. Одна из основных причин — конкуренция тульских предприятий с соседним московским рынком труда.
По показателю «среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций» (по полному кругу) место Воронежской области среди других субъектов России в последние пять лет — с 47-го по 53-е. «Более низкие позиции, как промежуточные, так и по итогам года, были отмечены в 2024 году (53-е место), — рассказывает представитель воронежского правительства. — Если затрагивать деятельность организаций — представителей федеральных агрохолдингов, то в 2024-м были не раз введены на территории региона режимы ЧС, что отразилось и на снижении показателей отраслевой деятельности, и на расходной части бюджета организаций, в частности при выплате зарплаты работникам». В регионе нет крупных промышленных предприятий, задающих высокий уровень зарплат. Например, в Липецкой области есть гигант НЛМК, в Курской — принадлежащее «Металлоинвесту» крупнейшее в стране предприятие по добыче и обогащению железной руды Михайловский ГОК.
В Воронежской области тоже есть активы, входящие в крупные корпорации. Например, принадлежащий «Сибуру» «Воронежсинтезкаучук», ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» (КБХА) «Роскосмоса», занимающееся разработкой двигателей для космических аппаратов, и концерн «Созвездие», выпускающий радиостанции и входящий в «Ростех». Но этих предприятий явно недостаточно.
«Основные инвесторы у нас — аграрии и пищевики, — объясняет Дмитрий Орищенко, владелец бизнес-издательства «Абирег», выпускающего ежегодный «Рейтинг влиятельности Воронежской области». — Этот вектор задан еще Алексеем Гордеевым. Над привлечением инвесторов в промышленность у нас не работают». Местный предприниматель, пожелавший остаться неназванным, отмечает, что аграрий Алексей Гордеев и сегодня воспринимается как куратор региона, а потому промышленные корпорации считают Воронежскую область скорее сельскохозяйственным регионом.
«Ни для «Ростеха» мы не являемся регионом развития, ни для «Роскосмоса». Последний, насколько мне известно, вообще рассматривает закрытие КБХА и перевод производства поближе к космодрому», — комментирует Дмитрий Орищенко. По его мнению, области не хватает внимания крупных корпораций. «Помните, была идея перевода офисов госкорпораций из Москвы в регионы, — поясняет он. — Переезд сюда штаб-квартиры «Ростеха» решил бы все оставшиеся проблемы Воронежской области, подтянул бы зарплаты. А ростеховским топам, уверен, у нас будет комфортно».Источник - www.forbes.ru Новость добавлена superbiznes
07.10.2025 14:50