Ром в России: что предлагают производители и что предпочитают россияне. / Новости / Портал менеджеров и представителей оптово-продуктовых фирм. Оптовая торговля продуктами питания.
#1
В 2025 году доля российского рома превысила 60% отечественного рынка, а само потребление выросло более чем на 13%. О том, как и какой ром полюбила Россия и каких новинок ждать в этой категории — в материале «РБК Вино»

За последние три года потребление рома в России увеличилось почти в полтора раза: с 12, 7 млн л в 2022 году до 18, 8 млн л в 2024 году, свидетельствуют данные агентства А.LIST, подготовленные совместно с аналитическим агентством «ЭТА.Лаб». При этом доля российских производителей в структуре рома выросла с 15% в 2022 году до 43% в 2024 году, а по итогам первых шести месяцев 2025 года она составила 64%. Растет и разнообразие марок на рынке. Если в 2024 году в России продавалось 341 марка импортного рома и 27 от российских компаний, то в этом году уже 370 импортных марок и 32 российских.

А.LIST и «ЭТА.Лаб» учитывали в своем анализе все марки, которые имеют в названии слово «ром» и которые так воспринимаются покупателями. Хотя далеко не все напитки в этой категории являются ромами с точки зрения российских и даже мировых стандартов.

В России еще в 2015 году был принят специальный ГОСТ 33458-2015 для рома. Согласно этому документу, ром — это «спиртной напиток с объемной долей этилового спирта от 40 до 50%, изготовленный из ромовых дистиллятов, изготовленных дистилляцией брожения сусла, изготовленных из продуктов переработки сахарного тростника (меласса, сок)». Ароматические ромы под этот стандарт не попадают, их готовят по ГОСТ 7190-2013 «Изделия ликероводочные». По данным президента гильдии экспертов «Алкопро» Андрея Московского, на последние приходится порядка 70% российского производства.

«Формула проста: зерновой спирт «Люкс», настои, сиропы, ароматизаторы, ромовый дистиллят — и ценник 400 руб. с небольшим. Сладость плюс 32–38% алкоголя — и вот он, готовый «мотор» для двухлитровой колы. «Ром» же в составе остается где-то между «ароматизатор, идентичный натуральному» и карамельным подсластителем. Любители классики морщатся, а народ улыбается и наливает «ромоколу» до краев», — говорит Андрей Московский. При этом он подчеркивает, что все напитки, где указан ромовый дистиллят в составе, даже и для ароматизированного рома — это импортное сырье.

«Компании покупают балк в странах, производящих ром: Доминикане, Кубе и других. Привозят в Россию. Разбавляют, иногда дорабатывают тем или иным способом, — объясняет Игорь Шаламов, директор категории крепких спиртных напитков Simple Group. — То, куда не добавляются ароматизаторы вроде ванили, корицы и т.д, можно считать ромом. «Пряные ромы» официально считаются у нас (и в ряде других стран) спиртными напитками, но во всем мире потребитель воспринимает их как ром».

Несмотря на большое число трактовок, что считать настоящим ромом, сама эта категория растет и считается производителями одной из самых перспективных. «Ром сегодня — самая актуальная с точки зрения импортозамещения категория», — говорит президент компании LADOGA Вениамин Грабар. По его словам, ром растет вместе с другими миксологическими категориями — джином, виски, вкусовой водкой — на фоне роста цен на вино после увеличения пошлин и акцизов.

Какой ром пьет Россия
Сырье — главная проблема для производителей российского рома. «Ром производят из сахарного тростника, на территории нашей страны зон с подходящим для его выращивания климатом мало», — говорит Игорь Шаламов. По его словам, компаниям, желающим иметь в портфеле собственный бренд рома, приходится либо разливать его за рубежом, либо ввозить балк. «Это абсолютно нормальная общемировая практика», — считает эксперт.

По словам Андрея Московского, многие компании сегодня не указывают происхождение дистиллята. «Это скорее означает, что дистиллят приехал из условной Армении (Ирана) или других стран, — говорит эксперт. — Требования указывать на этикетке происхождение дистиллята нет». Иногда компании заявляют о происхождении продукта при запуске производства. Так, в конце прошлого года «Абрау-дюрсо» запустила производство выдержанного рома из кубинского дистиллята. Сама компания комментировать этот проект и поставки сырья отказалась.

Эксперты говорят, что россияне предпочитают использовать ром для приготовления коктейлей и редко употребляют его в чистом виде. В итоге в России не очень популярны дорогие выдержанные напитки. «Россияне предпочитают белый, невыдержанный ром как наилучшую основу для миксов, так и наиболее выгодную по цене», — говорит директор по маркетингу АО «Татспиртпром» Елена Слободанюк.

Как ром производят в мире

Ром — алкогольный напиток из сахарного тростника. Его измельчают и получают сок, из которого экстрагируют сахар, а оставшаяся патока, которая называется мелассой, используется в качестве сырья для напитков. Для производства 100 л напитка требуется около 1 т стеблей тростника.

Далее мелассу особым образом подвергают процессу брожения путем добавления воды, дрожжей и нагреванию, после чего фильтруют и дистиллируют. Так получают ром крепостью в среднем около 80%, дальше его разводят водой и выдерживают в бочках, где он приобретает дополнительный вкус и цвет. Иногда после этого в напиток добавляют растительные добавки, которые придают рому определенный вкус. Сегодня ром производят более чем в 100 странах мира, часто из привозного сырья. Основным центром производства остаются остров Карибского моря, страны Южной Америки, США, Австралия, Индия.


Другой тренд — вкусовые ромы. «Потребитель перешел на эти напитки и использует их как базу для коктейлей, оставаясь при этом в низком градусе потребления, — говорит Вениамин Грабар. — Этот тренд объясняет и тот факт, что именно вкусовые ромы являются драйвером категории — их доля на рынке выросла с 12, 4 до 38, 4% (с 2021 по 2024 год. — «РБК Вино»)». По данным производителей рома, без учета категории «пряных» ромов россияне предпочитают экзотические вкусы в этой категории алкоголя: кокос (30, 8% вкусовых ромов), маракуйя (24%), банан (16, 7%).

Еще один важный фактор, который способствует популярности рома, — его цена. По данным Андрея Московского, ароматизированные напитки на основе рома можно купить по цене от 400 руб, а чистый ром российских компаний от 600–1000 руб. и вплоть до 1500 руб. Импортный ром начинается от 800 руб. и выше. «Условно можно их разделить до 1000 руб. для российских марок и выше 1000 руб. для импорта», — говорит Андрей Московский. По словам Вениамина Грабара, на популярности рома сказалось повышение минимальных розничных цен на водку и бренди в начале этого года. «Потребители этих напитков стали переключаться на другие категории, которых не так сильно коснулись изменения или не затронули вовсе, — виски, настойки и, конечно, ром», — говорит эксперт.

Как будет меняться потребление рома

Потребление рома будет продолжать расти, полагают эксперты. «Предполагаем, что рынок рома будет расти, и более существенными темпами будет расти именно российский ром с локализацией производства. Потребитель при этом будет все четче определять, какой именно вкусовой профиль рома для него понятнее», — считает Елена Слободанюк. По данным «Нильсен», продажи рома за первые пять месяцев 2025 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 9, 7%. По темпам роста продаж ром обгонял все категории крепкого алкоголя, кроме сладких настоек.

Игорь Шаламов считает, что в дальнейшем категория будет расти прежде всего за счет российского производства. «Объемы локального производства и его потребления продолжат расти, объем импорта — снижаться», — говорит эксперт. По его словам, причина падения импорта — высокие ввозные пошлины, которые делают неконкурентными базовые ромы из недружественных стран. Кроме того, в России не сформировалась привычка пить премиальные ромы. «Рынок для них очень мал, а потребитель не готов переключаться на выдержанные ромы с виски и коньяка», — говорит эксперт.

Главный вопрос — будет ли углубляться локализация на российском рынке и появится ли в стране производство рома из привозной мелассы. «Я знаю, что считали вариант импорта мелассы и ее дальнейшей дистилляции несколько российских компаний, но практического результата нет. Где-то подвела логистика, где-то стоимость выходила сопоставимой или дороже импорта», — рассказывает Андрей Московский. Ранее о подобных планах сообщал Саранский ЛВЗ, но пока развития они не получили, на самом предприятии на запрос «РБК Вино» не ответили. По словам Андрея Московского, есть сложности как с перевозкой мелассы, так и технические условия для перегонки. Это достаточно сложная процедура, которая будет экономически оправданна только при дальнейшем росте российского рынка. «Думаю, что такое производство возникнет, но в горизонте трех лет», — считает Андрей Московский. Пока же, как утверждают представители LADOGA, «Татспиртпрома» и Simple, россиян ждет рост локальных брендов на импортном сырье с самыми разнообразными вкусами с учетом пристрастий женской и молодежной аудитории.Источник - www.rbc.ru Новость добавлена superbiznes
11.08.2025 11:13

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение