- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » "Работающий бизнес всегда лучше": какие франшизы интересны предпринимателям.
- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » "Работающий бизнес всегда лучше": какие франшизы интересны предпринимателям.
Возможность комментирования закрыта.
Первое полугодие 2025 года подтвердило тренды, которые на рынке франчайзинга обозначились более явно в 2022-2024 годах. Так, сегодня уже можно говорить о том, что планомерно увеличивается доля более дорогих франшиз — стоимостью от 6 млн рублей. По данным Businessmens.ru, число заявок именно на такие продукты выросло на 21% за первое полугодие 2025-го в сравнении год к году. Хотя в общей структуре спроса эта категория пока ещё не превышает 3%. Кроме того, интерес смещается в сторону предложений более крупных брендов.
Тенденция понятна: общая экономическая ситуация, ключевая ставка и стоимость денег охладили энтузиазм тех, кто хотел начать путь в предпринимательстве с франчайзинговой модели, — зато повысилась активность тех, кто желает через диверсификацию бизнеса и выхода в новые сферы деятельности повысить уровень стабильности. В таких условиях продукты от крупных участников рынка привлекают своей устойчивостью и эффективностью.
Ближе к кошельку (и сердцу)
Вывод аналитиков в разговоре с журналистами подтвердил собственник петербургской IT-компании Дмитрий Бахарев. Предприятие активно развивалось с 2008 года и было ориентировано на иностранных партнёров. После исхода зарубежных компаний в 2022 году темпы роста значительно снизились — и встал вопрос "куда вложить деньги".
Выбор пал на франшизы продуктового ретейла. Что опять же объясняют цифры: этот сегмент на рынке франчайзинга является одним из самых быстрорастущих на протяжении последних нескольких лет. Фраза "еду будут покупать всегда" — не вызывает возражений. Кроме того, часть ретейлеров активно осваивает направления, которые обеспечат востребованность торговых точек в ближайшем будущем: готовая еда, кофе-пойнты, доставка и пр. Крупные ретейлеры чётко следят за сменой поведения покупателей, что позволяет им действовать на опережение, в том числе "заступая" на другие рынки. Так, например, общепит в последние 2 года пусть и некритично, но теряет свои позиции: если по итогам 2024 года популярность таких франшиз снизилась на 3%, то уже в первом полугодии 2025-го число запросов сократилось на 7, 2% (данные Businessmens.ru).
"Помните времена, когда доставка из продуктового магазина занимала 4 дня и это казалось нормой? Тогда было удобно позвонить в пиццерию или суши-ресторан и заказать готовую еду. Сейчас потребитель может зайти в наше приложение, заказать готовую еду, ассортимент которой будет приблизительно таким же, как у популярных проектов в общепите, но при этом по стоимости ниже, чем в ресторане", — объясняет истоки тренда директор департамента франчайзинга торговой сети "Пятёрочка" Михаил Кольцов.
И это всё в том числе про риски для инвестиций, добавляет Дмитрий Бахарев. Среди различных предложений рынка он выбрал именно "Пятёрочку", поскольку его заинтересовала бизнес-модель обратной франшизы. "В других вариантах франшиз, которые рассматривал, меня очень настораживало, что надо купить товар, который не факт что продашь, и его надо где-то хранить. А в данном случае ты вкладываешь непосредственно в бизнес, а не в товар", — пояснил он.
Лучше сами
Модель обратной франшизы торговая сеть начала активно продвигать в 2015 году, до этого она применяла разные схемы, но именно эта зарекомендовала себя как наиболее результативная: всё дело в оптимальном разделении задач между франчайзи и франчайзером. Формат предполагает, что партнёры не платят за товарный запас, продукцию отгружает торговая сеть, на её же стороне формирование ассортиментной матрицы, обучение сотрудников, цифровые решения, продвижение. На плечах франчайзи — "операционка", покупка оборудования, зарплаты, коммунальные услуги. Партнёры получают агентское вознаграждение.
В 2015 году "Пятёрочка" была практически единственным брендом, кто предлагал модель обратной франшизы, сегодня же такую схему решили внедрить и другие сетевые ретейлеры. К слову, статистику по этому формату пока учитывают не все рейтинги в стране — и данные об успехах игроков могут разниться. Однако есть понятные показатели популярности — и здесь проект уверенно набирает скорость: только в мае 2025-го года в СМИ появилась новость о 500-м магазине, открытом по франшизе "Пятёрочки", а на конец июля их уже насчитывается 546. При этом больше половины партнёров сети открывают более одной торговой точки.
И это важно, поскольку франчайзинг не только позволяет брендам выходить в новые регионы, он драйвит развитие этих населённых пунктов, особенно удалённых, даёт локальному бизнесу точки роста. Так, Strategy Partners и "Сбер" посчитали, что в конце 2024 года на Петербург приходилось 7% франшиз и на Москву 19%, что ниже в сравнении с 2020 годом, а вот доля региональных проектов достигла 74% (в 2020-м была 71%). Но активнее всего "генерируют" заявки как раз две столицы, Московская и Ленинградская области: чуть более 48% от общего количества запросов, говорится в отчёте Businessmens.ru по первому полугодию 2025 года.
При этом, как рассказал Михаил Кольцов, головной бренд необязательно должен первым осваивать новые регионы: зачастую локальные предприниматели гораздо лучше знают особенности работы бизнеса, логистические нюансы и пр. Они будут более эффективны на местах изначально. Причём регионы иногда настолько специфичны, что оптимальным решением является мастер-франшиза: это когда один франчайзи получает эксклюзивное право для работы на всей территории. Так, "Пятёрочка" уже опробовала этот формат в Республике Саха (Якутия): в 2024 году предприниматель открыл восемь магазинов в регионе и планирует увеличить их количество минимум до 30 за 3 года.
Кроме того, поделились в сети, важно прислушиваться к мнению партнёра, даже если система автоматизированной экспертизы указывает на большое количество рисков для запуска торговой точки в определённой локации. Когда бизнесмен убеждён в успехе — он случается. Так, первый магазин по франшизе Дмитрий Бахарев открыл в городе Сортавала (Республика Карелия). Франчайзер озвучил очень осторожный прогноз по развитию точки, но предприниматель точно знал, почему магазин на въезде в популярный у туристов город принесёт хороший результат, — и не прогадал.
Второй магазин по франшизе Дмитрий Бахарев открыл в Ленинградской области. При этом сам предприниматель живёт в Петербурге. По его словам, здесь высокое значение имеет грамотный подбор персонала, тогда не придётся постоянно контролировать процессы в своих проектах. Также при выборе франчайзера стоит обратить внимание на применяемые цифровые решения. Если всё работает как часы, то без вложения огромных усилий управлять таким бизнесом можно из любой точки мира, уверен Дмитрий Бахарев.Источник - www.dp.ru Новость добавлена superbiznes
04.08.2025 08:05