Как и почему растут продажи готовой еды в продуктовых магазинах. / Новости / Портал менеджеров и представителей оптово-продуктовых фирм. Оптовая торговля продуктами питания.
#1
Готовая еда в торговых сетях сейчас одна из самых быстрорастущих категорий. Россияне все меньше хотят готовить дома и оптимизируют свое время на быт. Ритейлеры продают классические домашние блюда для широких масс, а чтобы привлечь молодежь, предлагают хиты азиатской кухни, перекусы и гастрономические изыски.

Динамика продаж

Продажи готовой еды в крупных торговых сетях выросли на четверть в 2024 году, посчитали в АКОРТ. По итогам апреля—июня этого года оборот российского рынка готовой еды может вырасти почти на треть (34, 1%) год к году, а штучные продажи — на 20, 1% год к году, следует из исследования Ассоциации производителей и поставщиков готовой еды (АППГЕ) и аналитической компании NTech.

Прогнозы на рост этой категории впечатляют. В Infoline подсчитали, что продажи готовой еды в ритейле к 2028 году увеличатся почти в 2, 5 раза до 2, 3 трлн руб. Готовую еду начали продавать даже «жесткие» дискаунтеры. «Магнит» и «РБК Исследования рынков» считают, что продажи готовой еды в России в целом в разных каналах к 2030 году вырастут более чем в 2, 5 раза и превысят 10 трлн рублей.

В 2024 году спрос на готовую еду в «Яндекс Лавке» вырос на 80% по сравнению с 2023 годом. Регионы растут быстрее столицы. В 2026 году компания планирует запустить новый завод в Клину на 15 тысяч квадратных метров. На долю кулинарии собственного производства в магазинах «Магнита» больших форматов – в супермаркетах и суперсторах – в категории готовой еды приходится около 90%. Компания планирует построить в Краснодаре первую собственную фабрику-кухню.

В X5 готовую еду в своих магазинах и в доставке называют одной из самых быстрорастущих категорий и относят к стратегическим приоритетам. В 2024 году спрос на готовые блюда в X5 вырос в 1, 5 раза по сравнению с предыдущим годом, а к 2029 году компания ожидает трёхкратный рост продаж этой категории. К 2028 году X5 планирует увеличить долю онлайн в продажах готовой еды до 20%.

В «Ашан» каждый шестой покупатель кладет в корзину готовые блюда. По итогам 2024 года сегмент готовой еды вырос на 14%.

По данным «Нильсен», почти половина (43, 9%) готовой еды продается в Центральном федеральном округе. Далее следуют Приволжский и Северо-Западный федеральные округа (с 14, 9% и 12, 4% соответственно). В сравнении с 2023 годом наибольшую динамику продаж продемонстрировали Южный округ (38, 5%), Урал (36, 6%) и Сибирь (31, 1%).

Бурный рост продаж готовой еды в торговых сетях тормозит нехватка мощностей. Ритейлеры столкнулись с дефицитом предприятий для выпуска готовой еды. Почти все фабрики работают в московском регионе, очень не хватает предприятий в Уральском, Южном и Северо-Кавказском округах.

Какие тенденции видят игроки рынка

Потребители все чаще отказываются от готовки в пользу покупки готовой еды и питания вне дома из-за нехватки времени. «Важная тенденция современного общества — упрощение домашнего хозяйства, особенно заметное среди молодого поколения. Люди стремятся минимизировать усилия, связанные с готовкой пищи, выбирают легкие и удобные решения. Готовая еда становится популярной альтернативой домашней кухне, из-за отсутствия времени, недостаточных кулинарных навыков или элементарного желания сделать процесс приема пищи комфортным, приятным и не трудозатратным», — делится наблюдениями Виктор Бахов, заместитель директора по маркетингу компании «Командор».

В X5 наблюдают, что готовая еда пользуется особым спросом у молодежи, а также в домохозяйствах, которые состоят из одного и двух человек. На популярность готовой еды повлияла и миграция молодежи в крупные города от родителей на самостоятельное проживание.

Семьи с детьми тоже выбирают готовую еду. В «Яндекс Лавке» считают, что если раньше основными покупателями готовой еды были преимущественно одинокие жители мегаполисов и офисные сотрудники, то сейчас растет интерес к позициям готовых блюд большого формата «для всей семьи». Например, большая порция салата, литровый суп и блюда из детского меню.

Еще один фактор влияния на сегмент готовой еды – рост цен в ресторанах и кафе. Стоимость среднего чека заведений общепита в последние годы растет, увеличиваются цены на ингредиенты и операционные издержки бизнеса. На этом фоне розница с качественными и недорогими готовыми блюдами становится привлекательной альтернативой походу в ресторан, видят в «Командоре».

В «Жизньмарте» говорят, что сейчас востребована готовая еда формата take away one hand: компактные и удобные блюда, которые можно есть на ходу. Вторая тенденция – фокус на рациональное и функциональное питание. Покупатели все чаще интересуются не просто правильным питанием, а конкретным содержанием макронутриентов: белков, жиров и углеводов. Еще растет популярность высокобелковых продуктов, потому что белок становится показателем качества продукта в глазах покупателя.

Виктор Бахов тоже упоминает тренд на свежесть и здоровый образ жизни, но в другом ключе. Например, если перед покупателем встает выбор между товаром со сроком хранения один день и товаром, пригодным ещё месяц, предпочтение отдаётся первому варианту. Из-за этого ритейлеры делают акцент на свежих продуктах и блюдах с коротким сроком годности.

В «Ашане» видят, что для молодой аудитории имеет значение широкий ассортимент завтраков, сэндвичей, сэндвич роллов и других перекусов в разных вариациях. Еще для них важны чистый состав, отсутствие консервантов, удобная упаковка.

Какой ассортимент есть у ритейлеров

По наблюдениям АКОРТ, самый быстрорастущий сегмент внутри категории приготовленных продуктов — это упакованная готовая еда, спрос на нее в сетевой рознице вырос в среднем более чем на 30%. Из салатов популярны «Сельдь под шубой», «Цезарь», «Оливье», «Крабовый» и «Винегрет». На втором месте — сэндвичи, бургеры и роллы, на третьем — готовые горячие блюда, например, «паста карбонара» и плов. Также в топе блюда азиатской кухни.

Еще россияне распробовали завтраки. Больше трети опрошенных РОМИР россиян (39%) приобретают на завтрак готовую еду не реже одного раза в неделю, 5% из них делают это ежедневно. Покупатели приобретают выпечку, блинчики и панкейки, сырники, омлеты и оладьи.

По исследованию «Нильсен», в 2024 году заметнее всего увеличились продажи макаронных изделий (62, 1%), овощных блюд с мясом или рыбой (50, 9%), супы и бульоны (43, 3%). Хуже прирастали продажи скоропортящихся салатов (19, 3%), комплексных блюд (21, 6%).

В «Жизньмарт» тоже видят интерес покупателей к азиатской кухне, особенно к корейским блюдам. «В отличие от прежних лет, когда новинки вроде напитков с тапиокой воспринимались как экзотика, сегодня они стали повседневным выбором многих покупателей. При этом «классическая Япония» – например, роллы – немного теряет свои позиции: люди хотят новых, неожиданных вкусов», — рассуждает коммерческий директор «Жизньмарт» Ирина Сидранская.

О росте спроса на азиатские блюда говорят и в «Самокате», и в целом на продукты с яркими и необычными вкусами. Сервис старается балансировать. С одной стороны, пользователи ценят понятную и привычную еду, например, борщ, оливье, сырники и блинчики на завтрак, с другой стороны всё чаще проявляют интерес к новым вкусам и ярким гастрономическим открытиям. «Самокат» развивает направление ресторанных блюд и сотрудничает с гастропроектами, расширяет линейку стритфуда и разнообразных перекусов.

В X5 стараются делать готовую еду для разных категорий своих покупателей: онигири и сэндвич-роллы для студентов и традиционные российские и советские блюда в большой упаковке на всю семью. В «Магните» кроме упакованных готовых блюд, популярностью пользуются пицца, хот-доги, куриные крылышки, наггетсы. В лидерах продаж привычные «домашние» блюда (котлеты с пюре, салат «Оливье», борщ) и блюда азиатской кухни (онигири, поке, боулы).

В «Ашане» основной объем продаж формируют три категории: готовые комбо-обеды, снэкинг и салаты. На них приходится свыше 80% общего спроса. У покупателей популярны сэндвичи, пицца, онигири, корейский стритфуд, токпоки, каши на воде и сложные варианты с добавлением различных топпингов и добавок, муссы из манки и риса с топпингами из экзотических фруктов, блюда премиум сегмента в категории салатов и готовых блюд.

В «Командоре» считают, что сегмент готовой еды в рознице должен сочетать в себе классические бестселлеры и необычные новые блюда. Предложение магазинов охватывает весь диапазон пищевых потребностей потребителя: от быстрого завтрака до полноценного ужина с семьей, от легкого перекуса до пикника или праздничного мероприятия. Весной появляются наборы для приготовления русской окрошки, летом шашлычные наборы с маринадами.

Виктор Бахов фиксирует рост популярности формата комбо-обедов. Они представляют собой комплексные блюда, объединяющие горячее основное блюдо и гарнир в одной упаковке. Такая уже фасованная готовая еда не заставляет покупателя стоять в очереди и ждать сотрудника отдела кулинарии. В «Командоре» есть магазины, в которых готовая еда продается только в фасованном виде, это повышает общую эффективность торгового процесса.Источник - retailer.ru Новость добавлена superbiznes
21.07.2025 08:10
    #2
    21.07.2025 08:43
    Откуда: Москва
    Сообщений: 278
    Карма: 1.25
    Опять, да как вы за… бали со своей
    superbiznes написал(а):

    готовой еды

        Возможность комментирования закрыта.

        Прямой эфир



        FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение