Этот сайт использует "cookies", условия их использования смотрите в Правилах пользования сайтом. Условия обработки данных посетителей сайта и условия их защиты смотрите в Политике конфиденциальности. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, тем самым Вы даете согласие на обработку данных на указанных выше условиях.
С осени прошлого года бизнес и страна живут в условиях дорогих денег из-за высокой ключевой ставки. Только 6 июня ЦБ снизил ее с 21% до 20%. Все эти месяцы покупатели больше сберегали, чем тратили, ритейлеры замораживали инвестиционные программы и фокусировались на эффективности, а не на экспансии. Разбираем, как это было.
В октябре 2024 года Банк России повысил ключевую ставку сразу до 21%, чтобы добиться понижения инфляции до 4%. Это максимальное значение за всю ее историю.
Кредиты стали менее доступными — как оборотные, так и инвестиционные. Стоимость обслуживания уже взятых займов резко возросла. Цена денег стала слишком высокая для активного развития, поэтому бизнес отменяет долгосрочные инвестпроекты.
Артём Михайлин, аналитик «Велес Капитал” считает, что на фоне высокой ставки компании аккуратно подходят к новым инвестиционным проектам и увеличению долговой нагрузки. А рост процентных расходов приводит к дополнительному давлению на денежный поток и заставляет оптимизировать процессы, где это возможно.
Параллельно не спешат раскошеливаться потребители. Товары, которые в основном покупали в кредит, приобретают меньше. Например, так случилось с техникой и электроникой. Продажи смартфонов в январе — марте 2025 года упали на 20-26%, в том числе из-за высокой ставки и дорогих кредитов. Россияне предпочитают положить больше денег на вклад, чем делать дорогостоящие покупки, обновлять ремонт, машины, мебель. Средства населения в банках в России выросли за 2024 год на 26, 1%.
Иногда кажется, что предпринимателям тоже стоит присмотреться к этому финансовому инструменту, а не развивать бизнес в ожидании куда меньшей доходности, чем процент по вкладу. Совладелец DNS Дмитрий Алексеев в интервью отмечал “неожиданное и странное состояние экономики, когда мы видим, что сложно придумать какой-то бизнес, который бы конкурировал с депозитом в Сбербанке”.
Как 21% влиял на ритейл
Многие торговые сети, поясняя ухудшение своей финансовой ситуации, комментируя планы по закрытию точек и другие неприятные решения, озвучивали в качестве причины как раз убийственную ключевую ставку.
Так, Zenden говорила, что закроет больше 50 магазинов из-за высокой ключевой ставки и слабого рубля. «М.Видео-Эльдорадо» связывала свои убытки в числе прочего с неопределенностями в отношении ключевой ставки. Компания «Единая Европа холдинг» (бывший владелец косметической сети «Иль де ботэ») закрывала интернет-магазин косметики iBeauty и два розничных магазина из трех, потому что дальнейшее развитие сети потребовало бы больших инвестиций, а брать кредиты сейчас невозможно.
МТС реорганизует бизнес, сокращает сотрудников и инвестиции, отказывается от экспериментов и развития «неэффективных направлений» до более благоприятной макроэкономической обстановки. В СТД «Петрович» считают, что только компании с очень высокой внутренней эффективностью, играющие в долгую, занимаются расширением своих мощностей. Ритейлер сейчас фокусируется на постепенном развитии и увеличении LFL.
Михаил Кучмент, сооснователь Hoff, в своем телеграм-канале писал, что “каждая вторая компания в России сегодня направляет весь свободный денежный поток на уплату процентов по кредитам. Это, конечно, сказывается на способности бизнеса развиваться”. Предприниматель надеется, что к концу года ключевую ставку снизят до 17%.
В Fix Price говорят, что их бизнес генерит достаточный денежный поток, который в том числе полностью покрывает потребность в капитальных инвестициях. Компании не пришлось вносить каких-то глобальных изменений в свою деятельность.
Антирекорд по экспансии
Артём Михайлин не увидел существенного сокращения открытий в штуках у публичных ритейлеров. Скорее они переориентировали открытия в пользу наиболее рентабельных и быстро окупаемых форматов. Строительство сопутствующей инфраструктуры также продолжилось. По его наблюдениям, ритейлеры стараются найти способы не привлекать большие объемы заемных средств для реализации проектов, но одновременно реализовать их до повышения цен. Новые форматы проходят тестирование и дальнейшую раскатку в зависимости от успешности концепции и привлекательности показателя возврата инвестиций.
“Ритейлеры существуют в условиях цикличной экономики. Они в меньшей степени подстраиваются под уровень ставки, скорее под те макроэкономические условия, которые к этой ставке приводят. Высокий уровень ставки прежде всего делает деньги дорогими, что заставляет искать наиболее эффективные способы использования имеющихся средств. Компании концентрируются на том, что дает наиболее стабильный и быстрый денежный поток”, — поясняет аналитик.
В декабре 2024 года Михаил Бурмистров, гендиректор «INFOLine-Аналитики» говорил о том, что высокая ключевая ставка в 2025 году продолжит негативно влиять на инвестиционную активность FMCG-компаний. По его наблюдениям замедлялось развитие крупноформатных дискаунтеров «Доброцен», «Победа» и «Находка», из-за подорожавших заемных средств они оптимизировали свои инвестпрограммы. Зато ускоряли операционный рост сети малых форматов.
Из-за замедления потребительского спроса объем новых площадей у ритейлеров в 2025 году достиг антирекорда за 15 лет. Год к году показатель снизился в 1, 9 раза. Многие крупные ретейлеры начали закрывать магазины, Х5 и «Магнит» ускорили развитие малых форматов «у дома». Стратегии ритейлеров все чаще ориентированы на оптимизацию действующих объектов, а не на экспансию. Влияют высокая стоимость вложений и снижение маржинальности.
Ритейлеры, которые работают в торговых комплексах, при выборе нового ТЦ для сотрудничества особенно тщательно оценивали потенциал и возможные риски открытий в том или ином объекте. По оценке экспертов, при такой высокой стоимости денег, доходность от вложенных инвестиций должна быть не ниже 25%, а желательно 30-35%. Кажется, что у бизнеса не оставалось права на ошибку. Из-за роста ключевой ставки ритейлеры при открытии магазинов вынуждены сосредоточиться на максимально ликвидных, топовых локациях с высоким трафиком.
В период с апреля 2024 года по март 2025 года число магазинов российских одежных сетей сократилось на 232 точки. Причины все те же – падение потребительского спроса и высокий уровень ключевой ставки, который ограничивает инвестиции в расширение сетей. Больше 75 магазинов закрыла Incity, 28 магазинов — сеть детской одежды Orby, та же судьба была у Modis и Mango. Вместо открытия новых точек, ритейлеры сосредоточатся на оптимизации форматов, развитии клиентского сервиса и поиске новых каналов взаимодействия с покупателями, предполагают эксперты.
Павел Люлин, вице-президент Союза торговых центров ожидал, что в 2025 году в российских торговых центрах вырастут цены на товары и услуги из-за увеличения ключевой ставки Центробанка и роста арендной платы для ритейлеров. Так, в Baon за 2024 год средняя цена выросла на 15% из-за роста затрат, нестабильного курса валют, высокой ключевой ставки ЦБ, дорогих денежных переводов в Китай.Источник - retailer.ru
Новость добавлена superbiznes
20.06.2025 07:27
В октябре 2024 года Банк России повысил ключевую ставку сразу до 21%, чтобы добиться понижения инфляции до 4%. Это максимальное значение за всю ее историю.
Кредиты стали менее доступными — как оборотные, так и инвестиционные. Стоимость обслуживания уже взятых займов резко возросла. Цена денег стала слишком высокая для активного развития, поэтому бизнес отменяет долгосрочные инвестпроекты.
Артём Михайлин, аналитик «Велес Капитал” считает, что на фоне высокой ставки компании аккуратно подходят к новым инвестиционным проектам и увеличению долговой нагрузки. А рост процентных расходов приводит к дополнительному давлению на денежный поток и заставляет оптимизировать процессы, где это возможно.
Параллельно не спешат раскошеливаться потребители. Товары, которые в основном покупали в кредит, приобретают меньше. Например, так случилось с техникой и электроникой. Продажи смартфонов в январе — марте 2025 года упали на 20-26%, в том числе из-за высокой ставки и дорогих кредитов. Россияне предпочитают положить больше денег на вклад, чем делать дорогостоящие покупки, обновлять ремонт, машины, мебель. Средства населения в банках в России выросли за 2024 год на 26, 1%.
Иногда кажется, что предпринимателям тоже стоит присмотреться к этому финансовому инструменту, а не развивать бизнес в ожидании куда меньшей доходности, чем процент по вкладу. Совладелец DNS Дмитрий Алексеев в интервью отмечал “неожиданное и странное состояние экономики, когда мы видим, что сложно придумать какой-то бизнес, который бы конкурировал с депозитом в Сбербанке”.
Как 21% влиял на ритейл
Многие торговые сети, поясняя ухудшение своей финансовой ситуации, комментируя планы по закрытию точек и другие неприятные решения, озвучивали в качестве причины как раз убийственную ключевую ставку.
Так, Zenden говорила, что закроет больше 50 магазинов из-за высокой ключевой ставки и слабого рубля. «М.Видео-Эльдорадо» связывала свои убытки в числе прочего с неопределенностями в отношении ключевой ставки. Компания «Единая Европа холдинг» (бывший владелец косметической сети «Иль де ботэ») закрывала интернет-магазин косметики iBeauty и два розничных магазина из трех, потому что дальнейшее развитие сети потребовало бы больших инвестиций, а брать кредиты сейчас невозможно.
МТС реорганизует бизнес, сокращает сотрудников и инвестиции, отказывается от экспериментов и развития «неэффективных направлений» до более благоприятной макроэкономической обстановки. В СТД «Петрович» считают, что только компании с очень высокой внутренней эффективностью, играющие в долгую, занимаются расширением своих мощностей. Ритейлер сейчас фокусируется на постепенном развитии и увеличении LFL.
Михаил Кучмент, сооснователь Hoff, в своем телеграм-канале писал, что “каждая вторая компания в России сегодня направляет весь свободный денежный поток на уплату процентов по кредитам. Это, конечно, сказывается на способности бизнеса развиваться”. Предприниматель надеется, что к концу года ключевую ставку снизят до 17%.
В Fix Price говорят, что их бизнес генерит достаточный денежный поток, который в том числе полностью покрывает потребность в капитальных инвестициях. Компании не пришлось вносить каких-то глобальных изменений в свою деятельность.
Антирекорд по экспансии
Артём Михайлин не увидел существенного сокращения открытий в штуках у публичных ритейлеров. Скорее они переориентировали открытия в пользу наиболее рентабельных и быстро окупаемых форматов. Строительство сопутствующей инфраструктуры также продолжилось. По его наблюдениям, ритейлеры стараются найти способы не привлекать большие объемы заемных средств для реализации проектов, но одновременно реализовать их до повышения цен. Новые форматы проходят тестирование и дальнейшую раскатку в зависимости от успешности концепции и привлекательности показателя возврата инвестиций.
“Ритейлеры существуют в условиях цикличной экономики. Они в меньшей степени подстраиваются под уровень ставки, скорее под те макроэкономические условия, которые к этой ставке приводят. Высокий уровень ставки прежде всего делает деньги дорогими, что заставляет искать наиболее эффективные способы использования имеющихся средств. Компании концентрируются на том, что дает наиболее стабильный и быстрый денежный поток”, — поясняет аналитик.
В декабре 2024 года Михаил Бурмистров, гендиректор «INFOLine-Аналитики» говорил о том, что высокая ключевая ставка в 2025 году продолжит негативно влиять на инвестиционную активность FMCG-компаний. По его наблюдениям замедлялось развитие крупноформатных дискаунтеров «Доброцен», «Победа» и «Находка», из-за подорожавших заемных средств они оптимизировали свои инвестпрограммы. Зато ускоряли операционный рост сети малых форматов.
Из-за замедления потребительского спроса объем новых площадей у ритейлеров в 2025 году достиг антирекорда за 15 лет. Год к году показатель снизился в 1, 9 раза. Многие крупные ретейлеры начали закрывать магазины, Х5 и «Магнит» ускорили развитие малых форматов «у дома». Стратегии ритейлеров все чаще ориентированы на оптимизацию действующих объектов, а не на экспансию. Влияют высокая стоимость вложений и снижение маржинальности.
Ритейлеры, которые работают в торговых комплексах, при выборе нового ТЦ для сотрудничества особенно тщательно оценивали потенциал и возможные риски открытий в том или ином объекте. По оценке экспертов, при такой высокой стоимости денег, доходность от вложенных инвестиций должна быть не ниже 25%, а желательно 30-35%. Кажется, что у бизнеса не оставалось права на ошибку. Из-за роста ключевой ставки ритейлеры при открытии магазинов вынуждены сосредоточиться на максимально ликвидных, топовых локациях с высоким трафиком.
В период с апреля 2024 года по март 2025 года число магазинов российских одежных сетей сократилось на 232 точки. Причины все те же – падение потребительского спроса и высокий уровень ключевой ставки, который ограничивает инвестиции в расширение сетей. Больше 75 магазинов закрыла Incity, 28 магазинов — сеть детской одежды Orby, та же судьба была у Modis и Mango. Вместо открытия новых точек, ритейлеры сосредоточатся на оптимизации форматов, развитии клиентского сервиса и поиске новых каналов взаимодействия с покупателями, предполагают эксперты.
Павел Люлин, вице-президент Союза торговых центров ожидал, что в 2025 году в российских торговых центрах вырастут цены на товары и услуги из-за увеличения ключевой ставки Центробанка и роста арендной платы для ритейлеров. Так, в Baon за 2024 год средняя цена выросла на 15% из-за роста затрат, нестабильного курса валют, высокой ключевой ставки ЦБ, дорогих денежных переводов в Китай.Источник - retailer.ru Новость добавлена superbiznes
20.06.2025 07:27