В Петербурге находят фальсификат в молочке, сладостях, консервах с мясом и овощами. / Новости / Портал менеджеров и представителей оптово-продуктовых фирм. Оптовая торговля продуктами питания.
#1
Чем выше цена продукта — тем больше гарантия, что он неподдельный. Но это не точно.

Всё чаще из новостей мы слышим о том, что на полках очередного дискаунтера нашли товар, в составе которого вместо натуральных ингредиентов содержится дешёвый аналог. Но как показывает практика, грешат фальсификатами не только жёсткие дискаунтеры, но и вполне себе приличные торговые сети. Более того, сами покупатели закрывают глаза на состав, покупая такие продукты.

Не то, чем кажется

Несоответствия в составе продукта постоянно выявляют не только в молоке и масле, но ещё и в мясной продукции, овощных консервах, а также в мёде и кондитерских изделиях. Такими данными с "ДП" поделились собеседники в петербургском Центре контроля качества (СПб ГБУ ЦККТРУ). В ведомстве отмечают, что проблема качества и безопасности товаров остаётся актуальной, именно поэтому с 2024 года в собственной аккредитованной испытательной лаборатории "Петербург–Экспертиза" специалисты проводят регулярные лабораторные исследования продукции с полок магазинов города.

Так, за период с апреля 2024–го по апрель текущего года специалистами было отобрано и исследовано 487 образцов пищевой продукции — это 45 видов продовольственных товаров. По результатам лабораторных исследований 102 образца не соответствовали обязательным требованиям законодательства. Об этом ранее писал и "ДП": на полках торговых сетей находили тушёнку и колбасу с низким содержанием белка, а также токсичную кабачковую икру с превышением доли нитратов.

Эти данные подтверждают и собеседники "ДП" в Роскачестве — согласно статистике ведомства, по результатам исследований фальсификация встречается не только в молочной продукции и мёде, но ещё и в рыбных консервах и товарах текстильной промышленности. Известно, что в молочной продукции фальсификация — это замена молочного жира растительным. В своих исследованиях Роскачество проверяет такую продукцию на содержание фитостеринов. Их наличие позволяет утверждать, что производитель использовал растительные жиры и тем самым сфальсифицировал продукт.

"Встречается фальсификат в консервах и другой продукции. Как правило, это замена более дорогого сырья, например рыбы, на дешёвые аналоги. На сегодняшний день разработаны, внедрены в практику и широко применяются молекулярно–диагностические методы анализа пищевой продукции, позволяющие проводить видовую идентификацию по генетическому признаку (видоспецифичной последовательности ДНК). Простыми словами — производитель заявил, что в его товаре конкретный вид мяса или рыбы, а анализ ДНК показал наличие другого или похожего вида. Это и считается видовой подменой, то есть фальсификатом", — пояснила в беседе с изданием заместитель руководителя Роскачества Юлия Михалева.

Иллюзия выбора?

Впрочем, ЦКК делает оговорку, что, несмотря на выявленные в ходе работы специалистов факты реализации некачественных и фальсифицированных продуктов, добросовестных производителей на рынке значительно больше. В Роскачестве также добавляют, что уровень обнаруженных фальсификатов стабилен и с 2021 года товаров с составом, который не соответствует заявленному, больше не становится.

Тем не менее само существование подделок на рынке не может не сказываться на конкуренции.

"К сожалению, на потребительском рынке остаётся возможность реализации фальсификата, который продавать и производить выгодно (он дешевле). Из–за этого натуральный продукт в силу своей высокой стоимости оказывается не в лучшей конкурентной позиции. На такую ситуацию может существенно влиять информированный покупатель, делая свой осознанный выбор", — добавляют в ЦКК.

А что до покупателей — как известно, они голосуют рублём. Но Роскачество настоятельно рекомендует в первую очередь обращать внимание на соотношение состава и стоимости продуктов.

"Например, если на упаковке написано “сметана”, а в списке ингредиентов есть растительные жиры, стабилизаторы и консерванты, это уже фальсификат. У продукта может присутствовать привкус растительного масла, а его консистенция — быть более плотной и нетекучей, чем у классической сметаны. Также может насторожить слишком низкая цена. Например, исследование сливочного масла и сайры Роскачества показало, что у большинства исследованных товаров с фальсификацией цена ниже себестоимости", — рассказала Юлия Михалева.

Просто бизнес

При всех многочисленных экспертизах и бдительности надзорных ведомств остаётся открытым один из множества вопросов: почему фальсификата и некачественного товара на полках магазинов не становится меньше. Ответ прост — это выгодно. Причём не только нечестным производителям, но и самим покупателям. Но обо всём по порядку.

Если говорить о недобросовестных производителях, то здесь мотив очевиден — экспресс–бизнес–модель для быстрого заработка минимальными усилиями. Чаще всего таких производителей легко вычислить по двум параметрам — заниженная цена и неузнаваемый бренд. Как рассказал "ДП" независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин, на рынке есть значительная доля производителей, которые делают качественную продукцию и держат планку, ниже которой не могут себе позволить упасть. Как правило, такие поставщики играют, что называется, вдолгую — они делают всё, чтобы покупатель шёл на их бренд, который становится синонимом качества и стабильности. В то же время непорядочные игроки ради быстрой наживы часто меняют торговые марки.

Впрочем, если ставить вопрос ребром и попытаться понять, почему фальсификат живёт, несмотря на весь негатив и вред, то ответ с точки зрения бизнеса удивит рядового покупателя.

"Нужно понимать, как устроена система работы ретейлеров. Они не ставят себе на первый план задачу наполнять полки исключительно натуральными продуктами. Любой ретейлер заточен на поток, чтобы товар был удобен с точки зрения операционных процессов, — объясняет Михаил Лачугин и добавляет: — Для ретейлера важно не то же самое, что для покупателя. Например, торговым сетям нужно, чтобы молоко хранилось не трое суток, а как можно дольше — так проще выстраивать логистику на большие расстояния. В понимании торговой сети качество характеризуется стабильностью продукта".

Именно поэтому фермерские продукты оказываются нецелесообразными для поставки в большинство торговых сетей. И дело не только в том, что фермерское молоко не доживёт до поставки на прилавок удалённого региона, а ещё и в том, что от раза к разу оно может отличаться по вкусу, в отличие от стандартизированного продукта. Логично предположить, что чем выше цена, тем качественнее продукт. Но эксперт обращает внимание, что и этот критерий не всегда абсолютен.

Обманываться рад

Если все магазинные полки вычистить от фальсификата, то останется действительно настоящая, но очень дорогая продукция. "А это чревато если не социальным взрывом, то как минимум серьёзным недовольством покупателя, который не готов приобретать товар по высоким ценам", — заключает Михаил Лачугин.

В этом и состоит основная дилемма: с одной стороны, каждый покупатель хочет получать качественный продукт (то же масло, например), при этом он надеется найти такой продукт по максимально низкой цене. Но парадокс в том, что единственное дешёвое "масло", которое существует на рынке, является обыкновенным спредом с растительными жирами. Зачастую покупатель сам закрывает глаза на качество в пользу цены — а это благодатная почва для развития серого рынка.Источник - www.dp.ru Новость добавлена superbiznes
16.06.2025 07:02

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение