- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » Никто не в курсе: укрепление рубля перестало приводить к падению цен в России.
- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » Никто не в курсе: укрепление рубля перестало приводить к падению цен в России.
Возможность комментирования закрыта.
На этой неделе ЦБ РФ зафиксировал минимальный курс рубля к доллару за последние полтора года (81, 5 рубля). И хотя показатель сразу же пополз обратно, буквально за пару дней прибавив почти 3 рубля, многие увидели в укреплении национальной валюты повод для самых оптимистичных прогнозов. Ведь заметное повышение курса доллара обычно становится легитимным поводом для повышения розничных цен на товары, так или иначе связанные с импортом. Получается, сейчас россияне вправе ждать их постепенного снижения? Но на практике всё обстоит куда сложнее.
Время покажет
Традиционно считается, что наиболее чувствительны к колебаниям курсов валют товары, поставляющиеся из–за границы, те, в производстве которых много импортных компонентов, а также имеющие минимальную добавленную стоимость. Начальник аналитического отдела инвесткомпании "Риком–Траст" Олег Абелев допускает, что снижения цен на некоторые товары можно ожидать, если рубль будет находиться на достигнутых уровнях в течение 1–1, 5 месяца — это затронет оборотный цикл поставки товаров и сырья.
Заведующий кафедрой государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова Михаил Косов подчёркивает, что за последние 3 года зависимость от колебаний курса рубля значительно снизилась. Важными факторами являются: структура импорта и параллельный импорт; инфляционные ожидания и издержки бизнеса; спрос и предложение на внутреннем рынке; нестабильные ожидания относительно устойчивости курса.
Экономисты обращают внимание на "негибкость" цен. Если они выросли, то при изменении внешних условий скорее останутся на прежнем уровне. Этому много объяснений — от специфики контрактов (например, на рынке труда никто не будет рад снижению зарплаты) до избегания рисков потерь.
"Отношение предпринимателей к рискам изменения обменного курса, по–видимому, также следует логике избегания потерь. Поскольку обменный курс волатилен, то временное укрепление рубля не означает, что будущие закупки действительно можно будет провести по его новому значению, — поясняет профессор Школы вычислительных социальных наук Европейского университета в Санкт–Петербурге Юлия Вымятнина. — К тому же такая асимметрия реакции на изменение обменного курса в целом характерна для стран с развивающимися рынками".
Есть и более очевидные нюансы. Укрепление рубля снижает цены на импортные товары в том случае, если потребитель напрямую покупает их у иностранного поставщика. Но доля таких сделок в общем объёме российского импорта невелика.
Аналитик ФГ "Финам" Александр Потавин напоминает, что в начале года объёмы импорта снизились, поскольку многие товары закупались до Нового года, но из–за спада активности потребителей остались нераспроданными. Сейчас они продаются по прежним ценам. К тому же оптовые покупатели понимают, что переукрепление рубля временное. В долгосроке рубль всегда теряет в стоимости.
"В итоге видимого снижения темпов роста цен нет и рассчитывать на него не стоит. Также у многих маркетплейсов свой курс расчётов по сделкам с иностранными продавцами. Он не меняется так стремительно, как на российском внебиржевом рынке, и курс доллара (юаня) там всегда остаётся завышенным. Укрепление рубля носит временный и спекулятивный характер. Рынок авансом отыграл улучшение геополитического фона, начало восстановления отношений России и США", — считает эксперт.
Оценка наблюдаемой инфляции в России остаётся высокой. Сейчас она составляет 16, 5% и пока находится на максимумах. С 2022 года динамика потребительских цен в России претерпела структурные изменения, добавляет Потавин. Раньше ослабление курса рубля на 10% к доллару приводило к росту инфляции на 2%, но сейчас эффект стал менее предсказуемым, поскольку большое количество сделок проводится по внутренним курсам маркетплейсов или целой цепочки посредников.
Ламинат, смартфоны и одежда
К категориям, наиболее подверженным колебаниям курса, эксперты относят электронику, включая смартфоны, ноутбуки и комплектующие, а также сезонную одежду и обувь. Базовые продукты питания демонстрируют устойчивость к курсовым колебаниям, их стоимость в большей степени определяется урожайностью, ценой топлива и заработными платами в агросекторе.
Как рассказал "ДП" директор по взаимодействию с поставщиками компании "Лемана ПРО" Алексей Шамов, товары часто закупаются по ценам, которые были актуальны несколько месяцев назад, то есть эффект изменения курса будет виден спустя время. Себестоимость товара включает помимо курса валют логистику внутри страны, складские расходы, платёжные операции и ставку рефинансирования.
"Снижение курса может потенциально стимулировать спрос и увеличить объём продаж, однако реального снижения закупочных цен пока не наблюдается. Важно также понимать, что колебания курсов валют сильнее всего отражаются на тех товарных группах, где больше валютная составляющая", — указывает он.
В "Максидоме" отметили, что и в 2024 году, когда ситуация с курсом валют была иная, индекс цен по сопоставимым товарам в сети составил менее 5%. При существующей волатильности курса компания может дольше держать цены на ряд товаров. Там добавили, что сильнее всего на курсовые колебания реагируют бытовая техника и товары с импортными компонентами, например ламинат или кухни.
В пресс–службе группы "М.Видео — Эльдорадо" тоже отметили, что на итоговые цены влияют логистика, цены производителей, условия поставщиков, остатки на складах и общая рыночная конъюнктура.
В пресс–службе Wildberries сообщили, что ценообразование на площадке определяет продавец. "Фиксируем статистически значимое снижение цен на смартфоны китайских брендов. При этом в натуральном выражении их продажи за прошлую неделю выросли почти на треть. Частично это объясняется в том числе и укреплением курса рубля", — полагают там.
Не вывезли
При этом в одной заметной товарной категории цены за последние пару недель действительно слегка качнулись вниз. Это автомобили. Несколько производителей из Китая, Кореи и России заявили о скидках, размер которых варьируется от десятков до сотен тысяч рублей. Сильнее всех покупателей сумел порадовать китайский Voyah, установивший скидку на модель Passion 2023 года в размере 3–3, 3 млн рублей, в зависимости от комплектации. Однако, по мнению аналитиков автомобильного рынка, объясняется это не колебанием курса валют, а падением спроса и стремлением как можно скорее освободить затоваренные склады.
"Для товаров длительного пользования, включая автомобили и бытовую технику, влияние укрепления рубля будет ограниченным. Производители и дилеры, работающие по долгосрочным контрактам, фиксируют цены на несколько кварталов вперёд. Исключение — премиальные бренды, полностью зависящие от импорта, например люксовые автомобили или высокотехнологичное медицинское оборудование", — поясняет руководитель образовательной программы "Менеджмент" Президентской академии в Санкт–Петербурге Кристина Палий.
Когда доллар падает, стоимость производства и доставки автомобилей снижается, что потенциально действительно может привести к уменьшению конечной цены для потребителя. Но слишком многое зависит от других факторов.
"Например, если инфляция продолжает расти, то даже при снижающемся курсе доллара производители могут не снизить цену. Кроме того, если спрос на определённые модели остаётся высоким, компании могут не спешить снижать цены, несмотря на улучшение экономической ситуации", — поясняет руководитель по работе с физическими лицами компании "Страховой брокер AMsec24" Максим Колядов.
В конечной цене стоимость самого импортного товара может составлять лишь 10–20%. Остальное приходится на различные издержки, связанные с логистикой, налогами, оплатой труда — затратами, которые преимущественно рублёвые. После введения санкций трудозатраты на доставку импортных товаров выросли из–за необходимости обходить различные ограничения, что увеличило долю рублёвой составляющей в конечной цене и, как следствие, снизило влияние валютного курса. Текущее укрепление рубля вряд ли приведёт к существенному снижению цен, поскольку оно, вероятно, является временным явлением. Это объясняется двумя факторами: укрепление рубля не соответствует интересам государства (по оценкам, при сохранении текущего курса бюджет может потерять около 1, 5 трлн рублей до конца года) и государство имеет инструменты для корректировки курса. Нынешнее укрепление связано с геополитическими факторами, в частности с ожиданиями относительно возможного перемирия. Но пока реальных шагов в этом направлении не предпринимается, рынок может вскоре отыграть эти ожидания. Что касается конкретных рынков, например автомобильного, то здесь снижение цен может происходить, но больше под влиянием других факторов — общего снижения спроса и адаптации рынка к новым условиям. Возможно, это проявится не в прямом снижении цен, а в форме различных скидок и специальных предложений.
Александр Скоробогатов
профессор департамента экономики НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург
Товары, которые сейчас идут в Россию, зачастую могли быть куплены по курсу 115 рублей за доллар в начале года. Некоторые товары ещё не успели добраться до полок, а цена в них заложена по тому курсу, который был актуален. Бизнес живёт ожиданиями, а они в условиях неопределённости только прибавляют коэффициент в цене. Важна стратегия бизнеса и её долгосрочность. В 2014 году, когда рубль испытал мощную девальвацию, это привело к росту цен и пересчёту многих импортных товаров по новому курсу. Тогда Apple, занимавший лидирующую позицию на рынке, резко поднял цены на технику в связи с изменением курса доллара. А Samsung пошёл другим путём: не стал пересчитывать продукцию по новому курсу и повышал цены постепенно. За полгода–год компания резко нарастила долю на российском рынке, а цены с запозданием, но пришли к равновесию с установленным тогда курсом. За счёт такой стратегии Samsung выиграл значительную часть рынка. Это пример того, как компании, работающие стратегически и готовые инвестировать в рынок, могут работать в условиях изменений. Как часто бывает, падение цен на нефть не приводит к удешевлению бензина. Так же и в остальных категориях. Пошла информация об удешевлении автомобилей, но на авторынке обвал продаж, поэтому дилеры любыми способами стараются продавать продукцию, в том числе снижая цену. Больше на цену влияет баланс спроса и предложения, а не курс валют. Там, где есть профицит товара, будет чувствительность к курсам и цены пойдут вниз. Там, где дефицит — не важно, по какому курсу закупался товар, — заложена приличная маржа, и бизнес ею жертвовать не будет.
Иван Федяков
основатель аналитического агентства INFOline
На укрепление рубля быстрее всего могут среагировать скоропортящиеся товары, фрукты и овощи, поступающие по импорту. В сегменте бытовой техники и электроники только по части категорий запасы сформированы до 1, 5–2 месяцев, а актуальные новинки закупаются по действующему курсу, поэтому ряд позиций может подешеветь. Иная ситуация по группам товаров длительного хранения — это импортируемые вина, сыры, бананы, мандарины или кофе. Здесь влияние валютного курса сказывается с отсрочкой в несколько месяцев из–за длинного логистического плеча и долгосрочного характера контрактов. А в категориях "одежда" и "обувь" изменение курса валют явно отражается при заказах на отшив коллекций следующих сезонов.
Станислав Богданов
председатель президиума АКОРТ
На рынке автомобилей сейчас большой складской запас, который сформировался за счёт активного импорта машин в прошлом году. При этом спрос в последнем квартале прошлого года начал снижаться, у дилеров и дистрибьюторов сформировался большой объём автомобилей 2024 года выпуска. Это касается как продукции АвтоВАЗа, так и всех китайских брендов. Сейчас, по разным оценкам, складские запасы составляют 500–800 тыс. машин, то есть минимум треть прошлогоднего рынка. Автомобили завозились по тому курсу, который был в III–IV кварталах прошлого года, поэтому нынешнее укрепление рубля пока не влияет на ценообразование. Сейчас импорт в целом сократился. Пока на снижение стоимости влияет не курс рубля, а другие факторы. В автомобильном ретейле сформировался рынок покупателя, когда он может диктовать свои условия в ситуации, где дилеру необходимо как можно быстрее реализовать автомобиль из–за загруженности складов. Клиент реально может выиграть в цене.
Денис Гаврилов
автор канала AutoRun SPb, эксперт авторынкаИсточник - www.dp.ru Новость добавлена superbiznes
21.03.2025 07:36