- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » Зашли по-братски: как белорусские сети осваиваются в российской рознице.
- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » Зашли по-братски: как белорусские сети осваиваются в российской рознице.
Возможность комментирования закрыта.
Белоруссия стала одним из главных торговых партнеров России: страна с населением примерно в 9, 2 млн человек поставляет нам сейчас в пять раз больше товаров, чем, например, Германия. По итогам 2023 года товарооборот между странами, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), достиг $55 млрд, из них $31, 4 млрд — белорусский экспорт.
В 2023 году Александр Лукашенко предложил строить и открывать торговые центры с белорусскими товарами по всей России. «В Питере почему бы не построить такое здание и завезти товар? В Москве, Смоленске, Брянске, Пскове… Рядом совсем. И мы могли бы размещать там свои товары и продавать. Притом россияне ведь не против, особенно в Петербурге — люди идут навстречу, — говорил он. — Хотелось бы, чтобы мы над этим подумали. А не то, что мы за полцены отдаем каким-то жуликам и они наш товар продают в России. А потом мы их сажаем пачками в Беларуси в тюрьму за взятки».
«Чеснок» с польской кока-колой
В марте 2024 года первый московский дискаунтер «Чеснок» открылся в торговом центре «Вива! » в Северном Бутово. Магазин оформлен в сдержанном национальном стиле, стены украшают крупные слоганы: «Цены в «Чесноке» — радость в кошельке! », «В «Чеснок» пришел — белорусские товары выгодно нашел». Дискаунтеры позиционируют себя как «магазины с честными ценами».
Сеть основал предприниматель Евгений Жигимонт, один из топ-менеджеров компании «Евроопт» — она входит в холдинг, развивающий магазины «Грошык» (в переводе на русский «Денежка») и «Хит! » в Белоруссии.
Рядом со столичным «Чесноком» дверь в дверь работает дискаунтер X5 Group «Чижик». Более 50% ассортимента в «Чесноке» — белорусского производства, еще треть приходится на импортную продукцию, остальное — российские товары, рассказал Forbes генеральный директор торговой сети Виктор Загорец: «Покупатели могут у нас найти оригинальную кока-колу польского производства, испанскую косметику, немецкое пиво. Но часто белорусский кальвадос или сыр маасдам удивляет их больше, чем иностранный дефицит».
Торговые сети из соседней республики стали активнее в России после 2022 года — на российском рынке появились супермаркеты Swed House, которые называют белорусским аналогом IKEA, и сеть магазинов фиксированных цен «Три цены» — конкурент Fix Price. Продолжают развиваться сети «Белорусская косметика» (около 100 павильонов самообслуживания), магазины обуви Belwest, которую производят в Витебске (164 торговые точки).
«В наших городах больше процент платежеспособного населения, к тому же геополитическая обстановка этой экспансии способствует», — отмечает в беседе с Forbes директор Института развития предпринимательства Артур Гафаров. В самой Белоруссии, по его словам, торговые сети находится под большим давлением госрегулирования — по ценам и ассортименту, так что в России они могут чувствовать себя более свободно, правила здесь менее жесткие.
«В высоком и среднем ценовом сегментах белорусские продукты в массе своей лучше российских по части натуральности, соблюдения стандартов качества и санитарных норм, — убежден Алексей Фидельман, экспорт-менеджер компании «Фудкоммерц», которая производит кофе под брендом Coffee Factory в Минске и поставляет в Россию. — У нас строго контролируют всех, даже мелкие ИП, и могут закрыть бизнес из-за малейших нарушений».
Белорусская IKEA
После ухода из России IKEA освободившуюся нишу решила занять белорусская сеть Swed House. У компании работает шесть супермаркетов в Минске, Могилеве, Новополоцке и Молодечно. Ассортимент Swed House действительно похож на икеевский — мебель, товары для дома и предметы интерьера в скандинавском стиле, цены демократичные.
Открытие первого магазина в Москве в апреле 2023 года анонсировалось довольно громко: пригласили телевидение, журналистов и блогеров. На открытии в торговом центре «Щелковский» был даже блогер из Австралии, снявший об этом событии 16-минутный ролик. Столичный магазин был небольшой — 300 кв. м и скорее был нацелен на продажу хозтоваров и предметов интерьера, чем мебели, которую надо было покупать по предзаказу. В августе 2024 года он закрылся.
«Магазин в Москве являлся тестовой версией франшизы, и его открытие дало нам возможность проработать все аспекты максимально комфортного для обеих сторон запуска соглашения, чтобы выявить недочеты и скорректировать работу с партнером», — пояснили Forbes в Swed House.
Зато в Петербурге белорусская сеть прижилась — в городе работает три магазина в торговых центрах «Пулково 3», «Парнас Сити» и «Континент». «У нас нет поставщиков и посредников, вся работа ведется напрямую с производителями из Китая, Казахстана, Белоруссии, что позволяет сэкономить на логистике», — объяснял директор Swed House Мурат Шагылыджов.
Сейчас в ассортименте примерно 20% российских брендов, 10% белорусских, остальное — иностранные поставки, в том числе из стран ЕАЭС, уточнили в торговой сети.
На вопрос Forbes о том, каких успехов Swed House добилась в замещении товаров IKEA, в белорусской сети ответили: «В наших магазинах присутствуют товары этого бренда, в какой-то степени мы создаем аналогичные изделия, но не копируем, а уж тем более нет цели их заменить». И уточнили: «Мы хотим расширять присутствие нашего бренда в России, поступает много предложений по арендным отношениям в разных городах. Покупатели обращаются с просьбами открыть Swed House в их городе. Сегодня одна из главных задач — поиск партнеров для развития в регионах, будь то франшиза или наш собственный магазин».
Дискаунтеры «Чеснок» начали экспансию в Россию с запада — первый открылся в Смоленске в 2022 году. За 2024-й сеть выросла вдвое, пояснил генеральный директор сети Виктор Загорец. Сейчас у компании работает уже 41 магазин в 27 городах — от Липецка до Кингисеппа Ленинградской области. Среди них есть большие, на 1500-2000 кв. м, их в компании называют мегадискаунтерами (открыты в Петербурге, Смоленске, Пскове, Обнинске и Калуге). «Хотя это и формат дискаунтера, но магазины приятные и чистые; у нас в Петербурге есть своя выпечка, кофемашины, кассы самообслуживания. В сети хорошо подобранный ассортимент, — говорит эксперт по ретейлу Михаил Лачугин. — Однако цены здесь как у всех».
Чем «Чеснок» отличается от других российских дискаунтеров? «Ключевое преимущество — самый широкий ассортимент высококачественных товаров белорусского производства, представленных во всех категориях классического супермаркета, — объясняет Виктор Загорец. — У российских покупателей объективно сформировалось особое доверие к белорусским продуктам. Мы трепетно используем национальную символику и айдентику при оформлении торговых залов, в выкладке товаров и во всех рекламных коммуникациях».
Этот акцент на географии трудно не заметить — покупателя в торговых залах встречают лозунги вроде «Белорусская сметана — для настоящего гурмана». Каждый товар, который произвели в Белоруссии, — халва из Бобруйска, колбаса Гродненского мясокомбината или кофе из Минска, — выделен красно-зеленым ценником с надписью «Сделано с любовью в Беларуси».
В 2024 году компания запустила свой распределительный центр на 6000 кв. м в Подольске с холодильными и морозильными помещениями, что позволяет сократить время поставки товаров, а значит, повысить свежесть и скорость пополнения магазинов, объяснил Загорец.
Почти по ГОСТу
В Белоруссии магазины фиксированных цен «Три цены» — конкуренты Fix Price — начали открываться в 2017 году, сейчас там работает 322 супермаркета в 150 городах. Сеть известна своими низкими ценами и акциями вроде «Второй товар за копейку» (речь о белорусской копейке — примерно 3 российских рубля).
Первый российский супермаркет «Три цены» открылся во Владимире летом 2024 года. Сейчас сеть разрослась до восьми торговых точек. У ретейлера большие амбиции: он планирует открыть 220 магазинов и стать номером два в сегменте магазинов низких цен. Основатель сети Виталий Соболевский говорил, что большинство товаров на полках будут белорусского, российского и китайского производства.
«Три цены» собираются развиваться в России по франчайзинговой модели. В Белоруссии по итогам 2023 года сеть замыкала десятку крупнейших ретейлеров по выручке с показателем в $77 млн и занимала пятое место по чистой прибыли ($3, 07 млн), по данным портала Belretail.by. Ассортимент у «Трех цен» напоминает Fix Price — товары для дома, посуда, полезные мелочи для отдыха и дачи, бытовая химия, бижутерия, косметика. Отличие в том, что больше места отдано продуктам — здесь можно найти не только снеки и сладости, но и бакалейные товары с консервами.
Импорт самых разных товаров из Белоруссии продолжает расти. В 2024 году на 61% увеличились поставки в Россию знаменитого белорусского картофеля. Соседняя республика заняла первое место среди поставщиков яиц — за первое полугодие прошлого года они увеличились в 2, 5 раза. По молочным продуктам Белоруссия доминирует давно: в 2024-м оттуда завезли 953 000 т молока, сыров, творога и масла, тогда как весь импорт в этой категории составил 1 млн т.
После ухода зарубежных брендов в России стало больше продаваться и белорусской косметики. Например, только в сети «Лэтуаль» в 2023 году добавили более 5000 новых наименований 15 белорусских брендов. В сети магазинов «Белорусская косметика» сейчас работает около 100 павильонов самообслуживания, в основном на юге России, рассказал Forbes заместитель генерального директора сети Денис Лавроненко. В прошлом году открылось пять новых павильонов. Клиентам, по его словам, нравятся невысокие цены и качество косметики: «Если бы не отличное качество, вряд ли они бы возвращались».
Популярность белорусских товаров у россиян — дополнительный бонус, который помогает ретейлерам привлекать клиентов в новые торговые точки, отмечает Михаил Ломакин: «И хотя в низком ценовом сегменте продукты из Белоруссии нередко уступают по качеству отечественным, покупательские стереотипы по-прежнему сильны». По его словам, клиенты таких магазинов — в основном представители поколения 45+, которые склонны доверять советским ГОСТам, им нравятся продукты «как в детстве».Источник - www.forbes.ru Новость добавлена superbiznes
19.03.2025 11:24