#1
Минэкономразвития раскритиковало последнюю версию законопроекта о «российской полке», а именно формулировку основного понятия, какую продукцию можно отнести к отечественной. Авторы документа уверены, что в эту категорию должны входить товары, которые изготавливают в стране, причем отечественные акционеры, неподконтрольные иностранцам. Однако в Минэке отметили, что такой подход противоречит действующим законам. Власти уже два года не могут прийти к единому мнению по этому вопросу. Есть ли у этого проекта шансы на принятие — в материале «Известий».

Что такое «российская полка»

Почти два года прошло с тех пор, как министерства отказываются поддержать законопроект депутата Татьяны Буцкой о «российской полке». Он предполагает, что розничные сети должны выделить фиксированное место на прилавках для отечественных непродовольственных товаров, а маркетплейсы — обеспечить приоритетную выдачу первых 50 карточек такой продукции. Минпромторг, участвующий в создании документа, стремится поддержать наши бренды на фоне резкого ухода иностранных в 2022–2023 годах. Документ постоянно меняют, но это не помогает в процессе согласования, узнали «Известия».

Минэкономразвития раскритиковало ключевое понятие последней версии законопроекта — «товары российского происхождения». Это следует из бумаг министерства, которые в середине февраля направили в правительство и Минпромторг.

Авторы законопроекта уверены, что под это определение должна попасть только та продукция, которую произвели в РФ. Причем ее изготовители не могут находиться под контролем иностранных лиц, за исключением Белоруссии. Более того, нельзя считать российской продукцию, если на ней товарный знак, принадлежащий зарубежным лицам.

Минэкономразвития в своем отзыве уточнило: во-первых, предлагаемые нормы конфликтуют с уже действующим регулированием. Так, например, в России, и в целом в ЕАЭС уже используют декларации или сертификаты о происхождении продукции. Как раз в них фиксируют место ее производства. Такие документы нужны для того, чтобы снижать или обнулять компаниям ввозные пошлины в том случае, если между странами-поставщиками есть режимы преференций.

Во-вторых, подчеркнули в МЭР, законопроект рискует ограничить в правах иностранных обладателей товарных знаков, которые развернули в РФ производство полного цикла. Уже не говоря о том, что компании не обязаны регистрировать товарные знаки. Это право производителя, а не его обязанность, добавили в ведомстве. Поэтому в случае принятия проекта «о российской полке» отечественным изготовителям придется тратить силы и финансы на регистрацию своих брендов в Роспатенте.

Против проекта уже выступали ФАС и крупная торговля, которые указывали, что такой подход может спровоцировать рост цен и закончиться пустыми прилавками в отдаленных регионах. Именно противостояние министерств и бизнеса до сих пор не дает документу пройти все нужные согласования и попасть в Госдуму. Создается впечатление, что документ вязнет в критике и еще не скоро будет поддержан, если вообще дойдет до этого, отметил источник в кабмине.

Власти должны поддерживать отечественных производителей, давать им преференции на полке и тем самым стимулировать их развитие и масштабирование, сказала «Известиям» депутат Татьяна Буцкая. Поэтому так важно дать им определение, а также пояснить, что такое «товары российского происхождения», отделить их от массы других.

Сейчас на рынке можно встретить предприятия, которые мимикрируют под российские, но на практике они привозят в РФ продукцию из-за рубежа, переклеивают в стране этикетки и считаются нашими, — им не следует предоставлять преференции и место на полке, уверена она. Парламентарий подтвердила, что работа над законопроектом продолжается: всё еще проходят совещания, на которых эксперты уточняют формулировки и нормы документа.

«Известия» направили запрос в Минэкономразвития.

Как нужно поддержать отечественного производителя

В Минпромторге «Известиям» сказали, что законопроект предлагает регулирование, которое ранее в России не применяли, поэтому обсуждение его положений — нормальный рабочий процесс. Тем более ведомство уже подготовило обновленную версию законопроекта и предложило его рассмотреть коллегам.

— Для Минпромторга главное — стимулировать развитие российской промышленности потребительского сектора. По сути, этот проект помогает уровнять маркетинговые возможности отечественных и транснациональных производителей и их брендов. А потребители получат более широкий ассортимент отечественного товара. При этом законопроект не предлагает нормы, которые ограничивают реализацию товаров зарубежного производства, — сказали в пресс-службе ведомства.

В Минпромторге 6 марта также сообщили, что законопроект будет доработан и рассмотрен в Госдуме осенью.

Российские производители уже вполне успешно развиваются и представляют свои бренды, которые пользуются популярностью у потребителей, причем некоторые компании это сделали без какой-либо поддержки со стороны государства, сказал «Известиям» исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев. Тем более отечественные предприятия инвестировали существенные суммы в развитие своих торговых марок, но теперь им предлагают встать на полку и конкурировать с теми, кто не вкладывал средств в маркетинг, отметил он.

— Также возникает вопрос — а как быть с зарубежными компаниями, которые продали свой бизнес россиянам, но торговые марки на продукцию по-прежнему принадлежат иностранцам. Например, такая ситуация с компанией Henkel, которая рассталась со своим предприятием в РФ. Такой бизнес будут считать российским? Ведь на нем работает отечественные персонал, также предприятия платят налоги в РФ и многое другое, почему эти факты не учитывают, пока неясно, — добавил эксперт.

Законопроект смущал и других отечественных изготовителей — из Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены. Ее исполнительный директор Петр Бобровский уже не раз говорил, что часть требований нового проекта может оказаться неисполнимой: например, у производителя меняется структура собственности, но это не всегда отражается в ЕГРЮЛ и в других открытых источниках, а значит, торговая сеть просто не узнает об этом.

Поддержка по настоящему отечественных производителей полностью соответствует интересам государства: это позволяет создавать новые рабочие места, развивать импортозамещение, увеличивать поступления в бюджет и обеспечивать потребителей качественной и безопасной продукцией, отметил «Известиям» глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов.

— Поэтому разные механизмы стимулирования спроса и продвижения наших товаров заслуживают поощрения и поддержки. При этом вполне логично, что на такие меры должны рассчитывать только те компании, прибыль которых остается в стране и инвестируется в развитие производства, — уверен эксперт.

Отечественного изготовителя действительно нужно поддерживать — создавать преференции перед иностранными конкурентами, сказал «Известиям» сопредседатель Союза потребителей РФ Алексей Койтов. Но это не должно идти в разрез с интересам потребителей, уверен он.

— Если определить квоту для для российских товаров на полке, то возникнет много вопросов, например, что делать, если наша продукция закончилась, а новую партию еще не привезли, нужно ли снимать с продажи иностранные аналоги? Плюс наш производитель не всегда может конкурировать по цене с зарубежной продукцией, значит ли это, что отечественное будет занимать полку и залеживаться? — удивился эксперт.

Иностранные аналоги крупных транснациональных производителей зачастую выигрывают у наших по ценам, поскольку первые могут снизить себестоимость за счет объема и дешевой рабочей силы в странах производства, добавил он. В этом случае эффективно сбалансировать конкуренцию могут лишь повышенные ввозные пошлины, резюмировал эксперт.Источник - iz.ru Новость добавлена superbiznes
07.03.2025 07:34

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение