- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » Торговые сети зафиксировали снижение спроса на алкоголь в Вологде на 50%.
- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » Торговые сети зафиксировали снижение спроса на алкоголь в Вологде на 50%.
Возможность комментирования закрыта.
По данным одной из торговых сетей, в ее магазинах в Вологодской области продажи всей категории алкоголя (крепкий, вино, слабоалкогольные напитки) в понедельник, 3 марта, снизились в натуральном выражении на 57% относительно аналогичного дня на прошлой неделе (24 февраля 2025 года). А если сравнивать продажи в годовом выражении — с понедельником, 4 марта 2024 года, — то спрос упал на 52%.
О снижении продаж алкоголя, по предварительным оценкам, более чем наполовину (52%) в понедельник, 3 марта, к аналогичному дню прошлого года говорит и источник РБК в другой торговой сети. А по сравнению с предыдущей неделей падение продаж в натуральном выражении составило 60%. Впрочем, делать выводы о реальном снижении или росте количества покупок можно будет примерно через месяц, когда потребитель адаптируется к новым требованиям, говорит собеседник РБК.
В Вологодской области торговые сети формировали 43% оборота розничной торговли региона за 2023 год, следует из последних доступных данных Вологдастата (территориальный орган Росстата в этой области). Всего, по данным статистики, на 1 января 2024 года на территории региона насчитывалось около 7, 7 тыс. магазинов розничной торговли. Наиболее привлекательной для торговых сетей была реализация пищевых продуктов, выручка от продажи которых дала почти две трети их оборота в регионе. При этом самой крупной категорией в структуре оборота розничной торговли пищевыми продуктами (включая напитки и табачные изделия) был алкоголь. На его долю приходилось 17% оборота, сообщал Вологдастат.
Как работают ограничения
Закон об изменении правил продажи алкоголя в Вологодской области вступил в силу с 1 марта 2025 года. Теперь продавать алкоголь по будням розничным магазинам можно только с 12:00 до 14:00. Новые правила распространяются только на розничные точки продажи и не действуют в ресторанах, барах и кафе. Кроме того, ограничения не касаются выходных и праздничных дней. На этом фоне часть магазинов в Вологодской области, включая точки сетей «Красное & Белое» и «Бристоль», начали закрываться, писали «Ведомости». Некоторые стали отказываться от продажи алкоголя.
В пресс-службе министерства информационной политики Вологодской области в ответ на просьбу РБК прокомментировать динамику продаж в первый день действия двухчасовых ограничений на торговлю алкоголем сообщили, что такой «запрос требует проведения анализа деятельности государственных органов власти и иной аналитической работы». А это обстоятельство, согласно закону «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», является основанием, «исключающим предоставление информации по запросу о деятельности государственного органа», пояснил представитель министерства.
Почему Вологда ограничила торговлю алкоголем
В конце октября 2024 года с инициативой о жестком ограничении продажи спиртного выступил губернатор Вологодской области Георгий Филимонов. Такую необходимость он связывал с высокой смертностью из-за употребления спиртных напитков. «Вологодчина и Русский Север вымирают. Только за год население области сократилось на 7, 5 тыс. жителей», — указывал Филимонов. Губернатор отмечал, что в федеральном рейтинге трезвости регионов Вологодчина занимает позорное 71-е место из 85. По его словам, 71% смертей жителей Вологодской области трудоспособного возраста связаны с алкоголем, а число страдающих алкоголизмом за год выросло на 30%.
Число алкогольных супермаркетов в Вологодской области за последние четыре года увеличилось более чем втрое, приводил данные губернатор. «Они на каждом шагу. Много жалоб поступает на так называемые наливайки, спаивающие людей в ночное время», — пояснял Филимонов. Выбор времени, когда в регионе в будние дни разрешат продавать алкоголь, губернатор объяснял тем, что это самые неудобные часы — обеденное время, когда человек должен быть на учебе, тренировке, работе. «Принципиальная задача — не дать возможность приобретать алкоголь ни с утра, ни вечером после работы», — говорил Филимонов в интервью «Коммерсанту». Кроме этого, губернатор заявлял о намерении убрать с регионального рынка крупные алкомаркеты сетей «Бристоль» и «Красное & Белое». «Чтобы там не собирались алкоголики и не было рядом «Красного & Белого» в зданиях галерей, музеев и театров. Чтобы вообще не было таких точек продаж», — заявлял Филимонов.
Основатель сети «Красное & Белое» Сергей Студенников в свою очередь заявлял в интервью РБК, что народ в России сегодня трезвый как раз благодаря работе легального ретейла и производителя. Он также указывал, что точки «Красного & Белого» не алкомаркеты, а «магазины у дома», потому что на долю алкоголя у них приходится менее четверти продаж, остальное — это продукты питания, товары повседневного спроса и табак.
Политика запретов для легальной торговли вызовет в том числе рост нелегального рынка, предупреждал собеседник РБК. В качестве примера основатель «Красного & Белого» вспоминал результаты горбачевской антиалкогольной кампании в СССР. «В 1985 году мне как раз исполнилось 18 лет — по закону можно было официально покупать алкоголь. Правда, купить то, что хотелось, я не мог: его просто не было. Я по сей день помню вкус огуречного лосьона, тройного одеколона и всевозможных спиртовых жидкостей», — говорил Студенников.
Случаи летальных исходов чаще связаны не с марочным алкоголем, который легально продается в магазинах, а с низкокачественной продукцией, контрафактом и самогоном, обращал внимание он. «Сегодня заходишь в любой сетевой магазин — и там точно на 100% все будет правильно с точки зрения безопасности для потребителя. А теперь представьте, что из-за каких-то необдуманных действий или решений все это просто отдается на откуп рынку», — отмечал Студенников. Тем представителям власти, которые выступают с «подобными инициативами запретов», основатель «Красного & Белого» предлагал подумать о возможных последствиях, прежде чем «взять ношу держать общество в правильном русле с точки зрения потребления алкоголя, в первую очередь молодежь».
Как еще регионы ограничивают продажу алкоголя
Согласно федеральному закону, в России время продажи алкоголя ограничено с 23:00 до 8:00 вне зависимости от будней и праздников. Но при этом каждый регион по закону имеет право установить собственные временные рамки, в которые нельзя продавать алкоголь (но не меньше федеральных). На территории 27 регионов России ограничения на продажу алкоголя полностью совпадают с федеральными нормами. В 17 регионах запрещена продажа алкоголя с 22:00 до 10:00, в восьми — с 22:00 до 8:00.
Помимо Вологодской области два часа на покупку крепкого алкоголя есть, например, у жителей Чечни — с 8 до 10 утра. В остальное время в республике разрешена только продажа пива и других слабоалкогольных напитков. В Туве на покупку алкоголя есть четыре часа — с 11:00 до 15:00.
А в Московской области областная дума приняла закон, запрещающий с 1 сентября 2025 года продавать алкоголь в торговых объектах со входом во двор многоквартирных домов. Продавать алкоголь разрешается только в том случае, если вход для посетителя будет со стороны улицы. Владельцы магазинов, попадающих под ограничения, смогут продавать в них алкоголь до истечения лицензий.Источник - www.rbc.ru Новость добавлена superbiznes
06.03.2025 09:26