#1
По прогнозам «Рексофт», в 2025 году средний темп цифровизации отрасли достигнет 22% по сравнению с 2024 годом, а объем рынка онлайн-продаж превысит отметку в 8, 5 трлн рублей. Директор департамента «Оптовая и розничная торговля» «Рексофт» Роман Соколов связал это с тем, что ритейлеры вынуждены искать новые пути модернизации рабочих процессов для удовлетворения потребностей клиентов.

Покупки переместились в смартфоны.

Современные потребители все чаще отдают предпочтение онлайн-шопингу, отказываясь от посещения офлайн-магазинов. По данным за период с января по октябрь 2024 года, объем рынка онлайн-продаж увеличился на 43% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

При этом число покупок, совершенных с использованием компьютеров, снижается, тогда как покупки через мобильные устройства продолжают расти. Согласно данным аналитической компании НАФИ, 78% россиян для онлайн-шопинга предпочитают использовать смартфоны, 7% — стационарные компьютеры, 6% — ноутбуки и лишь 3% — планшеты.

«В ближайшие годы основную покупательскую силу будут представлять поколения Z (родившиеся в 2000–2011 годах) и, А (рожденные с 2011 года). Эти группы известны тем, что буквально появились на свет „со смартфоном в руках“. Паттерны поведения современных и подрастающих покупателей значительно изменились: усилилось значение онлайн-каналов при совершении покупок, акцент сместился на омниканальность в сторону Social e-commerce», — подчеркнул Роман Соколов.

Ритейлеры уходят с маркетплейсов.

Крупные продуктовые сети, такие как «Магнит» и «Пятёрочка», делают акцент на развитии собственных онлайн-сервисов, отказываясь от доставки через посредников. Это позволяет им сохранить контроль над клиентским опытом и значительно снизить расходы на комиссию. В сегменте электроники такие компании, как «М.Видео» и DNS, также сосредотачиваются на развитии собственных цифровых каналов, постоянно улучшая удобство покупок и качество обслуживания.

«Хотя многие ритейлеры продолжают сотрудничать с маркетплейсами для охвата более широкой аудитории, тренд на отказ от подобных партнерств демонстрирует стремление к большей независимости и контролю над бизнес-процессами», — пояснил Роман Соколов.

Большие данные и ИИ взяли персонализацию под контроль Более 40% ритейлеров активно применяют искусственный интеллект и нейросети для решения текущих бизнес-задач. Современные технологии внедряются на различных этапах, начиная от административных процессов в бэк-офисе и заканчивая созданием персонализированных предложений и маркетинговых стратегий. В настоящее время, при анализе данных о клиентах, ИИ и технологии машинного обучения играют ключевую роль, поддерживая тренд на гиперперсонализацию.

«Создание рекламных кампаний на основе анализа данных крупнейших ритейлеров — одно из перспективных направлений развития отрасли. Платформы, такие как МТС Ads и МТС Omni Retail Product, предоставляют доступ к обезличенной и агрегированной информации из программ лояльности известных торговых сетей. Это позволяет точнее выделять сегменты целевой аудитории и показывать каждому пользователю рекламу, наиболее соответствующую его интересам», — добавил Роман Соколов.

IoT-технологии оптимизируют

процессы Внедрение IoT-технологий способствует созданию более «умных» магазинов, где многие процессы становятся автоматизированными. Одними из перспективных возможностей IoT являются электронные ценники и умные полки.
Электронные ценники позволяют мгновенно изменять стоимость конкретного товара на всех полках и во всех магазинах сети, что значительно экономит время, особенно в период проведения акций. В данный момент эту функцию тестируют крупнейшие российские ритейлеры.

Умные полки, в свою очередь, оснащены датчиками веса и встроенными камерами, которые позволяют быстро определять количество оставшегося товара, оптимизируя процесс управления запасами.

Ритейл следует за покупателем

Одной из ключевых задач ритейлеров на 2025 год станет улучшение клиентского опыта в омниканальной среде продаж. Компании стремятся непрерывно повышать качество обслуживания, интегрируя онлайн и офлайн каналы продаж, а также адаптировать свои предложения под потребности клиентов в реальном времени. Это требует значительных инвестиций в технологии, которые позволяют отслеживать поведение клиентов и обеспечивать единый пользовательский опыт.

«Бренды должны следовать за своими потребителями, и, помимо сайтов и мобильных приложений, ритейлерам необходимо активно расширять свое присутствие в социальных сетях и мессенджерах. Если профили зарегистрированных покупателей будут автоматически соотноситься с их аккаунтами во ВКонтакте, Telegram и на других популярных площадках, пользователи, проводя время в любимой соцсети, будут видеть персонализированные предложения от бренда прямо в приложении. Это позволит им сразу же совершить покупку без необходимости переходить на сайт и авторизовываться», — отметил Роман Соколов.

Ритейл-медиа расширяются

Ритейл-медиа охватывают любую рекламу, размещенную как на онлайн, так и на офлайн платформах ритейлера. В настоящее время компании активно задействуют цифровое пространство своих сайтов и мобильных приложений, а также продолжают взаимодействовать с офлайн-точками.
Прогнозируется, что к 2025 году ритейл-медиа станут важным инструментом цифровой рекламы. Как маркетплейсы, так и интернет-продавцы будут развивать собственные рекламные инструменты и применять полученные данные для создания таргетированной рекламы на этих площадках

Бизнес-процессы начинают комплексную трансформацию

Несмотря на активное внедрение технологий, в ритейле все еще остается значительное пространство для автоматизации.
Проблема нехватки специалистов остается нерешенной, и магазины не успевают адаптироваться к стремительному переходу к онлайн-покупкам. Современные клиенты, посещая офлайн-магазины, ожидают более быстрого и качественного сервиса.

Это подчеркивает необходимость комплексного внедрения технологий, которые помогут эффективно решать текущие проблемы. Успешный пример автоматизации клиентского сервиса в офлайн-пространстве — внедрение касс самообслуживания в магазинах фэшн-ритейлера Zolla, которое позволило ускорить обслуживание клиентов и снизить нагрузку на персонал.Источник - www.retail.ru Новость добавлена superbiznes
04.02.2025 15:37

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение