#1
Производители готовы перейти на сахарозаменители, чтобы не растерять покупателей

Минфин недавно предложил повысить акцизы на сахаросодержащие напитки с 7 руб. до 10 руб. за литр, а также впервые обложить акцизом квас. Изменения в Налоговый кодекс в первом чтении приняты 17 октября, второе чтение состоится 22 октября. Shopper’s разбирался, как новые правила повлияют на цены и на спрос.

Сложности для кваса

На рынке кваса влияние акциза будет драматическим, считает Юрий Антонов, гендиректор «Очаково» (выпускает газировку CoolCola, квас «Очаковский» и др.). Сейчас бутылка кваса объемом 2 л стоит 110 руб. в рознице, акциз с учетом НДС составит 24 руб. на бутылку. С наценкой ритейлеров цена поднимется в общей сложности на 36 руб. В итоге в рознице квас может подорожать сразу на 40%, а это довольно чувствительно для потребителей, считает Антонов.

«Распространение акциза на эту категорию вкупе с общим ростом стоимости производства повлечет за собой увеличение конечной стоимости и сокращение продаж и производства», — согласен исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков (входят компании AB InBev Efes, «Балтика» и «Объединенные пивоварни») Вячеслав Мамонтов.

Потребители очень чувствительны к повышению цены на квас — гораздо больше, чем, например, на пиво, отметил основатель сети пивных магазинов «Беру выходной» Николай Желагин. Квас воспринимается как народный напиток, который не может стоить дорого. Сейчас литр разливного кваса заводы продают за 25 руб, а при такой ставке акциза цена на этапе отгрузки вырастет на 30—50%. Таким же будет и подорожание на полке, поэтому спрос может резко упасть, считает Желагин. Он прогнозирует падение не меньше, чем на 20%.

По мнению Антонова, подавляющее большинство производителей скорее всего решит использовать синтетический заменитель сахара, чтобы не допустить такого роста цены и не отпугнуть покупателей.

Квас ассоциируется у россиян и с натуральным продуктом, но после вынужденного применения синтетических сахарозаменителей он лишится этого преимущества, рассуждает Антонов. Многие потребители в такой ситуации наверняка решат отказаться от него. Выпускать с меньшим содержанием углеводов квас теоретически можно, но людям нравится «более насыщенный вкус».

Продажи кваса выросли на треть
По оценкам BusinesStat, за 2019—2023 гг. производство кваса в России увеличилось на 28%: с 610 до 783 млн л. Пьют квас в основном летом. В июне — июле 2023 г. продажи в литрах сократились на 22% к такому же периоду 2022-го, подсчитывали аналитики NielsenIQ. А в 2024 г. в июле — августе продажи повысились сразу на 19, 9% год к году, но не превзошли показатели 2022-го, отмечали аналитики.

Есть и другое мнение. Квас содержит довольно много сахара, и логично его тоже облагать таким же акцизом, считает собеседник в одной из компаний по производству напитков. «Кроме идеи, что это наше национальное достояние», вряд ли чем-то еще можно аргументировать отсутствие акциза», — подчеркнул он.

Самый популярный в России квас — «Очаковский» (32% от всех продаж), «Желтая бочка» завода «Трехсосенский» (15, 8%), «Русский дар» PepsiCo (7, 8%), согласно расчетам NTech. По информации на этикетках, квас содержит от 4 до 7 г углеводов в 100 мл.

Квас пьют в основном летом, а спрос зависит от того, насколько теплая стоит погода, говорит Желагин. Этим летом был даже дефицит на заводах, собственники летних точек по продаже кваса и пивных магазинов «буквально дрались за квас. Продажи кваса в сети «Магнит» летом выросли на 22% в натуральном выражении год к году, сказал представитель ритейлера. Рост оказалась выше, чем в категории безалкогольных напитков в целом, и выше, чем у соковой продукции, холодного чая, лимонадов.

Производители будут добиваться меньшей ставки

Но в сравнении с другими напитками доля кваса в продажах невелика: за 12 месяцев по август 2024 г. (включительно) она составила 3, 8%, по данным аудита NielsenIQ. На первом месте была газировка с долей 28, 6%.

Производители напитков еще рассчитывают обсудить с Минфином возможность менее радикального повышения ставки акциза — до 8 руб. вместо запланированных 10 руб, рассказал Shopper’s президент Союзнапитков Максим Новиков. 10 руб. с учетом существенного увеличения налогооблагаемой базы — довольно серьезный скачок — сразу почти на 43%, продолжает он. Такое повышение гораздо выше инфляции, а дополнительные 3 руб. акциза увеличат стоимость литра напитка до 10—13% на выходе с завода. При этом, отметил эксперт, по другим категориям продуктов не происходит расширения подакцизного ассортимента «и так радикально единоразово не увеличивается ставка».

Внеплановое и резкое повышение акцизов на сахаросодержащие напитки окажет негативное влияние на развитие популярных у потребителя категорий, считает Мамонтов.

Акциз для сахаросодержащих напитков впервые введен с 1 июля (для малого и среднего бизнеса — с 1 октября) 2023 г. С тех пор многие производители газировки уже перешли на заменители сахара. В газировках «Черноголовки» — «Дюшес», «Байкал», кола и других используется натриевая соль цикламовой кислоты, сукралоза, сахарин. Холодный чай Lipton делают с экстрактом стевии. В «Любимой коле» от PepsiCo — цикламат натрия, аспартам, ацесульфам, сахарин.

Антонов считает, что рынок газированных напитков, содержащих сахар, уже перестроился. Большинство производителей изменило рецептуры и адаптировались к изменениям. Кто-то решил платить акциз — и потребители уже привыкли к новым ценам. Рост с 7 до 10 руб, по мнению Антонова, уже не вызовет серьезных изменений.

Дальнейшее снижение доли напитков с содержанием сахара более 5 г вряд ли будет существенным, согласен Новиков. В основном все компании, которые хотели изменить рецептуру, это сделали.

Некоторые вкусы (цитрусовые, кола) портятся от использования сахарозаменителей, и производители часто оставляют их с полным содержанием сахара, говорит собеседник Shopper’s в компании по производству напитков. По его информации, некоторые производители, столкнувшись с падением продаж, уже снова меняют состав напитков и ищут другие варианты их подслащивания. Возможно, некоторые вернутся к полному содержанию сахара.

По оценке Союзнапитков, доля напитков с содержанием сахара выше 5 г составляет сейчас 40—55%, а до введения акциза она составляла 70—75%. При этом, по словам Новикова, продажи напитков с нулевым содержанием сахара практически не изменились — число поклонников такой продукции осталось на прежнем уровне. У «Очаково» сейчас подпадают под акциз около трети сладкой газировки в литрах, говорит Антонов. До введения акциза продукции с заменителями не было, компания во всех напитках использовала сахар.

Предпочтения напитков в российских регионах различаются. На юге страны потребители предпочитают сладкие лимонады, подслащенные исключительно сахаром — и там сложно будет убедить людей пить напитки на сахарозаменителях. На Дальнем Востоке наоборот больше любят напитки с пониженным сахаром.
Максим Новиков
президент Союзнапитков


Акцизы на сладкие газированные напитки привели к росту цен в среднем на 10%, рассказывал Shopper’s председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев. Часть потребителей переключилась на соки и несладкие напитки. Но по итогам летнего сезона NielsenIQ зафиксировал рост продаж на 7, 5%, который был примерно втрое меньше, чем у воды и кваса.

Какой подход правильнее

В первой версии поправок в Налоговый кодекс планировалось понизить порог взимания акциза и распространить его на продукцию с содержанием сахара от 2 г на 100 мл напитка. Союзнапитки возражали и просили вернуть прежний принцип расчета. В письме Минфину ассоциация предупредила об опасности «утратить позитивный эффект акциза», если уравнять продукцию с пониженным содержанием сахара с «полносахарной». Это нарушило бы заложенную в регулировании логику, пояснил Новиков. В таком случае проще делать напиток совсем без сахара или же вернуть прежнюю рецептуру с полным содержанием сахара.

Позже министерство предложило сохранить порог на уровне 5 г, а саму ставку повысить до 10 руб. Эти поправки будут предложены ко второму чтению, знает источник Shopper’s в компании-производителе напитков. ТАСС со ссылкой на источник сообщил, что такой подход уже одобрен правительством. Минфин не ответил на запрос Shopper's.

В 2023 г. в казну удалось собрать 8, 3 млрд руб, сообщал РБК со ссылкой на пресс-службу Минфина. Больше трети всех доходов от акциза — 3, 1 млрд руб. — заплатил бывший производитель Coca-Cola в России, компания «Мултон партнерс» (выпускает напитки «Добрый»). В 2024 г. доходы превысят ожидания: на 1 октября собрано 16, 2 млрд руб, а общие поступления по итогам всего года составят около 20 млрд руб.

Индустрия напитков вносит наименьший вклад в потребление сахара населением — до введения акцизов на нее приходилось меньше 2% съедаемого россиянами сахара, а сейчас это уже около 1%, говорит Новиков. Он считает, что на 2026—2027 гг. стоило бы рассмотреть включение в категорию подакцизных другие продукты. В том числе — сам сахар, на который сейчас распространяется льготный НДС, и сладости.Источник - shoppers.media Новость добавлена superbiznes
21.10.2024 07:29

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение