#1
Производителям социально значимых продуктов хотят запретить изменение объема упаковки. ГОСТ, определяющий ее стандарты, сейчас рекомендательный, а общественники предлагают сделать обязательным. Они обратились с такой инициативой к главе кабмина Михаилу Мишустину, в Генпрокуратуру (ГП) и Евразийскую экономическую комиссию. Причина — невыполнение производителями требований ГП о недопустимости сокращения объема, количества и веса продуктов в случае сохранения цены. Бизнес отнесся к инициативе скептически, отметив затратность меры для производителей — для соблюдения ГОСТа потребуется переустройство производств под эти нормативы. В Руспродсоюзе считают, что альтернативой могло бы стать указание на ценниках стоимости товара в пересчете на килограмм или литр.

Почему производители уменьшают упаковку

В России на фоне роста цен предлагают запретить производителям уменьшать размер упаковки продуктов первой необходимости, к которым относится сливочное масло, молоко, крупа, соль, сахар и другие товары. Также обращение на имя премьер-министра Михаила Мишустина, Генпрокурора России Игоря Краснова направил глава Общественной потребительской инициативы (ОПИ), зампред общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов. С документами ознакомились «Известия».

В них говорится, что идет рост манипуляций производителей с размерами упаковок социально значимых продуктов. Речь о снижении объема и массы товара при сохранении его прежней стоимости.

«Тревогу вызывают фактически скрытые недобросовестные манипуляции по снижению массы или объема на фоне роста цен на отдельные продукты, в частности, сливочного масла. Покупатели по объективным причинам не всегда способны это обнаружить, а также определить, насколько выгодно приобретение той или иной упаковки», — говорится в документе.

ОПИ напоминает, что на проблему неоднократно указывала Генпрокуратура. По ее инициативе в конце 2023 года в межгосударственном стандарте, предусматривающем требования к количеству фасованных товаров (ГОСТ 8.579-2019), были определены допускаемые значения номинального количества ряда продовольственных товаров, таких как масло, молоко, сахар, соль, чай, мука, рис, пшено, гречка и другие.

Справка «Известий»
Согласно «ГОСТ 8.579-2019. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров при их производстве, фасовании, продаже и импорте», производители товаров первой необходимости, желающие заявить об их соответствии ГОСТу, обязаны использовать фиксированные значения количества названного товара. Но они также могут применять другие стандарты, чтобы указать потребителю на качество своего товара. Например, производители масла чаще всего обозначают на упаковках «ГОСТ 32261-2013. Масло сливочное. Технические условия».


Ввиду того что применение обозначенного стандарта носит добровольный характер, многие производители его игнорируют, отмечает Олег Павлов в своем обращении.

В документе подчеркивается, что установленные ГОСТом нормативы являются достаточно разнообразными и не ограничивают производителей в видах фасовки. При этом производители продовольственных товаров, желающие заявить об их соответствии ГОСТу, должны использовать фиксированные значения количества названного товара. Например, сливочное масло по 100, 200, 250, 500 г или молоко по 200, 250, 500, 1000, 2000 мл.

Поэтому общественники просят сделать установленные в ГОСТ 8.579-2019 требования к количеству фасованных товаров обязательными на территории РФ для всех производителей социально значимых товаров первой необходимости. Для этого предлагается внести дополнения в постановление правительства № 530, подчеркивается в документе.

Известия» направили запросы в правительство, Генпрокуратуру и Росстандарт с просьбой оценить поддержку инициативы.

Почему бизнес не соблюдает ГОСТ

Как выяснили «Известия», изучив полки торговых сетей, чаще всего отклонения от рекомендованного ГОСТа сегодня можно увидеть у производителей масла и молока. Многие компании не стремятся работать по строгим стандартам и выпускают продукцию в разных объемах упаковки.

Многие бренды, в том числе «Масло сливочное вологодское», Viola, «Правильное масло», «ЭкоНива», «Лента», President, «Му-у», «Вкуснотеево», «Коровка из Кореновки», «Рузское молоко» и другие часто фасуют продукт в упаковки по 160–180 г.

Молоко на торговых полках также можно увидеть в разных объемах — от 873 до 950 мл. Его выпускают под брендами «Домик в деревне», «Му-у», «Экомилк», «Простоквашино», «Село Зеленое», «Большая кружка», «365 дней», «Лента», «Коровка из Кореновки» и т.д.

— Действительно, особенно проблема наблюдается в сегменте молочной продукции. Одно дело, когда ситуация касается товаров, которые не входят в потребительскую корзину и не являются социально значимыми, например чипсы, а другое, когда речь идет о продуктах первой необходимости повседневного спроса. Поэтому рассчитываем на поддержку предложения, чтобы требования ГОСТа стали обязательными, — заявил Олег Павлов.

Он напомнил, что в прошлом году на фоне роста цен на яйца россияне столкнулись с тем, что производители начали уменьшать количество продукта в упаковки при сохранении или даже увеличении цены.

«Известия» направили запросы производителям, в Национальный союз производителей молока и Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ) с просьбой прокомментировать предложение общественников.

Зампред правления ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Леонов считает, что предприятиями пищевой промышленности сложно будет одномоментно перестроить производство для соблюдения норм ГОСТа. Также он добавил, что отсутствуют аналогичные требования к импортной продукции. По его мнению, это создает неравные условия конкуренции на рынке.

Он отметил, что для выполнения требований ГОСТа при выпуске социально значимых товаров необходима замена или перенастройка производственных линий, заказ новой и выработка произведенной/закупленной упаковки, согласование новых товарных позиций с ритейлом.

— С учетом санкций потребуются определенные финансовые и временные затраты. Временные рамки на безболезненный переход на исправленный ГОСТ составляют не менее 12–15 месяцев. Альтернативой этой инициативы могло бы стать применение практики указания на ценниках стоимости товара в пересчете на килограмм или литр в зависимости от вида продукции, — считает он.

В компании Viola отметили, что полностью разделяют цели инициативы. Вместе с тем добавили, что размер упаковки зависит не исключительно от решения производителя, он может быть обусловлен внешними факторами.

Так, производителям проще отслеживать продукцию во внешних системах, таких, например, как «Меркурий», в целых числах. В частности, в килограммах. Поэтому молоко чаще всего представлено на прилавках в упаковках объемом 1 кг. Однако 1 кг молока равен 973 мл — и возникает ситуация, которая может восприниматься как шринкфляция, хотя таковой не является, пояснили в пресс-службе компании.

Также там отметили, что при рассмотрении инициативы важно учитывать и технологические особенности линий, которые имеют свои требования в части объемов продукции.

«Сейчас производители не обязаны применять требования стандарта 8.579-2019, если он не является нормативным документом при производстве. Однако важно понимать, что обсуждаемый ГОСТ имеет статус межгосударственного, то есть если он получит статус обязательного в России, то конкурентоспособность продукции из РФ на рынке ЕАЭС снизится, а обязательное его применение на территории Таможенного союза требует согласования всех стран-участниц», — пояснила «Известиям» руководитель управления GR & ESG ГК «ЭкоНива» Любовь Аксенова.

По ее словам, действительно, разнообразные виды фасовки продукции могут запутать потребителя. Однако смена количества продукции в упаковке требует немалых вложений производителя в перенастройку или даже покупку оборудования, закупку упаковки, вывода нового продукта на рынок, подчеркнула она.

В компании считают, что обсуждаемая инициатива должна быть добровольной и не наносить ущерба внутреннему производству в стране.

Президент «Опоры России» Александр Калинин заявил «Известиям», что производители должны быть честны с потребителями, при этом необходимо учитывать и интересы бизнеса.

— В этом смысле Генпрокуратура абсолютно справедливо указала производителям, что нельзя вводить в заблуждение потребителей. Но, с другой стороны, не стоит так жестко требовать от бизнеса изменений, ведь у них настроены производственные линии, технологии, — пояснил он.

Прежде чем вводить эти требования, необходимо провести консультации с бизнесом, который должен подсчитать свои затраты, резюмировал эксперт.Источник - iz.ru Новость добавлена superbiznes
18.10.2024 07:48

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение