#1
Объявленный Председателем Правительства России Владимиром Путиным временный мораторий на вывоз зерна из России в связи с катастрофической засухой вызвал мгновенную реакцию в стране и во всем мире.
За последние годы руководство страны, общество привыкли к тому, что в общем и целом ситуация в сельском хозяйстве неуклонно идет на поправку. Это же подтвердил лишний раз и тот факт, что в кризисные годы на фоне общего экономического спада аграрное производство даже чуть-чуть приросло. Тон победных реляций как-то приглушил голоса тех аграрников, аналитиков и экономистов, которые постоянно напоминали о том, что структурные преобразования в агропродовольственной сфере, по сути, даже еще и не начинались; что рынок-рынком, а учет, контроль, проверка достоверности информации – дело первостепеннейшей важности. И в итоге получилось, что через двадцать лет после начала преобразований сведения о наличии продовольствия, в частности, — зерна как были, так и остаются ненадежными.

Да что зерно, если даже размеры посевных площадей под будущий урожай «гуляют» с точность до пяти(! ) миллионов гектаров, подчеркнул один из известных экспертов российского зернового рынка. А это, между прочим, ни много, ни мало, а минимум, 5 – 7 миллионов тонн зерна!

- Очевидно, сомнения в достоверности региональных зерновых балансов и побудили руководство страны ввести меры по ограничению экспорта зерна, предположил он. – Однако меры эти – из разряда «ручного управления» экономикой. На какое-то время – на полгода, возможно, цены на зерно удержать удастся. Но дальше-то вряд ли. Они неизбежно выйдут на принципиально иной, более высокий уровень. Это означает, что по цепочке ситуация найдет отражение в животноводческой отрасли. То есть, месяца через три можно ожидать всплеск выброса на рынок мяса, в первую очередь из сектора ЛПХ, мелких и средних производителей. Удержатся ли крупные хозяйства? Вопрос очень сложный.

Когда наша страна вышла на четвертую строчку в списке мировых экспортеров зерна, от объемов российского экспорта напрямую стали зависеть котировки на всех мировых зерновых биржах. Поэтому рост цен на зерно стал естественной реакцией мирового рынка на то, что происходит на полях России.

Стоимость фьючерсов очень заметно поползла вверх. Однако поговаривают, что некоторым российским зернотрейдерам объявленное государством эмбарго пойдет на пользу. Ведь они заключили контракты по цене $150 – 160 за тонну, а были бы вынуждены осуществлять поставки, когда мировая цена ушла уже за $230 – 240. А так государственный запрет можно объявить форс-мажором и спокойно не поставлять зерно по ценам ниже текущих мировых.

Впрочем, полагает лидер российских фермеров член Совета Федерации Владимир Плотников, решения о прекращении экспорта из разряда таких, которые хорошими не бывают. Поэтому здесь необходимо было взвесить все «за» и «против». Конечно, урон международному имиджу России как одного из главных мировых экспортеров будет, несомненно, нанесен. «Свято место пусто не бывает», поэтому часть с таким трудом занятых нашими зернотрейдерами международных рынков будет упущена. Но ведь руководство страны обязано в первую очередь думать о национальных интересах, о жизни, здоровье и пропитании собственных граждан.

И еще, подчеркнул Плотников, агропродовольственная сфера очень консервативна и инерционна. Так что по-настоящему эффект от нынешнего драматического сухого лета скажется в следующем сезоне. Скорее всего, это и стало решающим аргументом в пользу того, чтобы временно приостановить вывоз зерна из России. Во всяком случае, до того момента, когда будет повсеместно собран урожай, составлены достоверные зерновые балансы, определятся реальные возможности аграрной России в самообеспечении зерном.

При этом, полагает Плотников, сегодня самая главная задача – сев под урожай будущего года. Возможности обеспечить его в полном объеме, конечно, есть. Так что ближайшее время станет проверкой очень многих российских структур на зрелость и хозяйственную состоятельность.

Последствия природного катаклизма, свалившегося в нынешнем сезоне на Россию, нам придется анализировать еще очень долго. Они будут множественны и, порой, совсем неожиданны. И все же к основному выводу они подталкивают.

Ситуационные схемы управления агропродовольственным комплексом такой громадной страны как Россия – это паллиатив. И до тех пор, пока в стране не будет разработана, создана, апробирована и введена система автоматического саморегулирования продовольственного рынка, все мы и мир вместе с нами будем обречены на принятие мер срочного порядка, чтобы разблокировать или, наоборот, — сдержать ту или иную кризисную ситуацию.

Ну, а, как известно, «в пожарном порядке» хорошие решения принимаются крайне редко.Источник Новость добавлена Alex_PAVA
12.08.2010 10:38

    Возможность комментирования закрыта.
    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение