#1
Продажи вина, пива и водки сократились этим летом по сравнению с прошлым, одновременно россияне стали чаще покупать игристое и виски, причем цена последнего снизилась за год на 4%. О том, как менялись цены и предпочтения россиян в алкоголе, — в материале «РБК Вино»

За лето 2024 года россияне стали больше покупать виски и игристых вин по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и сократили покупки тихого вина, пива и водки. При этом цена на весь алкоголь, кроме виски и ликеров, увеличилась, а лидером повышения цен стало вино. Такие выводы содержатся в исследовании компании «Контур.Маркет», подготовленном для «РБК Вино».

«Контур.Маркет» — система сервисов для работы малого и среднего бизнеса с кассой, ЕГАИС, маркировкой и «Меркурием» в одном окне. Входит в экосистему для бизнеса «Контур». Эксперты изучили 140 млн чеков, выданных торговыми точками по всей стране летом 2024 года (с 1.06 по 27.08), и сравнили данные с тем же периодом 2023-го. Анализировались чеки магазинов у дома, локальные и городские торговые сети. В основном компании из сегмента малого и среднего бизнеса.

Как изменились спрос и цены на крепкий алкоголь

Главный алкогольный напиток страны — водка, — согласно данным «Контур.Маркет», подорожал за год на 6%. Средняя цена бутылки водки этим летом составила 605 руб. При этом спрос на водку летом 2024 года сократился на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Водка оказалась единственным крепким алкоголем, который показал спад продаж. Согласно данным исследования, продажи виски выросли на 4%, коньяка — на 5%, при этом коньяк также подорожал на 6%, до 634 руб. за бутылку, а виски подешевел на 4%. Средняя цена бутылки виски в России составила 1451 руб.

Данные «Контур.Маркета» коррелируются с данными NielsenIQ. Согласно исследованию этой компании, сделанному на базе информации 180 торговых сетей и традиционной торговли, за 12 месяцев до июня 2024 года натуральные продажи водки сократились на 1, 4%, виски выросли на 24, 9%, бренди — на 8%, а коньяка практически не изменились.

Согласно базе данных ЕГАИС (ее передали «РБК Вино» представитель алкогольной компании и два эксперта отрасли), за июнь—июль 2024 года продажи водки упали на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, коньяка выросли на 1%, а других крепких алкогольных напитков — на 9, 6%.

«Думаю, что рынок водки будет стабильным, там, конечно, возможны небольшие колебания, но у этой консервативной категории есть своя понятная аудитория, говорит президент компании LADOGA Вениамин Грабар. — Другое дело, что сейчас мы видим приход молодого поколения потребителей на рынок алкоголя. И у них свои молодежные предпочтения, которые меняют структуру потребления: например, выбирают вкусовую водку, которая по ГОСТу является настойкой, а значит, не попадает в статистику продаж водки, переходят на другой крепкий алкоголь: джин, виски, ром. Это отражается на потреблении алкоголя в стране».

Из 10 регионов с наибольшим количеством покупок самые высокие средние цены на водку в Москве и Московской области — 599 руб, на виски — в Челябинской области (2254 руб. за бутылку), а на коньяк в Самарской области — 1217 руб. Самые низкие цены на водку в Самарской области — 276 руб. за бутылку, на виски в Самарской — 1270 руб, а на коньяк в Свердловской области — 612 руб.

Больше всего потребление виски увеличилось в Москве (+52%) и Санкт-Петербурге (+29%), а вот водку стали больше покупать в Челябинской области (рост на 50%), этот же регион показал и наибольшее падение потребления виски — на 43%. Коньяк же больше всего стали пить с Санкт-Петербурге — рост 13%, а больше всего сократилось его потребление в Новосибирской области — на 13%.

«Рост потребления премиального алкоголя, такого как виски, преимущественно наблюдается в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, — комментирует генеральный директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский. — Жители мегаполисов имеют более высокую покупательную способность и более склонны к потреблению импортных и премиальных алкогольных напитков, несмотря на повышение цен».

Как изменились спрос и цены на тихие и игристые вина

Наиболее заметно за год в России подорожало вино — на 21%. По данным исследования, средняя цена за бутылку вина летом 2024 года составила 307 руб. Как отмечают исследователи, возможно, рост цен ударил по спросу — вино, по их данным, стали пить реже на 13%. Зато игристое стали покупать на 14% чаще, причем несмотря на то, что цены на него выросли на 12%, до 574 руб. за бутылку 0, 7 л.

По данным Nielsen, потребление игристых вин выросло на 9, 1% в натуральном выражении (тихие вина компания не аудирует). По данным же ЕГАИС за июнь—июль, продажи игристых вин в России выросли на 8, 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а тихих сократились на 3, 4%.

«Сильнее всего подорожало вино. Отчасти это связано с ростом акцизов на тихие вина и шампанское — с 1 мая 2024 года они увеличились почти втрое», — говорит аналитик «Контур.Маркета» Дарья Жигалина. По ее словам, еще одним фактором роста цен стала общая экономическая обстановка — рост курса валют и удорожание логистики.

Александр Липилин, исполнительный директор виноторговой компании Fort, сомневается в оценке стоимости бутылки вина в 307 рублей. По его словам, такое дешевое вино существует, но не уверен, что это отражает реальную среднюю цену. «В остальном мы согласны с такими выводами, и это подтверждается нашими разговорами с клиентами из торговых сетей или сегмента HoReCa, — говорит Липилин. — Мы также получаем подобную информацию, как в цифрах, так и на уровне экспертного мнения. По мере того как цена на вино растет и это отражается на ценниках и винных картах, потребители начинают выбирать другие алкогольные напитки».

«Вино действительно теряет своего потребителя, — говорит президент компании LADOGA Вениамин Грабар. — Понятны причины: повышение пошлин и акцизов, все это закладывается винными операторами в цену и транслируется на полку. Сокращение происходит в основном за счет вин из недружественных стран. Поэтому потребитель ищет чем заменить вино, уходит в коктейльную историю, крепкие напитки, пиво». По его словам, эта тенденция прослеживается в том числе и в сегменте HoReCa. «Еще в конце прошлого года мы уже заметили, что в ресторанах меньше стали заказывать вино. Больше стали заказывать коктейли. Роль бар-менеджера в ресторанах возросла и чуть ли не приравнивается сейчас уже к шеф-сомелье», — говорит Грабар.

При этом эксперты отмечают, что с игристыми ситуация складывается совсем иная. «Цена на шампанское и игристые вина тоже выросла, хотя и не так значительно, — говорит Александр Липилин. — Однако, несмотря на это, спрос на игристые вина увеличился, что мы видим по нашим продажам в этом году. Спрос на игристое вино в целом постоянно растет из года в год. Игристое вино постепенно перестает быть напитком, который пьют исключительно по праздникам или в особые даты, и превращается в продукт, который употребляют в повседневной жизни». Вениамин Грабар также говорит, что популярность и продажи игристых вин в России растут. «Игристое обязательная часть многих мероприятий, оно входит в многие популярные коктейли, это всегда отличный подарок», — объясняет он.

Максимальная средняя стоимость за бутылку вина в Тюменской области (614 руб.), минимальная — в Самарской (271 руб.), что касается игристых, то тут самые высокие средние цены зафиксированы в Москве и области — 760 руб, а самые низкие — в Новосибирской области — 339 руб. При этом больше всего сократилось потребление вина в Санкт-Петербурге (на 16%) и в Тюменской области (17%). Количество покупок игристого больше всего уменьшилось в Челябинской области (на 21%), а выросло в Свердловской (21%) и Тюменской (17%) областях.

«Выводы, представленные в анализе «Контур.Маркета», в целом соответствуют текущим тенденциям на рынке алкогольной продукции в России», — говорит Максим Черниговский. По его словам, изменение цен на алкоголь за последний год, представленное в анализе, отражает текущие рыночные условия. По словам эксперта, основные драйверы роста цен — рост акцизов, повышение пошлин и общая инфляция.

Как изменились спрос и цены на пиво

На втором месте по росту цен среди всего алкоголя — пиво, которое подорожало, согласно данным «Контур.Маркета», на 15%, до 116 руб. за бутылку. При этом летом 2024 года количество покупок пива сократилось на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

В базе ЕГАИС пиво не учитывается, по данным NielsenIQ, натуральные продажи этого напитка за 12 месяцев с июня 2023 года увеличились на 4, 3%.

Представители пивоваренной отрасли с выводами исследования не согласны. «Подозреваю, что оно касалось лишь премиального, а не массового сегмента рынка пива, — считает Даниил Бриман, председатель совета Союза российских пивоваров (СРП), генеральный директор ООО «Суздальский Пивовар». — Цифра в 116 рублей за бутылку пива объемом 0, 5 л, мягко говоря, далека от реальности. В массовом сегменте столько стоит литр, да и то по максимально высокой оценке». По его словам, данные Росалкогольтабакконтроля и Росстата, а также оценки участников отрасли, говорят о том, что за семь месяцев 2024 года производство пива в разных сегментах и регионах России в среднем выросло на 6–6, 5%. «А в нашем бизнесе динамика производства четко коррелирует со спросом: пивовары не работают на складские запасы», — отмечает он. Исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслав Мамонтов также говорит, что в 2024 году пивоваренная отрасль растет как по показателям производства, так и по продажам. «Мы рассчитываем на сохранение положительной динамики по итогу 2024 года. Если, конечно, индустрия не столкнется с новыми вызовами и излишними ограничениями. Пивоварам предстоит и преодолеть сохраняющиеся системные вызовы — зависимость отрасли от импортного хмеля, износ оборудования, импортозамещение мощностей и другие», — заметил эксперт.

Зато оценка динамики роста цен в исследовании и у пивоваров частично совпадает. «По нашим оценкам, весной—летом пиво подорожало в диапазоне от 8 до 15%, но в среднем не более 10%. И это изменение цен существенно ниже фактического уровня инфляции», — отметил Даниил Бирман. По его словам, по отдельным позициям себестоимость производства пива с начала года выросла гораздо существеннее — на 20% и более. «Например, логистические расходы за год увеличились на 30–40%: дорожают автотранспорт, бензин, расходы на оплату труда перевозчиков, ГСМ, запчасти; существенно растет в цене перевалка железнодорожным транспортом», — заявил эксперт. «Темпы роста цен в пивоваренной индустрии ниже, чем во многих иных категориях FMCG», — заявил Вячеслав Мамонтов. По его словам, несмотря на усилия пивоваров по сдерживанию цен на свою продукцию, рост стоимости производства и материалов продолжается.

Как будут меняться спрос и цены на алкоголь

Эксперты сходятся, что ряд описанных тенденций станут долгосрочными.

Спрос на игристые вина продолжит расти, несмотря на то что цена его также будет увеличиваться. «Спрос на игристое вино в целом постоянно растет из года в год», — говорит Липилин. «Спрос на игристое будет стабильным и в дальнейшем», — говорит Грабар.

Что касается цен на тихие вина, то они продолжат расти. «Тенденция к росту цен будет только усиливаться, вина продолжат дорожать, в первую очередь импортные, а также весь импортный алкоголь», — говорит Александр Липилин из Fort. По его словам, это приведет к снижению потребления вина. «Однако внутри категории, вероятно, будет наблюдаться рост потребления российских вин, так как их цена становится более выгодной по сравнению с импортом, — говорит эксперт. — В итоге это все может привести к стагнации категории в горизонте двух-трех лет, если не произойдут другие изменения». «В категории вина продолжат укреплять свои позиции российские виноделы, — согласен Вениамин Грабар. — Но на фоне роста цен потребитель продолжит уходить из этой категории в коктейльную тематику, крепкий алкоголь и, возможно, пиво». По его словам, такая ситуация будет способствовать развитию отечественного производства джинов и виски.

Что касается крепкого алкоголя, то здесь все предсказывают стабильность водочного рынка на фоне роста новых категорий алкоголя. «Тенденцией станет рост продаж алкогольной продукции отечественного производства. В связи с увеличением цен на импортные напитки можно ожидать, что потребители будут чаще выбирать отечественные бренды, особенно в среднем и бюджетном сегментах», — говорит Максим Черниговский. Эта тенденция станет универсальной для всех рынков алкоголя: для крепкого, вина и пива.Источник - www.rbc.ru Новость добавлена superbiznes
02.09.2024 07:27

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение