#1
Осеннее подорожание продуктов питания в этом году для многих может стать чувствительным. Зарплаты далеко не во всех отраслях успевают за ростом цен.

Производители продуктов питания один за другим предупреждают торговые сети о повышении отпускных цен (соответствующие письма есть в распоряжении "ДП"). Например, холдинг "Коломенский" уведомил ретейлеров о повышении цен на хлебобулочные и мелкоштучные изделия на 10–15%. ОАО "Каравай" повысило цены до 10%. "Эйч энд Эн Трейд" (бывшее российское подразделение Danone) предупредило о среднем повышении цен с 1 сентября на 5, 3%. Пискарёвский молзавод собирается с 10 сентября поднять цены на молочную продукцию на 10%. "Виола" (бывшая Valio) и ООО "Экомилк" уже повысили в августе цены на 5–10%.

От молока до пива

В пресс–службе ООО "Виола" поясняют, что молочный рынок волатилен, а колебания себестоимости зависят от сотни факторов. В компании указывают: несмотря на многочисленные причины, приведшие к росту потребительских цен почти во всех категориях продуктов питания, молочка на протяжении последних 2 лет оставалась своего рода дефлятором рынка. В то же время росли цены на яйца, хлеб, мясо, овощи.

"В этом году ряд факторов привёл к тому, что и мы вынуждены идти на крайние меры, чтобы сохранить высокое качество производимой продукции. Мы нашли возможность не в полной мере транслировать рост себестоимости в полочные цены, поэтому изменение затронет часть ассортимента", — говорят там, добавляя, что вместо сезонного снижения цен на сырое молоко переработчики увидели рост на 4–5%, и он продолжается. Это вызвано помимо прочего климатическими условиями. А именно тепловым фактором, который привёл к снижению удоев на 7–20% в зависимости от региона.

"Рост цен на молоко отражается на молокоёмких продуктах: сырах и масле, сливках и твороге. На 1 кг сыра нужно порядка 10 литров молока. Очевидно, что цена на сыр будет во многом определяться именно стоимостью сырья. Снижение темпов прироста производства молока — один из главных факторов изменения цен в таких категориях. Рост потребления молочных продуктов (рыночный спрос) усиливает рост цены на указанные категории, с другой стороны. Как итог, цены на масло выросли более чем на 45%", — резюмируют в компании.

Генеральный директор "Союзмолока" Артём Белов напоминает, что пересмотр договорных отношений с сетями традиционно происходит 2 раза в год — в первой и второй половине. По всей стране молочная продукция с начала года до июля увеличилась в цене на 5, 6%, а продукты питания в целом — на 10, 1%. "Рост себестоимости производства происходит по всей цепочке. Так, индекс операционной себестоимости производства сырого молока (RMCI) в июне 2024 года остаётся выше уровня июня 2023–го на 11, 5%. Себестоимость в переработке выросла на 14%", — подчёркивает эксперт.

Подорожание ожидает и кондитерскую продукцию. Так, ООО "Риттер Спорт Шоколад" с 1 сентября сделает для ретейлеров продукцию дороже на 16–40% в зависимости от товарной группы. ООО "Марс" обещает с 9 сентября поднять цены на 7–19%, а затем со 2 декабря — на 15–19% от действующего базового прейскуранта. Производители сетуют на подорожавшие какао–бобы, а также логистику.

Изменения цен коснутся и алкоголя — с 1 сентября подорожает продукция пивоваренной компании "Балтика", а также АО "АБ ИнБев Эфес". Из причин — тоже логистика, подорожание упаковки, общий уровень инфляции.

Особый год

Директор и совладелец торгового дома "РеалЪ" Александр Мышинский отмечает, что называть подорожание продукции как таковое сенсационным странно. Так или иначе производители регулярно корректируют цены в соответствии с требованиями рынка.

"Но в этом году от многих производителей мы наблюдаем второе или третье подорожание, год отличается более частыми и резкими изменениями цен. Раньше шоколад дорожал раз в год на 10%, теперь — дважды и почти на 80% в сумме. По молоку обычно наблюдались изменения на 7% в год, сейчас по некоторым позициям будет 15–16%. Закупочные цены на масло сливочное выросли почти на 50%, чего не было даже после введения запрета на поставки новозеландского масла", — говорит он.

Ретейлеры, разумеется, будут стараться сдерживать цены на полке для потребителя и там, где возможно, делают запасы на месяцы вперёд. По словам Мышинского, отделы закупок сетей сейчас работают в ручном режиме: ранее все подписывали матрицу по узнаваемым товарам, которые должны быть на полке всегда. Сейчас от этого отказываются, поскольку будущее малопонятно.

Стоит заметить, что в ближайшие 3 месяца дорожать будут не только продукты. "Ценовые ожидания повысились во всех отраслях, кроме промышленности, где они вернулись к весенним минимумам, но оставались выше среднего уровня за 2023 год. Наиболее значительное повышение произошло в розничной торговле. У предприятий этой отрасли возросли оценки текущего спроса и изменения издержек", — говорится в мониторинге инфляционных ожиданий Банка России за август 2024 года.

Издержки за свой счёт

Профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт–Петербурге Юлия Вымятнина обращает внимание на рост издержек предприятий. "Проблему составляют кадры, безработица продолжает обновлять рекорды исторического минимума. Остаётся высокой неопределённость, в том числе связанная с логистикой, оплатой импорта. Для покупателей это наверняка выльется в повышение цен", — уверена она.

Эксперт считает, что торговым сетям вряд ли удастся за счёт перераспределения торговых наценок существенно затормозить рост среднего чека. "Небольшое торможение может произойти за счёт замедления темпов роста зарплат. Но это процесс не быстрый, до потребителей его последствия дойдут не скоро", — добавляет она.

Есть и те, кто считает, что зеркального отражения роста цен в рознице не будет, — федеральные игроки точно сдемпингуют. Профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова Вячеслав Чеглов напоминает о существовании возможности дифференцированного подхода, когда ретейлер держит цены на одну–две социально значимые позиции, а возросшие издержки компенсирует в стоимости других позиций ассортимента того же производителя.
Кроме того, федеральные сети могут просто не соглашаться на новые отпускные цены. Если производитель готов на это — он продолжает отгружать продукцию, если нет — товар просто исчезает с полок. "Всё зависит от конкурентоспособности товарной группы. Например, по шоколаду она большая, что даёт возможность вывести какого–то производителя. Мы отказались от сотрудничества с дистрибьютером белорусского производителя СП ОАО “Спартак”, а также от марки Ferrero. Обычно сети выводят продукцию игроков, занимающих жёсткую позицию по ценам, но не являющихся лидерами в своём сегменте", — поясняет Александр Мышинский.

Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев добавляет, что ретейл увеличивает промоактивности через работу с поставщиками, а также инвестирует собственную маржу в сдерживание цен, в первую очередь на социально значимые товары.

Финансы поют романсы

Насколько сильно повышение цен скажется на потребителе, зависит от уровня доходов в каждом конкретном случае. Петростат в июне фиксирует среднюю номинальную зарплату в Петербурге 112, 5 тыс. рублей. Job–платформы же видят другие цифры. По данным hh.ru, которые видны уже за август, средняя предлагаемая зарплата достигла 78 тыс. рублей, превысив прошлогодние показатели на 17%. По данным Банка России, годовая инфляция в Петербурге в июле 2024 года составила 7, 74%, годовой прирост цен на продовольственные товары — 8, 13%. То есть динамика предлагаемой зарплаты для новых работников всё же опережает инфляцию.

Что касается реальных доходов населения, здесь ситуация сложнее. Так, по данным сервиса hh.ru "Банк данных зарплат", с января по август 2024 года в Петербурге лишь 44% работодателей провели пересмотр зарплат текущих сотрудников. Размер пересмотра у половины работодателей составил 8% от текущего заработка, ещё у трети — 6% от текущего уровня зарплат работников, то есть ниже уровня инфляции.
В Superjob добавляют, что наиболее высокие зарплаты у линейных специалистов — в IT. Так, например, программист PHP в Петербурге в среднем зарабатывает 240 тыс. рублей в месяц, а зарплатный максимум составляет 460 тыс. рублей.

В мае 2024 года в России были повышены акцизы на алкогольную продукцию, за исключением крепкого алкоголя, пива и пивных напитков. Хотя можно было ожидать немедленного увеличения цен, этот процесс происходит с некоторым запаздыванием. У производителей ещё оставались товарные запасы, которые были произведены до 1 мая текущего года, по старым акцизным ставкам. Также важно учитывать, что были повышены пошлины на импортный алкоголь из недружественных стран, что дополнительно повлияло на ценовую политику. Пивоваренные компании не затронули изменения в акцизах, а доля импорта в этом сегменте относительно мала — порядка 5% от общего объёма розничной реализации пенных напитков. В таких условиях пивные компании могли увеличить цены с целью повышения нормы прибыли. Хотя рост накладных расходов нельзя исключать, но его влияние, по моему мнению, не столь значительно на пивном рынке. Повышение акцизов не затронуло производителей водки, и они стараются сдерживать рост цен на свою продукцию. Примечательно, что, несмотря на рост цен, объёмы продаж алкоголя продолжают увеличиваться. В Петербурге за первое полугодие продажи игристых и шампанских вин составили 7, 3 млн литров, тихих вин — 20, 3 млн, водки — 13, 3 млн. Изменяется структура потребления, и увеличивается доля легального рынка.

Максим Черниговский
руководитель Клуба профессионалов алкогольного рынка


Летом 2024 года средние зарплатные предложения для новых сотрудников в Петербурге выросли на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 70 671 рубль в месяц при полной занятости. Самые высокие средние предлагаемые зарплаты для новых специалистов приходятся на сферы строительства, доставки, грузоперевозок и логистики, а также автомобильного бизнеса. Самыми высокооплачиваемыми специалистами по итогам лета 2024 года стали водители–дальнобойщики. Среднее зарплатное предложение для новых сотрудников составило 167 419 рублей в месяц при полном рабочем дне — это на 13% больше, чем в прошлом году. У водителей самосвала доход составит 139 138 рублей (+17%), у плиточников — 126 413 рублей (+12%). По данным Росстата, в июле 2024 года инфляция в Санкт–Петербурге составила 7, 7%, что примерно соотносится с растущими средними предлагаемыми зарплатами для новых сотрудников в Северной столице (+6%). В некоторых сферах, таких как строительство (+37%), банки и финансовые услуги (+28%), а также административная работа (+17%), рост зарплат даже превышает темпы инфляции.

Роман Губанов
директор по развитию "Авито Работы"


Несмотря на то что многие компоненты себестоимости подорожали на десятки процентов, речь идёт об изменении отпускных цен на продукты на единицы процентов. При корректировке отпускных цен поставщик предоставляет в сеть развёрнутую себестоимость производства с подтверждением изменения по каждой статье затрат. Необоснованное повышение цен сеть даже рассматривать не будет. Чтобы цены на полке росли минимально, необходимо, чтобы торговые сети вслед за поставщиками снижали собственную наценку.

Дмитрий Леонов
зампредседателя правления ассоциации "Руспродсоюз"


С января по май зарплаты в стране выросли на 10, 2%. При очевидном росте спроса предложение на рынке не растёт или растёт несопоставимо медленнее. Доходы тех, кого политика ЦБ убедила, что выгоднее не тратить, а приумножать деньги на банковских депозитах, без преград перетекают в кредиты тем, кому важнее быстро удовлетворить свои насущные желания. Так что ничто не сдерживает потребительские цены. Судя по данным Росстата, процесс уже пошёл, и я не сомневаюсь, что зимой ИПЦ приблизится к росту зарплат, если не перегонит их. На мой взгляд, задача власти не сдерживать рост цен на добросовестно конкурентных рынках, а сосредоточиться на поддержке самых нуждающихся.

Пётр Шелищ
председатель общероссийской общественной организации "Союз потребителей Российской Федерации"
Источник - www.dp.ru Новость добавлена superbiznes
02.09.2024 07:13
    #2
    02.09.2024 08:14
    Откуда: Тверь
    Сообщений: 31
    Карма: 0.25
    Никогда такого не было и вот опять

        Возможность комментирования закрыта.

        Прямой эфир



        FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение