#1
Выпуск майонеза и соусов на его основе в России постепенно приближается к 1 млн т. Его производство планомерно растет и уже значительно обгоняет потребление, поэтому производители работают на экспорт. Поставки майонеза за рубеж превышают $250 млн и, по прогнозам, к концу этого десятилетия могут вырасти до $400 млн

В России в 2023 году выпустили рекордный объем майонеза и соусов на его основе — более 870 000 т, рассказал Forbes исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев. Объемы экспорта майонеза, по подсчетам союза, составили 107 000 т, что на 10 000 т больше, чем годом ранее. Представитель федерального центра развития экспорта «Агроэкспорт» добавляет, что всего в 2023 году экспорт российских соусов превысил 165 000 т на сумму более $250 млн. В текущем году поставки только майонеза и соусов на его основе могут вырасти до 135 000 т, полагают аналитики Масложирового союза.

Мировые продажи соусов в прошлом году, по данным «Агроэкспорта», впервые превысили $100 млрд (всего 35, 5 млн т), а мировой импорт соусов составил рекордные $18, 5 млрд. Наибольшим спросом в мире пользуются соевый соус, майонез и кетчуп. На этот растущий рынок постепенно выходят и российские производители.

Рост производства

По оценкам Масложирового союза, производство майонеза и соусов на его основе в России в 2024 году составит около 925 000 т, что на 6% больше, чем в 2023-м. «Положительная динамика в этом году уже заметна, — говорит генеральный директор компании Petrova 5 Consulting Марина Петрова. — Объемы производства соусов в России за первые пять месяцев 2024 года выросли по сравнению с аналогичным периодом 2023-го на 3, 6%, с 763 000 до 790 000 тонн». Динамика потребления майонеза и майонезных соусов стабильна много лет, она составляет примерно 750 000–800 000 т в год, добавляет Мальцев из Масложирового союза. «Сейчас большое разнообразие майонезов и соусов из него на полках в магазинах, поэтому уже много лет этому продукту удается удерживать пальму первенства по объемам потребления среди других соусов, — рассуждает он. — Например, кетчупа россияне едят в три раза меньше, а это второй по популярности соус».

Россия, по словам Мальцева, занимает второе место в мире по производству и потреблению майонеза, уступая лишь США. «Объемы потребления в целом уже сложились, а небольшой рост в пределах 5% мы связываем как с увеличением городского населения, так и с ростом покупок готовой еды и развитием общепита», — объясняет он.

Категория соусов остается одной из развивающихся в России и показывает позитивную производственную динамику в силу развития направления кулинарии, готовой еды, сегмента to go, в том числе потребления салатов, сэндвичей и бургеров, отмечает Петрова. Активное развитие направления фабрик-кухонь среди ретейлеров и рестораторов, по ее словам, также меняет культуру питания с домашнего потребления на потребление вне дома.

Любимцы публики

Категория майонезных соусов опережает все остальные категории масложировой индустрии по темпам роста, выяснили по просьбе Forbes аналитики NielsenIQ. Динамика продаж в денежном выражении (март 2024 года к марту 2023-го) по масложировой продукции в целом составила 2, 9%, по сливочному маслу и маргарину — 2, 3%, растительному маслу — 7, 6%, майонезу — 6, 5%, майонезным соусам — 11, 7%. При этом в натуральном выражении продажи всей масложировой продукции снизились на 2, 3% и только по майонезным соусам выросли на 4, 8%. Для сравнения, среди других соусов рост в денежном выражении показали, например, кетчупы (+9, 1%) и соевые соусы (+8%).

На сегодняшний день крупнейшим производителем майонезов в России является компания «Русагро», ей принадлежит почти 30% рынка. На втором месте с долей в 19, 1% находится ЭФКО, замыкает тройку лидеров «Эссен продакшн» с долей в 15, 4%, говорит Мальцев.

Крупнейшие производители подтверждают тенденцию на увеличение выпуска сусов. «Эссен продакшн» произвела почти 235 000 т продукции соусного направления под брендом «Махеевъ» в 2023 году, а в 2024-м планирует нарастить выпуск до 250 000 т, рассказал Forbes коммерческий директор компании Николай Орлов. По его словам, ежегодно компания закупает и устанавливает на своих производственных площадках две-три новые линии для изготовления соусной продукции. ЭФКО в прошлом году выпустила более 170 000 т соусов, свыше 90% из них приходится на майонезы, добавляет директор брендового дивизиона компании Евгений Шулепов. «В этом году мы планируем увеличить реализацию еще на 10–15%», — говорит он.

Согласно данным исследовательской компании NTech, с которыми ознакомился Forbes, на I квартал 2024 года доли брендов в подкатегории «соусы» в денежном выражении распределились следующим образом: «Слобода» — 14, 55%, «Махеевъ» — 13, 76%, Heinz — 12, 94%, «Ряба» — 7%, Mr.Ricco — 6, 91%. Наибольшей популярностью среди соусов у россиян, по данным NTech, пользуются майонезный соус (60, 51% от всей категории, по данным на I квартал 2024 года), томатный (24, 28%), прочие соусы — сладкий перец, песто, терияки и другие (5, 62%), соевый (3, 74%) и соус азиатский (1, 85%).

Майонез покоряет мир

Российские производители постепенно наращивают экспорт майонеза, говорят собеседники Forbes. «В этом году мы ожидаем, что объемы экспорта майонеза и соусов на его основе составят около 135 000 т, — прогнозирует Мальцев из Масложирового союза. — В 2023 году показатель достиг 107 000 т. Кетчупа мы пока экспортируем менее 30 000 т, но его и производится в три раза меньше».

За январь — май 2024 года поставки российских соусов выросли на 17% год к году в натуральном выражении, подсчитали аналитики «Агроэкспорта». За последние пять лет рост российских поставок соусов за рубеж составил около 30% в натуральном и около 65% в стоимостном выражении, добавляют в центре. В 2022 году, например, Россия поставила на мировой рынок 158 400 т соусов на сумму $292, 1 млн. При сохранении положительной динамики поставок отечественный экспорт соусов к 2030 году может перейти рубеж в 220 000 т, или $400 млн, полагают в «Агроэкспорте». Много это или мало? Для сравнения, основного экспортного товара России — зерновых, по данным Минсельхоза, было продано в другие страны на общую сумму $16 млрд. А, например, пива, по информации «Агроэкспорта», российские производители в 2023 году экспортировали на $160 млн.

В сегменте соусов именно майонез остается главной экспортной продукцией. В 2022 году, по данным «Агроэкспорта», его было продано 123 200 т ($237, 5 млн в денежном выражении). На томатные соусы тогда пришлось 17, 3% российского экспорта в натуральном выражении (27 400 т) и 15% в стоимостном ($43, 9 млн). Суммарная доля соевого соуса и горчицы в общей структуре поставок соусов оценена в 5% в натуральном выражении (7900 т) и 3, 6% в стоимостном ($10, 6 млн).

Основные покупатели — страны ЕАЭС и другие ближайшие соседи. «Ожидать активного спроса от других стран не приходится», — уточняет Мальцев. «С точки зрения перспектив увеличения поставок соусов и продуктов для их приготовления ключевыми для России рынками сбыта остаются государства ЕАЭС, на которые традиционно приходится более половины всего российского экспорта, и другие страны ближнего зарубежья — Узбекистан, Азербайджан, Грузия, Таджикистан, — отмечает представитель «Агроэкспорта». — Российские компании рассматривают также рынки стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии, а также Китая, Гонконга, Монголии и ряда государств Африки — Нигерии, Марокко, ЮАР, Ганы, так как там с повышением уровня жизни населения растет и потребление уникальных соусов, используемых в кухнях других стран».

Импорт соусов и вкусовых добавок в Россию последние годы был ниже 100 000 т и с 2018 года демонстрирует небольшое, но постоянное снижение в натуральном выражении, добавляет представитель «Агроэкспорта». В основном мы завозим соевый соус (20, 6% в натуральном выражении, или 19 600 т за 2022 год), томатные соусы (17% импорта, или 16 200 т) и горчицу (1800 т). В тройку основных поставщиков вошли Китай (20, 7% от отечественного импорта, или 19 700 т), Республика Корея (13, 6%, или 1290 т) и Вьетнам (10, 1%, или 9600 т).Источник - www.forbes.ru Новость добавлена superbiznes
14.08.2024 09:42

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение