- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » Плитка без шоколада: почему россияне не замечают кратный рост цен на какао-бобы
- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » Плитка без шоколада: почему россияне не замечают кратный рост цен на какао-бобы
Возможность комментирования закрыта.
С начала года рост стоимости какао на бирже составил 121, 7%, за год — 210, 7%, а за пять лет — все 287%. И хотя в середине мая в ожидании дождей в Африке и Азии фьючерсы на какао-бобы с поставкой в мае на Лондонской бирже ICE (Intercontinental Exchange) опускались ниже $7500 за тонну, сейчас вновь наметился тренд на повышение, и по состоянию на 31 мая фьючерсы поднялись до более $9300 за тонну. В апреле стоимость контрактов превышала $12 000 за тонну на бирже в Нью-Йорке и $11 000 на Лондонской бирже.
«Рост котировок фьючерса какао-бобов на биржах последние полтора года бьет все рекорды», — отмечает специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов. Еще в апреле 2023 года биржевая цена какао-бобов на американской бирже NYMEX составляла менее $3000 за тонну, а уже в апреле 2024 года цена фьючерса на какао-бобы там же показала исторический максимум на отметке $11 461 за тонну, что почти в четыре раза больше. «Те, кто думал, что пик роста цен пройден, просто не до конца понимали ситуацию», — уверен начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ», кандидат экономических наук Олег Абелев.
Дефицит какао-сырья отмечается уже третий сезон подряд. «Можно с уверенностью сказать, что десятилетие низких цен (а с 2012 по 2022 год цена фьючерса на какао-бобы колебалась в торговом диапазоне $1800-2500 за тонну) подошло к концу и нас неизбежно ждет повышение цен на конечные продукты, содержащие какао, — шоколад и кондитерские изделия», — говорит Вавилов.
Какао, не болей
Рост стоимости какао связан с дефицитом сырья, который вызван в первую очередь климатическими условиями, делится основатель консалтингового агентства Redoo Светлана Андреева: то продолжительные дожди, то засуха. В 2023 году дожди ограничили полевые работы и способствовали распространению болезней на фермах Западной Африки, которые обеспечивают большую часть мирового предложения: Кот-д'Ивуар и Гана являются основными странами — поставщиками какао в мире и на их долю приходится около 55% мирового рынка какао.
Регулятор Кот-д’Ивуара Le Conseil Cafe-Cacao (CCC) объявил, что ожидает сокращения среднего урожая в годовом исчислении на 33% — примерно от 400 000 т до 600 000 т при общем производстве свыше 2 млн т. Именно осадки, обрушившиеся на Западное побережье африканского континента в районе Гвинейского залива, где произрастает почти 90% какао-бобов, обеспечивающих мировой запас, не позволили собрать тот объем урожая, на который рассчитывали производители продукции из какао-бобов, поясняет Абелев.
Последние несколько лет в этом регионе периоды проливных дождей становятся более концентрированными, а периоды засухи — более продолжительными и жаркими, что способствует развитию вируса CSSV, знает Андреева. Cacaoswollenshootvirus (CSSV) — вирус деформации побегов, и это ключевая проблема на плантациях какао. Поражая какао-деревья, он в первый год снижает их урожайность на 30%, во второй — на 50%. На третий или четвертый год растение погибает. Плоды с зараженных деревьев не поддаются переработке, зараженная земля также не пригодна для новых посадок.
Способов противодействия вирусу пока не найдено, и до сих пор единственным существующим методом борьбы с эпидемиями CSSV было выкорчевывание и сжигание больных растений, продолжает Андреева. Под посадки новых какао-деревьев вырубались леса. Однако в 2017 году Кот-д'Ивуар и Гана, чьи плантации страдают от вируса CSSV больше всего, присоединились к экологической инициативе «Какао и леса», призванной сохранять зеленые насаждения, и этот способ борьбы с вирусом оказался под вопросом, знает эксперт.
Меньше и дороже
Продукция из какао-бобов будет дорожать во всем мире, предупреждает Абелев. Ожидается, что цены останутся высокими в течение всего сезона сбыта урожая 2023/2024 года, сообщает Международная организация по какао (International Cocoa Organization, ICCO), что обусловлено актуальным состоянием рынка.
И больше всего проблема затронет именно производство шоколада и шоколадных плиток, полагает Андреева. «Мы уже видим постепенное повышение розничных цен на шоколадную продукцию и целые группы кондитерских изделий, по нашим оценкам, с зимы стоимость возросла на 7-15% в разных категориях, и это только начало», — добавляет она.
Запасы у российских производителей есть, но сообщать, на какое время их реально хватит, они не будут — сейчас невыгодно публично афишировать реальное положение дел, уверена Андреева. «Могу сказать, что на мировом рынке последние месяцы царила паника», — говорит она.
Весной из-за нехватки какао-сырья встали перерабатывающие заводы в самой Африке, а чуть ранее, в январе, Кот-д’Ивуар на государственном уровне продлил запрет на экспорт какао-бобов, вывозить можно только переработанное сырье (какао-масло, какао тертое). «На мировом рынке свободного какао не стало, все контракты на поставки продуктов какао пошли в предоплату, отдельные трейдеры предлагали сырье по спекулятивным ценам», — описывает ситуацию Андреева. Компании шоколадной промышленности в панике скупают сырье, пытаясь запасти столько, сколько могут, прежде чем возникнет серьезный дефицит, подтверждают аналитики ICCO.
В Ассоциации предприятий кондитерской промышленности («Асконд») на вопросы Forbes решили не отвечать — тема подорожания шоколада и возможного изменения рецептуры продукции для многих членов Ассоциации является непростой. Однако в апреле президент «Асконд» Сергей Носенко заявил о том, что продукция уже дорожает, и со стороны производителей, столкнувшихся с ростом цен на какао, мера эта вынужденная. С сентября 2023 по март 2024 года доля какао-продуктов в себестоимости производства темного шоколада выросла с 72, 4% до 83, 7%.
Ретейлеры предпринимают усилия, чтобы не допустить скачка цифр на ценниках. Оптовые цены в прошлом году росли быстрее, чем розничные, указывает гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова, но сдерживание цен традиционно приводит к взрывной стоимости в дальнейшем, и тенденция начинает «разгоняться». Например, цены производителей на шоколадные конфеты увеличились на 48% за 2023-й и на 2% за первый квартал текущего года. Потребители же наблюдали подорожание шоколадных глазированных конфет в ретейле всего на 6, 5% за прошлый год и на 13% в I квартале 2024-го, информирует Петрова.
Цена поставки шоколада в упаковке в прошлом году, по данным эксперта, увеличилась на 18%, а за I квартал 2024-го даже снизилась на 9%, однако связано это с шринкфляцией — уменьшением веса продукта. Для потребителей стоимость пока сильно не изменилась. «Помимо проблем с какао-бобами нужно помнить о больших расходах на сахар и другие ингредиенты, ГСМ и в целом логистику, упаковку, обслуживание импортного оборудования, — комментирует Петрова. — Плюс во многом в прошлом году предприятия держали низкий прайс из-за требований торговых сетей. Производители активно работают над себестоимостью, но, чтобы предприятия не ушли в минус, повышение итоговой цены неминуемо, урезать расходы бесконечно не получится».
Соя вместо шоколада
Добросовестные производители с именем менять рецептуру не будут, поэтому в случае с высококачественной продукцией стоит ожидать именно повышения цены и уменьшения веса изделий, отмечает Андреева. Некоторые же производители будут вынуждены оптимизировать себестоимость как раз за счет сокращения содержания какао-масла и бобов в шоколаде, что неизменно сказывается на качестве, говорит партнер аудиторско-консалтинговой группы «Юникон» Елена Хромова. Уже в прошлом году, знает Петрова, на такой шаг решилось большое количество российских брендов.
Предприятия уже понизили процент на фоне продолжающегося роста цен, говорит Хромова, дальнейшее изменение рецептуры невозможно без ухудшения вкусовых характеристик. Производство же продуктов, в структуре себестоимости которых какао-бобы составляют существенную долю, отмечает Петрова, и вовсе становится нецелесообразным — так, натуральной шоколадной пасты, сделанной из какао-бобов без пальмового масла и ароматизаторов, в прошлом году выпустили на 71% меньше. «Поднять стоимость соразмерно росту себестоимости нет возможности — покупатели просто перестанут выбирать этот продукт», — комментирует эксперт.
«В каких-то категориях кондитерских изделий произойдет переход на искусственные заменители какао-масла. Плюс будет больше топпингов там, где это возможно», — говорит Андреева. По ее словам, есть два основных типа заменителей какао-масла: лауриновые (из кокосового масла и масла семян африканской пальмы) и нелауриновые (из разных растительных масел — гидрогенизированного, соевого, рапсового, хлопкового, арахисового). Оба типа чаще используются при производстве шоколадной глазури.
«Заменить какао-бобы могут соевые продукты. Но насколько безболезненным будет сокращение доли какао для итогового продукта — это уже другой вопрос», — комментирует Абелев.
Производители находятся в сложной ситуации, подытоживает Петрова: они не могут сильно поднять цены, ведь смежные, конкурирующие сегменты сдерживают стоимость, и потребители охотно рассматривают альтернативы какао. Вместо мороженого вполне можно взять зефир или мармелад, вместо шоколадки — глазированный сырок или сладкий йогурт, приводит пример эксперт. Ближайший год покажет, получится ли у кондитеров удержать баланс цены и приемлемого для российских покупателей качества, прогнозирует Петрова.Источник - www.forbes.ru Новость добавлена superbiznes
10.06.2024 08:10