#1
Власти вернулись к обсуждению закона о приоритете отечественных товаров. Он предполагает размещение продукции на «российской полке» как в рознице, так и в онлайне. По словам замглавы Минпромторга Виктора Евтухова, соответствующий документ подготовит ведомство и внесет в Госдуму. Параметры нового регулирования пока неизвестны.

Мера поможет переключить внимание пользователей на отечественную продукцию, полагает председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов: «Это определенный сигнал для инвесторов. Прежде всего, речь идет о непродовольственном сегменте и категориях отечественной продукции, которые неизвестны потребителю. И чтобы инвесторы шли в это направление, им будет гарантирован сбыт и попадание на полки торговых организаций. Опять же не всем, это в любом случае конкурентная ситуация, просто до 50% ассортимента на полке будет представлено отечественной продукцией.

Как это скажется на российских потребителях? В худшую сторону ситуация точно не меняется, нет же речи о том, что кого-то нужно убрать с полки. Потребители получают расширенное предложение товара, и, соответственно, больший выбор. Наверное, в перспективе это должно привести к снижению цен.

Если просто посмотреть по аналогии, в 2014 году, когда вводили специальные экономические меры по поставке товаров из Европы, в частности мясной, молочной продукции, овощей, фруктов рыбы, у поставщиков возникали определенные проблемы. За 10 лет многое изменилось, значительно увеличилось производство отечественной продукции в продовольственном сегменте. Есть и целый ряд регионов, которые были заточены под поставку продукции, в том числе из других стран, например, Калининград, Дальний Восток, в теперь у них появилось больше собственных товаров».

О возможности введения в ритейле так называемой российской полки говорили с весны 2023 года. Изначально это касалось только офлайн-торговли. Осенью парламентарии предложили распространить меру и на маркетплейсы. Онлайн-площадки должны были предлагать в поисковой выдаче только российские товары на первых 50-ти строчках. Однако в Минэкономразвития раскритиковали идею, назвав ее нереализуемой, в том числе по техническим причинам. Впрочем, у онлайн-платформ есть пути обхода новых правил, говорит эксперт по маркетплейсам Артем Бобцов:

«Власти, продвигая эту идею, говорят о том, что российский товар недостаточно заметен и в офлайне, и в онлайне, покупатель к нему не привык, и, соответственно, нужно помочь обратить на него внимание. Это идет вразрез с базовыми представлениями о том, как работает рынок. Покупатель всегда гораздо умнее любых алгоритмов и выбирает товар самый качественный, но при этом наиболее дешевый — соотношение цена-качество. Если же говорить о поведенческой модели, например, торговой сети или маркетплейса, то там и так всегда выставляются вперед именно те товары, которые люди чаще покупают, и которые имеют наиболее конкурентную цену.

До сих пор мы довольно сильно во многих категориях продолжаем зависеть от импортных товаров. Думаю, закон примут, это укладывается в мейнстрим импортозамещения и тренд ориентации на все российское. Но у тех же маркетплейсов миллион вариантов для обхода нового закона. Они могут этот товар как-то по-другому ранжировать, не выдавать в рекомендательных алгоритмах, использовать механизм фильтров, которым и так многие клиенты пользуются. Все-таки все маркетплейсы заточены в первую очередь на то, чтобы продавать товары по максимуму».

В 2023 году замглавы Минпромторга Виктор Евтухов предлагал ввести обязательства для ритейлеров, которые должны обеспечивать присутствие на полках определенной доли российской продукции. Среди критериев отбора он перечислял производство в стране, а также принадлежность мощностей и брендов россиянам. Впрочем, большинство товаров и так отечественного происхождения. Например, в X5 Group отмечают, что 92% их ассортимента — российская продукция.Источник - www.kommersant.ru Новость добавлена superbiznes
01.04.2024 07:15

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение