#1
Федеральная антимонопольная служба доработала законопроект о наказании ритейлеров за необоснованное повышение цен, с документом ознакомился РБК. ФАС направляла его в правительство в декабре, тогда нарушением предлагалось считать рост стоимости товара на треть в течение 60 дней. В новой версии речь идет о превышении инфляции на 5% в течение тех же двух месяцев, которое нельзя объяснить экономическими факторами. Под ними служба понимает изменение спроса или предложения, колебание цен на сырье и комплектующие, сезонность и некоторые другие. Какие именно продукты затронет эта мера, определит правительство.

Почему понадобился дополнительный контроль? И какие риски возникают для бизнеса? Партнер юридической фирмы Orlova\Ermolenko Сергей Ермоленко говорит, что доказывать экономическую обоснованность цен придется самим ритейлерам, и обычно это довольно сложный процесс:

«Вопрос не в том, сколько процентов правильно установить в качестве порогового значения, а в том, правильно ли в принципе применять такие методы ценового регулирования на конкурентных рынках. Если мы находимся в парадигме, где такие методы допустимы, то установка порогового значения — это вопрос некоего экономического анализа.

Я считаю, что отклонение цены на 5% от некой инфляции зачастую вполне может быть обусловлено объективными рыночными факторами, которые носят конкурентный характер и отражают основные параметры рынка, в частности, спрос и объем предложения.

Недостаток нового подхода в том, что происходит перекладывание необходимости доказывать обусловленность повышения цен экономическими факторами с государственного органа на хозяйствующие субъекты, то есть на участников рынка. Споры о монопольно высокой и монопольно низкой цене, о злоупотреблении рыночной властью — это всегда самые сложные категории споров, потому что нет четких критериев в цифровых значениях, каких-то таблицах, по которым можно было бы посчитать и сказать, мол, да, вот здесь точно нерыночное».

Как писали «Известия» со ссылкой на первую редакцию законопроекта, если ФАС выявит необоснованное повышение цен, то сначала отправит компании предупреждение. Если ритейлер его проигнорирует, против него возбудят административное дело. Также обсуждаются штрафы в размере до 0, 03% от суммы выручки от реализации товара, но не менее 50 тыс. руб.

Чтобы решить проблему завышения цен, нужно следить также за производителями и дистрибуторами, отметил гендиректор агентства Infoline Иван Федяков. По его словам, меры, которые предлагает ФАС, вряд ли будут иметь долгосрочный эффект: «Когда не производится контроль и взаимодействие с товаропроводящей цепью, пытаться контролировать цены на полке абсолютно бессмысленно.

Мы видим, что ритейл и так в условиях конкуренции сдерживает цены по многим позициям: продает товар на уровне закупочных цен, а иногда даже ниже. Это связано в первую очередь с тем, что ритейл борется за покупателей, при этом производители, поставщики и дистрибуторы зачастую с точки зрения ценообразования ведут себя гораздо более агрессивно, используют любой повод для того, чтобы поднять цены.

Поэтому, конечно, антимонопольной службе нужно думать о том, как создавать конкуренцию во всей товаропроводящей цепи, как не плодить монополистов, которые контролируют половину рынка той или иной продукции. Удержание цен в течение года, иногда полутора лет возможно обеспечивать путем различных административных механизмов, но потом можно получить рост в 40-50%, за который, по большому счету, никто не отвечает».

ФАС направила инициативу в правительство на фоне заметного подорожания яиц и мяса курицы. В октябре стоимость яиц, например, выросла на 23% по сравнению с прошлым годом.Источник - www.kommersant.ru Новость добавлена superbiznes
06.02.2024 07:09

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение