#1
Крупнейшие ритейлеры рассчитывают на небольшие магазины дешевых товаров.

На фоне кризиса крупнейшие продавцы продуктов питания и товаров повседневного спроса (FCMG) сократили темпы расширения торговых площадей. За первое полугодие их активы выросли более чем на 1 млн кв. м, что на 13, 5% меньше, чем годом ранее. Во втором полугодии эксперты ждут восстановления темпов открытий в первую очередь за счет дискаунтеров и магазинов «у дома».

По итогам января-июня торговая площадь 200 крупнейших сетей продуктов питания и товаров повседневного спроса (FCMG) выросла на более чем 1 млн кв. м, подсчитали в Infoline. Год к году темпы прироста новых площадей сократились на 13, 5%. Также снизился вклад в открытие магазинов десяти крупнейших игроков. На них пришлось 69, 5% прироста против 72, 3% годом ранее. По подсчетам Infoline, доля дискаунтеров в структуре новых открытий за год выросла с 60, 1% до 60, 9%, магазинов «у дома» — с 11, 5% до 11, 8%. Доля супермаркетов сократилась с 10, 5% до 10, 1%, гипермаркетов — 17, 9% до 17, 1%.

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что после начала военных действий на Украине и волны санкций все крупнейшие торговые сети приняли решение сократить инвестиции в новые открытия и обновления магазинов в условиях неопределенности и резкого повышения стоимости торгового оборудования.

По его словам, сейчас рынок ритейла вновь переходит к фазе роста, и во втором полугодии можно ожидать более благоприятной ситуации с открытием новых точек.

Лидером по темпам прироста торговых площадей в первой половине года стал «Магнит», расширив портфель активов на 271, 3 тыс. кв. м. Занимавшая годом ранее первое место по динамике ГК «Торгсервис» (сети «Светофор» и «Маяк») почти в три раза сократила прирост торговых площадей, до 164 тыс. кв. м, опустившись на третье место. Площадь магазинов X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Чижик») выросла на 229, 7 тыс. кв. м. Портфель Mercury Retail Group («Красное & белое», «Бристоль») расширился на 143 тыс. кв. м, а сети «Доброцен» — на 128 тыс. кв. м.

По словам Михаила Бурмистрова, динамика «Магнита» в том числе связана с эффектом от локальных сделок M&A, реализованных в конце 2021 года. Так, «Магнит» договорился о долгосрочной аренде 56 магазинов под брендом «Эдельвейс» в Казани, а также 58 точек «Радеж» в Волгоградской и Ростовской областях. В то же время, отмечает господин Бурмистров, у ГК «Торгсервис» возникли проблемы с поставками, что привело к дефициту по некоторым позициям, снижению доли продаж по промо, а в результате — к закрытию более 100 объектов в рамках оптимизации. Но, добавляет эксперт, сегодня можно говорить о восстановлении активности сетей «Светофор» и «Маяк». В «Торгсервисе» “Ъ” не ответили.

В «Магните» говорят, что фокусируются на развитии в первую очередь своего основного формата — магазинов «у дома». В первом полугодии компания открыла около 560 таких объектов и запустит еще несколько сотен до конца года. Кроме того, добавил представитель компании, сеть активно инвестирует в развитие дискаунтеров «Моя цена», которых уже насчитывается около 400 точек, а до конца года число может увеличиться до 500–600 объектов по всей России.

В X5 Group обещают продолжить открывать магазины «у дома» «Пятерочка» и жесткие дискаунтеры «Чижик», развитие которых решено было ускорить. В этом году компания намерена открыть более 400 магазинов «Чижик» по сравнению с ранее планировавшимися 300 точками, что позволит расширить эту сеть до 500 объектов в 11 регионах, сообщил представитель X5 Group. В «Ленте» говорят, что продолжат открытие магазинов «у дома», а также намерены совершенствовать операционную модель гипермаркетов и супермаркетов. В ГК «О`Кей» также наращивают активность по открытию дискаунтеров «Да! ».

Игорь Шехтерман, CEO X5 Group, о развитии дискаунтеров в июне 2021 года, «Интерфакс»:

«Российский покупатель достаточно чувствителен к низким ценам».

Консультант JosDeVries The Retail Company Ирина Болотова говорит, что магазины формата «у дома» и дискаунтеры лучше отвечают растущим запросам потребителей на экономию денег и времени при покупке товаров первой необходимости. По ее мнению, в ближайшей перспективе крупные сети будут фокусироваться на обновлении устаревших, но генерирующих трафик точек. А региональные операторы дискаунтеров могут искать возможности для открытий в отдаленных городах с низким уровнем конкуренции, добавляет эксперт. Партнер One Story Ольга Сумишевская добавляет, что акцент крупнейших игроков на активном развитии магазинов дешевых товаров может частично привести к перераспределению трафика от их собственных точек формата «у дома» в пользу их дискаунтеров.

Михаил Бурмистров добавляет, что новых открытий гипермаркетов уже почти нет и можно говорить о трансформации формата с оптимизацией площадей. По его словам, некоторые операторы сейчас трансформируют часть площадей в своих гипермаркетах под dark store. Сети супермаркетов в условиях снижения доходов населения также в основном придерживаются консервативных планов развития, уточняет эксперт, и, скорее, речь идет о ротации внутри формата — открытии магазинов одной сети на месте точек конкурентов.Источник - www.kommersant.ru Новость добавлена Pavel_Mal
13.09.2022 05:58

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение