#1
Это на 266 млн рублей больше, чем в 2020 году, говорится в оценке компании кибербезопасности Group-IB.

Всего эксперты компании Group-IB Digital Risk Protection обнаружили около 3000 онлайн-ресурсов — сайтов, каналов в мессенджерах и групп в соцсетях, которые торгуют спиртными напитками в обход действующего законодательства, в том числе контрабандного и произведённого без уплаты налогов.

Group-IB уже 5 лет оценивает оборот нелегальной интернет-продажи алкоголя, который в 2017 году достигал 1, 7 млрд рублей, в 2018 году – уже 2, 1 млрд рублей, в 2019-м и 2020 году он остановился на отметке 2, 5 млрд рублей.

Однако в 2021 году теневой рынок вновь пошёл в рост из-за подросших на 2, 46% цен, и возросшей популярности дистанционных покупок в период пандемии.

Так, в уходящем году количество запросов «купить алкоголь с доставкой» в поисковой системе «Яндекс» с января по ноябрь 2021 года превысило 108 тыс, что почти в 2 раза больше по сравнению с предыдущим годом.

За последние 4 года из-за масштабных блокировок Роскомнадзором со стороны компаний, обеспечивающих защиту брендов в интернете, количество подпольных сайтов-алкомаркетов снизилось в 2 раза. Если в 2018 году их было около 4000, в 2019-м – уже 2500 ресурсов, а в 2020-м и 2021 году — 2000 сайтов.

Однако под каждый такой алкомаркет «продавцы» готовят «запасные аэродромы» — «зеркала» основных сайтов, в среднем, по 15 доменов для каждого.

В ходе исследования в 2021 году экспертам удалось обнаружить самую крупную сеть, которая насчитывала около 122 связанных доменных имён, что объясняется стремлением торговцев обеспечить стабильность бизнеса: в случае блокировки одного домена весь контент оперативно «переезжает» на другой и продолжает торговлю.

На фоне снижения количества сайтов растёт аудитория алкомаркетов в соцсетях и мессенджерах. Эксперты обнаружили около 300 различный групп и аккаунтов в соцсетях, предлагающих продажу спиртного с доставкой на дом, а также контрафактный алкоголь.

Главным каналом распространения алкоголя стал мессенджер Telegram, где количество «профильных» каналов, предлагающих покупку и доставку спиртной продукции, за год выросло в 2, 5 раза. В Telegram были обнаружены около 130 алкогольных каналов с суммарным числом подписчиков около 750 тыс, тогда как в 2020 году было всего 50 каналов со 160 тыс. подписчиков.

К тому же, нелегальным продавцам горячительных напитков в предновогоднюю пору помогают «алко-боты», которых в Telegram обнаружено не менее 15, продающие «комплектующие» для кустарного изготовления алкоголя — спирт, тару, крышки, пробки и этикетки.

Большая часть продавцов используют популярную схему, предлагая приобрести спиртные напитки в комплекте с подарочными «сладкими букетами» — фруктами или конфетами. При этом, несмотря на уменьшение количества групп в социальных сетях, число подписчиков возросло в 3, 8 раз.

Заработок 1700 алкогольных интернет-магазинов в 2021 году составил около 624 млн рублей при средней посещаемости сайта на уровне 1965 человек в месяц, минимальной конверсии (1%) и средней стоимости покупки в размере 1557 рублей. Плюс к этому ежегодный оборот сайтов с подделками-дубликатами составляет от 225, 6 млн рублей в год.

На фоне активной миграции продавцов алкоголя в социальные сети и мессенджеры оборот продажи спиртных напитков в этих каналах составил 1, 9 млрд рублей при аудитории в 82, 4 млн пользователей.

Таким образом, общий оборот нелегальной онлайн-продажи алкоголя на всех электронных площадках по итогам 2021 года составил порядка 2, 75 млрд рублей против 2, 5 млрд рублей в 2020 году.

«В этом году оборот нелегальной интернет-продажи алкоголя снова вырос, но эти цифры могут быть лишь верхушкой “айсберга” по причине латентности теневого бизнеса, — объясняет зам. генерального директора Group-IB по направлению защиты от цифровых рисков Андрей Бусаргин. — Подпольная интернет-торговля алкоголем влечёт за собой высокие риски для покупателей: нет никакой гарантии того, что товар будет оригинальным, а не опасной для здоровья подделкой».

По его словам, следует учитывать, что для производителей брендированного алкоголя подделка их продукции также может обернуться серьёзными репутационными рисками и финансовыми потерями.

Напомним, что компания Group-IB разрабатывает решения для детектирования и предотвращения кибератак, выявления мошенничества, исследования высокотехнологичных преступлений и защиты интеллектуальной собственности в сети. Штаб-квартира расположена в Сингапуре. Центры исследования киберугроз компании находятся в Москве, Дубае, Сингапуре и Амстердаме. Компания является резидентом «Сколково», «Иннополиса» и партнёром Europol.Источник - retail-loyalty.org Новость добавлена Pavel_Mal
29.12.2021 15:26

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение