- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » Леонид Барышев, «Эссен»: «Потребисоусовтель конфет – экспериментатор, а – консерватор по своей сути»
#2
19.10.2020 09:47
- Edward
- Откуда: Самара
- Сообщений: 3358
- Карма: 34.04
"Потребисоусовтель" — классный термин, надо на переговорах использовать… если запомню, конечно
#3
19.10.2020 10:01
- iphil
- Откуда: Ростов-на-Дону
- Сообщений: 2854
- Карма: 12.88
Edward, Эдуард, укосячил при копировании))
- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » Леонид Барышев, «Эссен»: «Потребисоусовтель конфет – экспериментатор, а – консерватор по своей сути»
Возможность комментирования закрыта.
Фото: Retail.ru
Группа компаний АО «Эссен Продакшн АГ» – один из крупнейших производителей продуктов питания в России. Годовой оборот за 2019 год составил 23, 26 млрд руб. Группе принадлежит ТМ «МахеевЪ» – бренд № 1 в России в категориях: майонез, кетчуп, джем, маринад, горчица.
Кондитерское производство запущено в Набережных Челнах в 2012 году. На данный момент на заводе работает 13 линий.
В 2019 году кондитерское производство компании выпустило 38 тыс. тонн продукции: конфеты и батончики на основе полых вафель, хрустящие снеки, конфеты с желейными, помадными, комбинированными начинками, конфеты «Трюфель», мармелад, конфеты в коробках. Компания выпускает кондитерскую продукцию под брендами 35, CHO-KO-TE, ESSEN.
– «Эссен» – известный на рынке производитель соусов. Почему вы решили развиваться в кондитерском сегменте?
– Рынок соусов достаточно ограничен по объему в деньгах. Сейчас мы занимаем там доминирующую позицию по многим направлениям и понимаем, что следующее увеличение доли рынка в рублевом эквиваленте требует от нас титанических усилий. Это дорого и, наверное, пока бессмысленно. А инвестировать и развиваться надо, компании нужно расти, тем более что большой процент в структуре наших затрат составляет логистика . Поэтому мы решили производить что-то такое, что можно продавать примерно за 200 рублей за килограмм и с хорошим потенциалом роста в деньгах. Кондитерское направление – одно из тех, в которых возможен бесконечный полет фантазии и идей, это высокотехнологичная история, а цена за килограмм по логистике нас устраивает. Примерно три года мы наблюдали, как развивается этот рынок, и поняли, что в России много игроков, которые активно инвестируют в сегмент. В итоге мы выбрали свою нишу и стали выпускать высокотехнологичные инновационные продукты.
– Если говорить про итоги прошлого года, какие ключевые события в жизни компании вы можете выделить? В прошлом году вы планировали запустить несколько линий кондитерской продукции. Все ли удалось реализовать?
– Да, у нас были грандиозные планы по увеличению производства. Мы построили новый цех на 20 тыс. кв. м и должны были заполнить его оборудованием. Из шести линий, которые мы хотели запустить, мы оплатили и привезли в Россию только три. К сожалению, в связи с пандемией и закрытием границ часть наладчиков к нам так и не приехала. Поэтому на данный момент мы запустили только часть оборудования и к осеннему сезону не успеваем выдать новинки с этих линий. Суммарно мы сдвинулись по графику примерно на шесть месяцев, в запуске новинок образовалась небольшая пауза, но мы надеемся, что наверстаем в следующем году. Также мы приостановили монтаж и запуск еще трех линий, которые должны были пойти вслед за этими. Как говорится, мы взяли на этот год академический отпуск.
– Возможно ли без наладчиков запустить линию? Может быть, удаленно, через видеосвязь?
– Те линии, которые имеют схожий элемент с прошлыми, мы можем наладить дистанционно. Но эти линии совершенно новые, и они требуют инжиниринга. Оборудование для каждой линии поставляют шесть разных компаний, и все это нужно соединить в одну программную линейку. У нас много программных продуктов, механических соединений, которые невозможно сделать дистанционно. Поэтому мы дожидаемся приезда всех наладчиков и надеемся, что к декабрю начнем выпускать на этих линиях первые партии сладких изделий.
– На что вы ориентируетесь, когда придумываете инновационные вкусы изделий? Кто задает эти тренды, и задает ли их вообще кто-то на рынке?
– На самом деле в кондитерской отрасли процесс проектирования и создания линии очень долгий: от идеи до ее воплощения проходит около двух лет. Поэтому мы пытаемся предугадать, куда будет двигаться рынок, ориентируемся на европейские товары, пытаемся заглянуть чуть-чуть за горизонт. Даже наши поставщики оборудования говорят, что мы первые из российских производителей, кто не приходит с европейской конфетой, мол, сделайте нам то же самое. Мы приходим с конфетой, которая чуть-чуть опережает европейские аналоги. Делаем так, чтобы уникальное товарное предложение было заложено уже в самом начале, в идее продукта.
Фото: Retail.ru
– Как происходит разработка продуктов? Какую работу нужно проделать, перед тем как изделия попадут на полку?
– Есть определенные тренды, которые происходят на рынке. Кондитерский рынок делится на сахаристые, шоколадные и мучнистые изделия. И очень много интересных продуктов находится на стыках этих направлений. Например, полые вафли – это новый для рынка продукт, он не похож не обычные плоские вафли, которыми сегодня завалена вся страна. В России работает около ста линий плоских вафель, а полых вафель – может быть, четыре–пять. И, соответственно, эта ниша свободна, там есть маневр для полета фантазии и творчества. Примерно то же самое происходит на стыке шоколада и мучнистых изделий. Просто облить печенье шоколадом – это не продукт. Нужно зайти чуть глубже и посмотреть, в каких направлениях развивается российский ритейл, насколько он похож на европейский, какие ценовые сегменты нужны людям сегодня. Исходя из этого мы идем или в фасовку, или в весовую категорию, или на полку красиво упакованных изделий. Когда мы запускали производство пять лет назад, то думали, что орешек внутри конфеты будет востребован. Но когда орехи стали стоить больше 1, 5 тыс. руб. за килограмм, мы увидели, что сегмент конфет «500 руб. за килограмм» людям недоступен. Поэтому мы выбираем сегмент «300 руб. за килограмм» и начинаем искать там. Сейчас пандемия тоже вносит свои корректировки: образовалась, как мы считаем, тенденция к сокращению стоимости продуктовой корзины. И здесь тоже есть над чем поработать, нужно понять, как изменить ассортиментную стратегию.
– Какие ключевые проблемы пришлось решать с наступлением пандемии? Какие вызовы перед вами встали в это время, и как компания на них отвечала?
– На самом деле первые три месяца надо было сидеть и ничего не делать, ждать конкретных сигналов с рынка, потому что любые предположения были неверными. Мы в первый раз столкнулись с такой проблемой, как непрогнозируемый спрос, полностью «убитый» сегмент HoReCa и ритейл тоже не понимали, что будет дальше. Первоначально сети прогнозировали падение продаж, потом увидели, что спрос на товары первой необходимости, наоборот, вырос, а люди стали выбирать в магазинах более простые продукты. Например, в соусной группе мы увидели увеличение продаж в сетях, что компенсировало нам сокращение поставок в HoReCa. По кондитерскому направлению нам, естественно, пришлось переиграть стратегию, пересмотреть ставки на увеличение объемов выпуска шоколадных конфет, потому что доходы населения падают. Поэтому, наверное, хорошо, что мы взяли этот тайм-аут и не закупили еще три новые линии.
Рынок меняется, нужно очень осторожно делать инвестиции. Мы все ожидали, что в июле закончится пандемия, потом ждали с нетерпением сентября. Теперь стало очевидно, что восстановление будет долгим, и предполагаем, что тяжелым.
Мы также смотрим на ставку ЦБ и на изменения курсов валют, потому что в основном работаем с импортным оборудованием и ингредиентами. Ценовой сегмент сегодня такой «сдержанно-ползучий» – все понимают, что цены растут, инфляция разгоняется, но в то же время резких скачков цен рынок не выдержит. Поэтому мы ожидаем тяжелые времена для кондитеров и в то же время с оптимизмом смотрим на экспорт. Изменение валютных курсов серьезно оживило рынок Китая: вторую половину лета мы работали фактически на Китай.
– Что касается зарубежных рынков: вы сказали, что последние полгода наладили поставки в Китай. Какие еще ключевые рынки сбыта вы можете назвать?
– Если говорить о каких-то изменениях в сегменте кондитерских изделий, то мы видим оживление на рынках Ирака, Ирана, Вьетнама. Если говорить про соусный рынок, то на фоне изменения курсов валют оживилась Европа, пошли хорошие поставки в Америку.
– Новый год для кондитеров – выигрышный период в плане объемов сбыта, все закупают новогодние подарки. Смотрите ли вы с оптимизмом на сезон в этом году? На какой спрос рассчитываете?
– Традиционно второе полугодие значительно превосходит по оборотам первое, а пик приходится на ноябрьские продажи. В это время формируется основной спрос на кондитерские изделия, который потом постепенно снижается в первый квартал. У кондитеров, как говорится, четвертый квартал год кормит. Мы тоже готовимся к этому времени, пополняем склады, ждем акционных продаж, которые заказал федеральный ритейл. К сожалению, летом мы не смогли сделать большие запасы, потому как пандемия серьезно подкосила трудовые ресурсы – сотрудники уходили на больничные, были остановки цехов. Но сейчас мы наращиваем мощности, чтобы хотя бы в режиме онлайн отработать те заявки, которые приходят на подарки.
Фото: Retail.ru
– Насколько изменился объем заявок на новогодние подарки и акционные продажи по сравнению с прошлым годом?
– Нам трудно говорить про Like-for-Like, потому что мы растущая компания, у нас стартовые продажи в 2019 году были значительно ниже, чем в 2018-м. Каждый год серьезный прирост в обороте нам дают новинки. В этом году мы приросли примерно на 40%, поэтому нам непоказательно будет сравнение «пандемия – не пандемия». Пандемические изменения спроса мы отыгрываем за счет новых ассортиментных позиций. Возможно, если посмотреть «лайки» по традиционным конфетам, там есть 15% снижение в килограммах на помадные конфеты, но в рублях они немного подорожали. В целом у нас были большие ожидания, но получили мы чуть меньше, чем хотели.
– Если коротко обозначить фокус на дальнейшее развитие в кондитерской отрасли, то в чем он?
– Мы хотим позиционировать нашу фабрику как лидера инноваций в кондитерской отрасли. Для этого мы изучаем все технологические возможности наших поставщиков и рассматриваем все инновации с точки зрения вывода на российский рынок чего-то нового и вкусного. Когда выставочный бизнес оживет после пандемии и все-таки состоится отложенная выставка в Дюссельдорфе, мы закупим на ней оставшиеся три линии, которые станут действительно инновационными для нашего рынка.
Фото: Retail.ru
– А что касается соусной продукции, как планируете развивать это направление в дальнейшем?
– По соусам мы работаем над расширением ассортиментных линеек по вкусам. Они не дают большой объем продаж, но мы нащупываем тренды и понимаем, как меняются вкусовые предпочтения потребителей. Вывод на рынок новых соусов – процесс длительный, тщательный и осторожный. Мы прорабатываем с каждой торговой сетью какие-то новинки, которые прощупывают поведение покупателей именно этой сети, какие вкусы им нравятся больше – европеизированные или восточные. Объем таких продаж небольшой, но нам интересно участвовать в этой работе, предугадать тренды, которые будут актуальны через три–пять лет.
– Что проще вывести на рынок – новую конфету или новый соус?
– Интереснее, конечно, вывести на рынок новую конфету, потому что там есть куча направлений, в которых можно развиваться, – мешать сахаристые с мучными, шоколадные с сахаристыми. Здесь паззл можно сложить по-разному, из многих элементов. В соусах все гораздо труднее, потому что сама основа соусов – эмульсия «масло в воде» – неизменна, тут принципиально нового не изобретешь, можно экспериментировать только со вкусами. И, естественно, убедить покупателя добавить что-то новенькое в салат трудно, а попробовать что-то новенькое к чаю – это легко. Потребитель конфет – он экспериментатор, а потребитель соусов консервативен по своей сути. Поэтому делать резкие изменения во вкусах соусов гораздо сложнее. В целом мы считаем, что трансформация соусного рынка будет длиться в десятки раз дольше, чем трансформация кондитерского.Источник - www.retail.ru Новость добавлена iphil
19.10.2020 07:47