#1
Проект «Смартори», основанный Львом Хасисом и развивавшийся командой «Глобус Гурмэ», закрывается. Даже отказ от формата «розничного клуба», так и не получившего широкой популярности в России, не позволил сохранить проект.
Сеть клубных супермаркетов «Смартори» находится на грани закрытия, сообщили РБК два источника на рынке. Сейчас «Смартори» уже не принимает заказы: «прием заказов временно приостановлен по техническим причинам», следует из сообщения на сайте. По телефону горячей линии автоответчик также информирует потребителей, что заказы временно не принимаются.

Информация о приостановке приема интернет-заказов и закрытии магазина на Калужском шоссе в Новой Москве появилась в сообществе «Смартори» на Facebook в начале августа. Сеть накопила задолженность перед поставщиками, рассказал РБК исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.

В «Смартори» от официальных комментариев отказались. «Прием заказов на сайте в настоящее время временно не производится», — лишь отметил менеджер интернет-магазина Андрей Щекалев. ​

Владелец ООО «Смартори», по данным СПАРК, — кипрский офшор Koltiv Consultants Limited. Основной акционер Koltiv Consultants Limited, по данным кипрского реестра, — это Fosbourne Properties Limited (ей принадлежит 99, 5%), совладельцами которой являются Лев Хасис и генеральный директор СТК и «Глобус Гурмэ» Андрей Яковлев.

Сетью «Смартори», по данным СПАРК, управляет Столичная торговая компания (ООО «СТК»), известная как оператор сети гастрономов «Глобус Гурмэ». Андрей Яковлев сообщил, что находится в отпуске до середины сентября, и также отказался от комментариев. Лев Хасис, зампред правления Сбербанка и совладелец СТК, отказался от комментариев.

Новая философия потребления

Сеть клубных супермаркетов «Смартори» (производное от smart, store и territory) открылась в августе 2015 года. ​Первые магазины «Смартори» появились на Ленинградском и Калужском шоссе, и до конца 2015-го планировалось открыть 30 магазинов. Сообщалось, что инвестиции в проект составили около 150 млн руб. В течение нескольких лет руководство СТК планировало привлечь до 1 млн членов клуба. Также в планах было открытие 50–70 магазинов в столице и 15–20 — в Санкт-Петербурге. Но «Смартори» так и остался небольшим проектом: согласно информации на его сайте, в 2018 году в состав сети входили все те же два московских магазина, на Ленинградском и Калужском шоссе.

Сеть задумывалась в формате клуба: она предлагала потребителям не просто «еще одну продуктовую сеть, а новую философию потребления», следует из описания на сайте проекта. Чтобы делать покупки в «Смартори», клиентам необходимо было оформить клубную карту. Изначально клубные карты были платными — покупатели могли оплатить клубное членство на срок от 30 дней до одного года, карта на год стоила около 6 тыс. руб.

Но проработав в таком формате год, «Смартори» в сентябре 2016 года отказалась от обязательных платных клубных карт. Модель платного членства не оправдала ожиданий из-за невысокой узнаваемости бренда и недоверия к нему, объяснял тогда это решение «Ведомостям» гендиректор СТК Андрей Яковлев. К идее платного членства «Смартори» рассчитывала вернуться, когда сеть будет насчитывать около 100 магазинов.

Согласно данным СПАРК, выручка ООО «Смартори» в 2016 году составила 5, 9 млн руб, чистый убыток — 3, 9 млн руб. Данных за 2017 год нет.

Не вошли в клуб

Бизнес-модель «Смартори» стала новой для российского рынка. Ее концепция состояла в том, чтобы предложить покупателям «специально отобранный ассортимент качественных товаров без лишних позиций» — всего около 4 тыс. наименований. Это позволило отказаться от дорогой аренды, сократить количество персонала и, как следствие, установить низкие цены, следует из ролика с описанием проекта.

По замыслу создателей сети, формат «Смартори» должен был совместить принципы работы американской Costco (склады самообслуживания клубного типа) и испанской Mercadona (супермаркеты с узкой товарной линейкой). Американская Costco — одна из крупнейших в мире сетей складов самообслуживания. У Costco почти 50 млн платных подписчиков, которые принесли ей за 2017 год $2, 8 млрд выручки. В июле 2018 года у компании было 757 площадок в разных странах, в том числе в США, Канаде, Великобритании, Японии, Австралии, Исландии и Франции, но до 87% ее продаж приходится на клиентов из США и Канады. Рыночная капитализация компании составляет сейчас около $100 млрд. У сети Mercadona в конце 2017 года было 1627 супермаркетов в Испании, ее выручка в 2017 году составила €22, 9 млрд.

В отличие от крупных сетей Costco и Mercadona сеть супермаркетов «Смартори» была слишком локальной, закупочные объемы были маленькими и не было серьезного капитала — в этом могли быть основные причины ее закрытия, полагает гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Проект, по его словам, был интересный и технологичный, «но толком ничего не мог предложить покупателю — ни привлекательную цену, ни какой-то особенный ассортимент».

История «Смартори» вовсе не означает, что формат клубных магазинов в России не может быть эффективным, добавляет Бурмистров, приводя в пример петербургскую сеть оптоклубов «Ряды», прототипом которой также является сеть Costco. У оптоклуба «Ряды» на настройку формата ушло больше двух лет, но это крупный формат гипермаркета и другие закупочные объемы, указывает он. Сеть ориентирована на продажу только «самых популярных товаров по выгодным ценам», сказано на ее сайте. Сейчас она насчитывает четыре торговых центра: три из них расположены в Санкт-Петербурге, а летом 2018 года сеть вышла в столичный регион, открыв торговый центр в Мытищах площадью 16, 5 тыс. кв. м. Она предлагает несколько разновидностей клубных карт, стоимость которых зависит от времени и объема покупок. Тарифы для оптовых и розничных покупателей различаются. Цена за клубную карту варьируется от 410 до 5090 руб.

По мнению партнера Bain & Company Евгения Белащенко, клубный формат все же может быть востребованным в России: он приводит в пример Metro Cash & Carry, где членская карта оформляется бесплатно. Впрочем, Metro — существенно более крупная сеть, чем «Смартори». «Компания не открыла достаточное количество точек, и у нее не было уникального ассортиментного или ценового предложения, ради которого покупатель ехал бы специально через весь город, вместо того чтобы пойти в магазин у дома, — отмечает эксперт. — Например, Costco за счет масштаба предлагает очень большие скидки; по сути, покупатели получают продукты по себестоимости, а зарабатывает компания на продаже клубных карт». Чтобы формат с клубными картами заработал, покупатель должен четко понимать, какую выгоду он получает, приобретая карту клуба, и за какой срок он вернет потраченные на нее деньги.

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/business/28/08/2018/5b7ffdd19a7947a918e2551f?from=mainИсточник - www.rbc.ru Новость добавлена AlexVD62
28.08.2018 09:22
    #2
    28.08.2018 09:40
    Откуда: Санкт-Петербург
    Сообщений: 44529
    Карма: 133.11
    AlexVD62 написал(а):

    развивавшийся командой «Глобус Гурмэ», закрывается.


    ну так вроде как и в самой сети "Глобус Гурмэ" не все гладко и в порядке … В Питере вот ТТ закрыли на Энгельса, 33 — а ведь она там давно открылась
        #3
        28.08.2018 10:09
        Откуда: Санкт-Петербург
        Сообщений: 148
        Карма: 0.82
        А так все хорошо начиналось, мне нравилось )
            #4
            28.08.2018 11:14
            Откуда: Москва
            Сообщений: 398
            Карма: 3.21
            Так им и надо, с такими наценками, они в трубу вылетят, эти же товары есть у многих сетей но на 40-70% ниже
            я уже про алкоголь не говорю, даже умудряются брать листинг за вход (продажи копейки)
                #5
                28.08.2018 11:54
                Откуда: Санкт-Петербург
                Сообщений: 2229
                Карма: 6.44
                Я один раз с БУМ влетел, больше не захожу в новые непонятные сети и новые форматы от горя управленцев. Ряды все таки известные личности создавали с успешным опытом работы в Ритейл. А тут ни пойми кто придумал этот формат клуба
                    #6
                    28.08.2018 12:19
                    Откуда: Самара
                    Сообщений: 3358
                    Карма: 34.04
                    хорошо работать наемным менеджером и развивать Пятерочки под практически неограниченную финансовую и административную поддержку. Получая при этом зп в ненаших деньгах и рассказывая про "мы одна команда". И очень грустно когда ты сам вылазишь в бизнес на сырой идее и пытаешься что-то раскрутить эпичное.
                        #7
                        28.08.2018 13:06
                        Откуда: Санкт-Петербург
                        Сообщений: 2229
                        Карма: 6.44
                        Edward, никто не мешает руководству провести ipo и привлечь инвестиции!
                            #8
                            28.08.2018 13:33
                            Откуда: Москва
                            Сообщений: 15865
                            Карма: 115.14
                            Edward написал(а):

                            хорошо работать наемным менеджером и развивать Пятерочки под практически неограниченную финансовую и административную поддержку.


                            Здесь я все понимаю, я знаю, как решить вопрос, кто его может решить, как к этому человеку обратиться, — говорит Фридман.
                            http://www.forbes.ru/milliardery/354795-novaya-territoriya-mihail-fridman-biznesmen-goda-po-versii-forbes
                                #9
                                28.08.2018 14:23
                                Откуда: Москва
                                Сообщений: 72
                                Карма: 0.12
                                А мне магазины нравятся, чистенькие, цены не скажу что дорогие, а самое главное, что хорошая качественная продукция, правда ассортимент бы чуть больше.
                                    #10
                                    28.08.2018 14:27
                                    Откуда: Санкт-Петербург
                                    Сообщений: 148
                                    Карма: 0.82
                                    alegator написал(а):

                                    Так им и надо, с такими наценками, они в трубу вылетят, эти же товары есть у многих сетей но на 40-70% ниже
                                    я уже про алкоголь не говорю, даже умудряются брать листинг за вход (продажи копейки



                                    Удивительно, на мой чай была наценка 25 % , мне наоборот не нравилось что так дешево.
                                        #11
                                        29.08.2018 07:38
                                        Откуда: Ашхабад
                                        Сообщений: 110
                                        Карма: 0.84
                                        AlexVD62 написал(а):

                                        не просто «еще одну продуктовую сеть, а новую философию потребления»


                                        С новыми философиями в стране трудно. Им бы поскрепоноснее что-нибудь. Понароднее. Тот же Саматори, но только для пенсов. Клубная карта по пенсионному. Пользоваться только лично. Из бюджета натребовать дотаций, как предприятию, работающему с социально незащищенными группами. Заслать откат с дотаций. И развиваться. Замутить с с Почтой России пару муток. В отчетах ежегодных чистый убыток показывать. Налогов не платить, но требовать возврата НДС и еще чего-нибудь. Разместить IPO в Лондоне, само собой. Фиником сына Шойгу нанять. Пару скандальцев, "от Навального". А потом продаться ВТБ задорого. В рамках новых пенсионных веяний весьма смачно зайдет. Алле Борисовне золотую клубную карту подарить на Новогоднем огоньке от Первого канала. И Горбачеву. Поставщикам, само собой платить минимум и неохотно, пугая их санкциями от властей, если откажутся поставлять.
                                        Мне кажется, Хасис чего-то не додумал.
                                            #12
                                            30.08.2018 09:16
                                            Откуда: Москва
                                            Сообщений: 3405
                                            Карма: 28.15
                                            SlovoCh написал(а):

                                            С новыми философиями в стране трудно. Им бы поскрепоноснее что-нибудь. Понароднее. Тот же Саматори, но только для пенсов. Клубная карта по пенсионному. Пользоваться только лично. Из бюджета натребовать дотаций, как предприятию, работающему с социально незащищенными группами. Заслать откат с дотаций. И развиваться. Замутить с с Почтой России пару муток. В отчетах ежегодных чистый убыток показывать. Налогов не платить, но требовать возврата НДС и еще чего-нибудь. Разместить IPO в Лондоне, само собой. Фиником сына Шойгу нанять. Пару скандальцев, "от Навального". А потом продаться ВТБ задорого. В рамках новых пенсионных веяний весьма смачно зайдет. Алле Борисовне золотую клубную карту подарить на Новогоднем огоньке от Первого канала. И Горбачеву. Поставщикам, само собой платить минимум и неохотно, пугая их санкциями от властей, если откажутся поставлять.


                                            Сразу видно — радеет человек за страну за нашу. Пусть и из Ашхабада, где нет таких маркетинговых возможностей )))

                                                Возможность комментирования закрыта.

                                                Прямой эфир



                                                FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение