- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » Выиграла или проиграла Россия от разграничения Баренцева моря с Норвегией?
#2
07.08.2010 21:46
- С.А.
- Откуда: Москва
- Сообщений: 3677
- Карма: 51.32
С.А. написал(а):Выиграла или проиграла Россия от разграничения Баренцева моря с Норвегией?
Не выиграла, это точно. На протяжении новейшей истории что-то Россия постоянно проигрывает от всякого рода разграничений.
- Главная »
- Новости » Отраслевые новости » Выиграла или проиграла Россия от разграничения Баренцева моря с Норвегией?
Возможность комментирования закрыта.
Около 40 лет длился спор между Норвегией и Россией о разграничении территории Баренцева моря. Он возник с вводом 200-мильных экономических зон прибрежными государствами в 70-х годах прошлого века. В том месте, где российская и норвежская зоны пересекались, обе стороны по-разному стали трактовать, как проводить их границу (см. схему.
Наша страна, в то время Советский Союз, считала, что границу нужно проводить по границе полярных владений, которая была установлена Россией в 1926 году. Арктику в то время нарезали как арбуз — секторами от макушки по меридианам до крайних точек государств. Норвежская сторона же стала настаивать на другом принципе международного права — разграничение должно быть по срединной линии, проведенной таким образом, чтобы каждая точка была равноотстоящей от берегов.
В результате в центре Баренцева моря появилась гигантская спорная территория, которая превышала по площади Исландию и равнялась половине Норвегии. Естественно, возникли проблемы с рыболовством в этом районе, так как у обеих стран сильно разнятся правила промысла. Чтобы разрешить споры между рыбаками, в 1978 году была создана Совместная российско-норвежская комиссия и введено понятие «смежный участок».
На Западе и в журналистских кругах его часто называют «серой зоной». Обе страны вместе стали контролировать этот участок. Конец спору о границе экономических зон был положен в апреле 2010 года. Россия и Норвегия договорились делить спорную территорию ровно по середине участка. Выиграла ли наша страна от этого? Об этом мы говорим с участником переговоров о смежном участке 32-летней давности, а ныне вице-президентом Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров, председателем Координационного совета Северного бассейна (КС «Севрыба») Вячеславом Зилановым.
В нашей части моря значительно меньше биоресурсов
- Почему стороны так долго не могли договориться о разграничении Баренцева моря?
- Потому что позиции сторон были диаметрально противоположными. Граница полярных владений России установлена еще в 1926 году. Резких протестов против нее никто не имел. В то время такого секторального принципа придерживались и другие арктические страны: Канада и Дания (Гренландия. Но в 1970 году Норвегия предложила Советскому Союзу разграничить континентальный шельф по срединной линии, равноотстоящей от берегов. Почему норвежцам выгодна равноудаленная линия?
Потому что берег северной части их страны глубоко вдается в море и линия разграничения по этому принципу уходит далеко на восток от границы секторов. Кроме того, соседняя страна учитывает Шпицберген. Но это не чисто норвежская территория. Есть Договор об архипелаге 1920 года, по которому у Норвегии над этой территорией ограниченный суверенитет. Но в 1977 году эта страна в одностороннем порядке ввела вокруг архипелага рыбоохранную зону, которую Россия не признает.
- В апреле наши страны все же договорились о разграничении по принципу 50 на 50. Разве не справедливо?
- В итоге получилось, что граница все же сместилась на восток от границы секторов. Почему это заботит нас, рыбаков? Дело в том, что в восточной части Баренцева моря значительно меньше сырьевых ресурсов. Рыба здесь и мельче. В восточной части мы добываем всего 40 процентов от общего улова, а к западу — 60 процентов. Восточная часть Баренцева моря находится под рыболовной юрисдикцией России. Здесь действуют наши законы. В западной части промысел контролирует Норвегия. Рыбаки этой страны добывают в зоне нашей ответственности всего 5-10 процентов от общего улова, а основную часть промышляют в западной части моря.
Кроме того, у нас с норвежцами асимметричные способы добычи рыбы. Российскими рыбаками 5 процентов рыбы добывается ярусами, 95 процентов — тралами. У норвежцев перевес на стороне неактивных оруд ий лова — ярусов и плавных сетей — 60 процентов. 40 процентов их улова приходится на тралящие орудия. Таким образом, мера регулирования по траловому промыслу, которая сейчас, по норвежскому законодательству, действует в западной части Баренцева моря, распространится на участок, отошедший по договоренностям между нашими странами. Получается, что рыбакам во время промысла приходится в основном придерживаться норвежских, а не российских законов.
Нужны дополнения к договору
- Но в заявлении министров иностранных дел Лаврова и Стере говорится о том, что рыболовные вопросы будут учтены, разграничение не окажет влияния на рыбопромысловую деятельность двух стран.
- Рыбаки занимаются практикой. Пока мы не видим ясных, прагматичных документов, которые защищали бы наши интересы. Мы обращались к президенту России еще до его визита в Осло, чтобы в дополнение к договору о разграничении морских пространств были выпущены приложения, говорящие о возможностях ведения рыболовства по единым правилам в восточной и западной частях моря. Они бы вводили гармоничные меры контроля и наказания по всему Баренцеву морю и одинаковые меры наказания в обеих странах за одни и те же нарушения. В данный момент в Норвегии меру наказания определяет суд. По нашей системе, есть уже готовый перечень мер наказания за те или иные нарушения.
Например, у нас уменьшение размера ячеи трала может автоматически привести к лишению капитана права ведения рыболовной деятельности на некоторое время. По норвежским законам, за это могут наложить немалый штраф. Также мы просим, чтобы в дополнительных соглашениях была учтена международная практика, когда при нарушении судном правил рыболовства разбирательство бы шло в государстве принадлежности флага. К примеру, если норвежские инспектора поймают российский траулер-нарушитель, то передают его нашим властям, которые должны разобраться в деле, вынести решение и оповестить о нем норвежскую сторону.
- Северная часть разграниченной территории входит в рыбоохранную зону Шпицбергена, которую Россия не признает…
- Шпицбергенский борцовский ковер — еще один вопрос, который нас волнует. Сохранится ли режим Договора о Шпицбергене в морских районах, которые прилегают к акватории архипелага? Единые правила рыболовства, о которых говорили выше, должны быть введены по всему Баренцеву морю, включая район Договора о Шпицбергене. Сейчас всего этого нет, поэтому возникают серьезные конфликты. Только за последние 8 лет в этом районе было арестовано 9 судов под российским флагом.
Всем известно нашумевшее дело траулера-беглеца «Электрон». Норвежские инспектора ежегодно выставляют до 200 предупреждений за то, что капитаны российских судов не информируют их о ходе лова. Но, в соответствии с нашими нормативными документами, все сведения о вылове сообщаются России. Капитан по специальным каналам передает их в Росрыболовство, которое уже, в свою очередь, сообщает их норвежской стороне. Эта проблема тоже должна быть решена.
Это вопрос продовольственной безопасности
- Получается, смежный участок вскоре будет отменен?
- В смежном участке возможный вылов определяется в рамках Совместной российско-норвежской комиссии. Мы контролируем суда под российским флагам и третьих стран, которым наша страна выделила квоту. Норвежцы — свои и третьих стран, которым они выделили квоту. И здесь на протяжении 32 лет не было никаких конфликтов. Казалось бы, нужно оставить на этом участке существующее положение дел. Более того, опыт распространить на все Баренцево море. Но норвежцы против. Мы считаем, что в связи с разграничением моря смежный участок должен иметь переходной период в течение 15 лет.
- Насколько ценится промысловиками смежный район?
- В зоне, которая отходит Норвегии, находятся ценные районы промысла — знаменитая банка Демидова, часть Мурманской банки. Это очень продуктивные районы промысла. Здесь добывается треска, пикша, окунь, камбала, палтус, креветка, мойва, краб — виды, которые пользуются огромной популярностью. 65-70 процентов объема вылова — 500-600 тысяч тонн, который мы добываем в Баренцевом море, — поступает на внутренний рынок.
Бюджет Мурманской области на 15 процентов формируется из поступлений от рыболовной отрасли. Поэтому так важен вопрос о разграничении моря. Он затрагивает продовольственную безопасность страны!
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Вячеслав Константинович Зиланов работает в рыбной отрасли с 1957 года. В прошлом заместитель министра рыбного хозяйства СССР (1988-1992 гг, заместитель председателя Роскомрыболовства России (1992-1997 гг, заместитель губернатора Мурманской области, руководитель Департамента рыбной промышленности (2003-2008 гг, профессор, академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности.Источник - Комсомольская правда в Мурманске Новость добавлена С.А.
06.08.2010 12:24