#1
Самая правильная поправка в закон "О торговле" — его отмена, либо кардинальная либерализация.

Такое мнение высказал гендиректор и совладелец X5 Retail Group Лев Хасис. Закон содержит много положений, которые делают его в целом понятийным. При этом торговля — это важнейший инструмент геополитики сегодня.

"Одна из главных функций государства — создавать конкурентную среду, устраняя барьеры, и следить за тем, чтобы хозяйствующие субъекты не использовали доминирующее положение для злоупотреблений, — рассказал Хасис в интервью "Коммерсанту". — Под злоупотреблениями я, конечно же, понимаю только те действия, которые могут нанести вред потребителю. Если для гражданина России действие какого-то субъекта создает позитив, например, низкие цены, то такие действия нельзя классифицировать как злоупотребление доминирующим положением. Федеральная антимонопольная служба частенько использует тезис "навязывание невыгодных условий". Это одно из тех положений, которые делают закон "О торговле" в целом понятийным. В нем очень много таких понятийных формулировок. Что такое навязывание невыгодных условий? Любые коммерческие переговоры двух контрагентов — это всегда сближение позиций. Допустим, вы пришли покупать квартиру и хотите заплатить $1 тыс. за квадратный метр, а продавец хочет получить вдвое больше. Каждый из вас пытается навязать своему контрагенту те условия, которые выгодны вам и невыгодны ему.

Гречка

Санкт-петербургское управление ФАС недавно приняло решение, что ценообразование сетей по мониторингу является недопустимым, поскольку создает ситуацию ценового сговора! Это в рамках дела о гречке. При этом не берется в расчет то, что единовременно произошло повышение цен со стороны поставщиков и продукта как такового просто не было в наличии. Был момент, когда при нашей ежемесячной потребности в гречке в размере 3 тыс. тонн мы в течение месяца могли купить на всю нашу сеть не больше 50 тонн продукта. Ни по какой цене нельзя было купить. И в этих условиях у нас гречка стоила, допустим, 85–86 рублей, а на рынке она везде — 150 рублей.

Более того, можно вспомнить знаменитое дело ФАС по Татарстану, когда ряд сетей обвинили в согласованных действиях на рынке, что выразилось в похожести текстов договоров, хотя цифры и различались. И ФАС, и затем судебные органы, которые разбирались, посчитали, что сам факт того, что договоры, как они говорят, "как под копирку списаны друг у друга", является сговором. Мы задаем ФАС вопрос: как нам теперь быть? Они говорят, что мы должны собрать вместе юристов компаний и попросить, чтобы те написали договоры разными словами, с разными формулировками…

Мы опасаемся только одного: поскольку люди, которые хотят написать (для нас) типовой договор, не являются специалистами в розничной торговле, они могут составить такой договор, по которому мы можем не иметь возможности работать. Это все равно, что утверждать типовые правила лечения зубов без консультаций со стоматологами. Некоторые на полном серьезе предлагают ввести в закон правило, по которому каждый розничный магазин обязан вывесить на входе цены, по которым он покупает свою продукцию, и любой фермер на тракторе, подъехав к магазину, должен иметь право сдать по этой цене свой товар, сразу получив расчет. Они уверены, что если сеть в договоре прописывает обязательство поставщика снабдить свою продукцию штрихкодами, то это навязывание невыгодных условий.

Стратегический объект

Глава Минпромторга Виктор Христенко нас поддерживает, но прогнозирует дальнейшее ухудшение климата вокруг торговли. Минпромторг в самом начале обсуждения закона пытался выступать с рыночных позиций, но после того, как на них навесили ярлыки лоббистов интересов торговых сетей, они испугались и сейчас занимают достаточно осторожные позиции. Министерству торговли почему-то стыдно чувствовать себя лоббистом торговли. Абсурд. Нужно понимать, торговля — это важнейший инструмент геополитики сегодня. Для США Walmart, для Великобритании — Tesco, для Франции — Carrefour и Auchan, для Германии — Metro, для Швеции — IKEA, а для России — X5 — это экономические инструменты, которые в условиях современного мира, возможно, ценнее, чем бомбардировщики. Потому что это канал продажи национальными компаниями своих брендов. И куда бы ни пришли глобальные розничные компании, они являются серьезным развития национальной экономики в целом. А в нашей индустрии — уникальная ситуация, в результате действующего регулирования, наши иностранные конкуренты в России сейчас имеют определенные преимущества… Вообще, на мой взгляд, существует дефицит объективной информации у руководства страны по вопросам, связанным с функционированием нашей отрасли, которая является одной из самых ведущих по ВВП.

Размер бонуса

Многие поставщики готовы предоставлять сетям накопительную скидку с цены в размере больше 10% для того, чтобы стимулировать свои продажи. Например, поставщик говорит: ребята, если вы за год продадите моей продукции на 100 млн руб, то я вам дам бонус 10%. А если вы продадите на 1 млрд руб, то я и 20% с удовольствием дам. Не понятно, зачем объемную скидку с цены запрещать? Или вот запрещенный сейчас логистический бонус. Далеко не у всех поставщиков есть возможность развозить товары по всем магазинам сетей. Но есть сети, как Х5, как "Магнит", с очень развитыми собственными системами логистики. Представьте, поставщик говорит: я готов вам за то, что вы развезете мою продукцию по всем вашим магазинам, заплатить, ну, 7–8% ее стоимости. Мы говорим: нет, дорогой друг, мы в процентах с тебя принимать эти услуги теперь не имеем права, ты должен платить нам фиксированную плату за каждую доставку. Вот у нас эта услуга стоит столько-то. А вдруг вы повезете один ящик, говорит он… Но по-другому рассчитываться мы теперь не можем".

Патриотический выбор

Коснувшись вопроса о том, что Николай Цветков (глава "Уралсиба") не исключал возможности слияния и хотел получить около 20% объединенной компании, Хасис отметил: "сейчас бессмысленно комментировать, сколько бы это было в процентах, но это было бы в сегодняшней стоимости акций намного больше, чем оказалась сделка в деньгах. Мы очень рады, что Николай Александрович предпочел заключить сделку с нами, а не с нашими американскими конкурентами. Это носило действительно такой характер патриотического выбора, потому что по деньгам наше предложение было практически неотличимым от предложения Walmart. Мы выиграли у них потому, что были более гибкими в переговорах, более гибкими по срокам.

Стоимость (сделки) базировалась в основном на сравнимых сделках, на IPO того же "О`Кея". И я думаю, что, если бы "Копейка" сделала IPO, она бы примерно такую же оценку получила. Для нас ключевой вопрос состоит не в том, сколько "Копейка" стоит как "Копейка", а сколько она будет стоить, когда будет частью Х5. На сегодняшний день у нас есть драматическое превосходство по выручке с квадратного метра в наших дискаунтерах относительно "Копеек" — в некоторых регионах на 40-70%.

Для нас, конечно, это предписание ФАС о закрытии 27 "Копеек" было очень болезненным, потому что платим мы за 700 магазинов, а де-факто получаем меньше. По сути дела, это наша прямая потеря, наш прямой убыток, и это нас расстраивает. Большая часть магазинов находится в условиях аренды, поэтому единственное, что мы можем, — это либо отказаться от аренды, либо сдать помещения компаниям, не аффилированным с нами.

Сложный был момент, когда мы вместе с ФАС определили те муниципалитеты, в которых у нас по итогам 2010 года было превышение рыночной доли. Росстат считает объем местного рынка только по количеству зарегистрированных там магазинов, если же юрлицо зарегистрировано в другом городе, то торговая точка в этом объеме не учитывается. Таких точек много, и наша рыночная доля получается неоправданно большой. Но считать доли рынка исходя из физического нахождения магазинов по муниципалитетам — это задача, которую, может быть, решат лет через 10.

У нас есть планы (по другим сделкам). Какие-то сделки могут произойти в близкой перспективе, на какие-то может уйти и несколько лет. Планировать большие сделки невозможно, но с учетом уровня профессионализма нашей M&A команды во главе с Андреем Гусевым уверен, что их вероятность в 2011 году высока.Источник - foodmonitor.ru Новость добавлена С.А.
26.12.2010 19:59
    #2
    27.12.2010 11:54
    Откуда: Москва
    Сообщений: 3677
    Карма: 51.32
    С.А. написал(а):

    Самая правильная поправка в закон "О торговле" — его отмена,


    Загадал желание Хасис под Новый Год…

        Возможность комментирования закрыта.

        Прямой эфир



        FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение