#1
Ученые из Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ) выяснили, что многие импортные продукты, продающиеся в наших магазинах, на родине были подвергнуты радиационной стерилизации. Речь, в частности, идет о морепродуктах, охлажденном мясе, фруктах, овощах, специях и орехах. Исследователи утверждают: этот метод противомикробной обработки не опасен для здоровья человека и является неплохой альтернативой использованию химических консервантов для увеличения срока годности товара.

Так, по словам Сергея Тихонова, доктора технических наук, завкафедрой пищевой инженерии УрГЭУ, ионизирующее излучение в качестве средства антибактериальной обработки используют во многих странах мира. В России руководства по облучению продуктов для уничтожения паразитов и патогенных микроорганизмов были утверждены в 2016 году, а вступили в силу с января 2017-го. То есть и в нашей стране официально разрешено проводить радиационную стерилизацию продуктов.

Правда, об этом почти никто не знает: ни представители надзорных органов, ни тем более обыватели. При слове «радиация» люди пугаются, представляя кадры документальных фильмов о Припяти после Чернобыльской катастрофы. Словам о том, что радиационная обработка продуктов безвредна, не верят.

— Когда я рассказывала об этом методе на одной из конференций, представитель таможни стал меня убеждать, что ввозимые из-за рубежа продукты не могут быть облучены, ведь на границе каждую партию обследуют в том числе и дозиметром. То есть человек даже не догадывался о том, что далеко не всегда облученный продукт сам становится радиоактивным, — говорит Роза Тимакова, которая пишет докторскую диссертацию на тему радиационной стерилизации.

Чтобы внести ясность, вспомним школьный курс физики. Существует три основных типа ионизирующего излучения: альфа, бета и гамма. Первые два вида облучения вызывают изменения в ядрах атома, в результате чего сам предмет может стать радиоактивным. Гамма-излучение — нет. Для стерилизации пищевых продуктов, как правило, используют именно его.

— Доза подбирается таким образом, чтобы не происходило физико-химических превращений в молекулах. Большие дозы радиации могут вызывать изменения органолептических показателей продуктов, а малые только подавляют развитие микрофлоры, — говорит Владимир Иванов, завкафедрой экспериментальной физики физико-технологического института УрФУ. — Кстати, на многих элеваторах СССР стояли облучательные установки. После радиационной обработки увеличивался срок хранения зерна и повышалась всхожесть картофеля.

Тем не менее, по мнению Тимаковой, потребители имеют право знать, был продукт облучен или нет. Формально по российским ГОСТам производитель обязан указывать эту информацию на упаковке, но на деле такого не происходит. Так что определить, подвергались ли орехи или специи излучению, можно только в лаборатории, с помощью спектрометра.

— Для начала мы хотим добиться, чтобы производители всегда сообщали о том, что продукт был простерилизован радиацией. Следить за их добросовестностью в этом вопросе мог бы тот же Роспотребнадзор. А в дальнейшем можно шире применять радиационную стерилизацию в отечественной пищевой промышленности, — говорит Тимакова.

Правда, перспективы широкого распространения метода весьма туманны. И дело не только в повсеместной радиофобии, но и в экономической целесообразности. По словам Ильи Толстоухова, руководителя проектов Института реакторных материалов, есть два основных способа радиостерилизации и оба очень затратны: установка, работающая с помощью радиоизотопов, требует больших вложений в обеспечение безопасности, а применение ускорителя связано с огромными затратами на электроэнергию. По данным Владимира Иванова, строительство установки обойдется в 150-200 миллионов рублей. Очевидно, что затраты окупятся лишь в том случае, если на ускорителе будут обрабатываться большие партии отправляемого на экспорт продовольствия.

Но на Урале такое вряд ли возможно: экономика региона заточена совсем на другое. В Свердловской области производителей, продающих провизию в дальнее зарубежье, почти нет. По данным Уральского таможенного управления, в январе-марте 2017 года из продуктов, которые можно было бы для сохранности подвергнуть радиационной обработке, мы экспортировали лишь 297 тонн замороженной рыбы и полуфабрикатов из нее, да и то недалеко — в пределах СНГ.

Сергей Щеклеин, профессор, доктор технических наук:


— Радиационная обработка продуктов давно известна и широко применяется, правда, за рубежом гораздо чаще, чем в России. Радиационное воздействие на потребителя в таком случае считается ничтожно малым — сотые или даже тысячные доли от естественного радиационного фона окружающей среды. Исследования, проводившиеся и у нас, и за границей, признали этот метод стерилизации безопасным. Я думаю, что в нашей стране он очень редко применяется в основном потому, что пути перемещения продуктов питания небольшие: достаточно применить более простые методы антибактериальной обработки.

Александр Карамышев, основатель мясоперерабатывающего завода:


— Раньше срок годности колбасы был всего семь суток. В ней сохранялись все микроорганизмы, полезные для здоровья человека. После того как торговля потребовала увеличения срока годнос­ти товаров, производители стали массово использовать различные консерванты, которые вместе с патогенными убивают и все полезные бактерии. То есть получается фактически мертвый продукт. Товар, прошедший радиационную стерилизацию, может быть, будет и безопасен для человека, но никакой пользы ему тоже не принесет. Когда у меня спрашивают, какую колбасу купить, я говорю: ту, что подороже и с коротким сроком хранения. Это значит, что в ней больше мяса и сохранены полезные микроорганизмы.Источник - www.rg.ru Новость добавлена Pavel_Mal
16.06.2017 06:55

    Возможность комментирования закрыта.
    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение