#1
Европа трепещет

Первые вспышки эпидемии африканской чумы свиней (АЧС) в России были отмечены еще в ноябре 2007 года в приграничном с Грузией регионе Чечни. Сразу после этого Россельхознадзор Чечни провел в лесах республики отстрел диких кабанов. Начальник отдела заразных и незаразных болезней управления ветеринарии правительства Чечни Аламахат Дукаев заявил, что больные кабаны пришли с территории Грузии.

Далее удар "болезни Монтгомери" (так специалисты называют этот вид свиной чумы) пришелся на Северную Осетию. Затем эпидемия охватила Ставрополье, Краснодарский край, задела Волгоградскую область… Долго и стойко оборонялся Тихий Дон, но и здесь 28 марта 2009 года на свинотоварной ферме в селе Романовка Сальского района был обнаружен смертельный для "хавроний" вирус, в результате пришлось забить 2100 животных.

В конце 2009 года Организация Объединенных Наций выразила крайнюю обеспокоенность распространением африканской чумы свиней в России и реальной опасностью того, что АЧС может докатиться до Европы. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) назвала случившееся драматическим развитием событий. ФАО опасается, что африканская чума свиней вскоре проникнет в Восточную Европу и в страны Европейского Союза. А заодно вирус может начать победное шествие и в другом направлении — по Центральной Азии вплоть до Китая, который держит мировое первенство по свинопоголовью.

Между тем, в свое время все обстояло как раз наоборот: именно Европа оказалась когда-то "поставщиком" африканской чумы свиней в СССР. Так, в 70-е годы прошлого века вирус завезли на Украину из Испании вместе с продуктами наши туристы. Тогда же отдельные очаги АЧС отмечались в Молдавии и Московской области.

Однако следует признать, что европейцы сумели подавить вспышки африканской чумы свиней. А вот в нынешней России "болезнь Монтгомери" действительно представляет реальную опасность для отечественного животноводства.

"Чумовые контрабандисты"

Действительно, есть от чего трепетать: к началу 2009 года свинопоголовье в Южном федеральном округе сократилось на 20%. В конце того же года министр сельского хозяйства России Елена Скрынник назвала примерные цифры потерь от африканской чумы свиней. По ее словам, в результате безответственности некоторых чиновников прямые потери в свиноводстве составляют 25-30 млрд рублей. В настоящее время, по оценкам ряда отечественных специалистов, поголовье свиней в Южном федеральном округе находится на грани уничтожения.

"Мы находимся в ситуации необъявленных военных действий. Африканская чума свиней — это враг, экономический, политический, социальный. Прогнозируемый ущерб от нее в России на данный момент равен 1, 5 млрд рублей. Много это или мало? Нам есть с чем сравнить — в одну из вспышек ящура в Англии убыток оказался больше, чем во время Второй мировой войны", — говорит в свою очередь директор консультационного центра Петербургской академии ветеринарной медицины Владимир Кузьмин.

Многие фермеры Юга России задаются тревожным вопросом: неужели эта треклятая африканская чума свиней неистребима? Тем более что современная наука пока еще не нашла вирусонейтрализующих антител, способных справиться с "болезнью Монтгомери".

Но как же тогда Южной Европе, где теоретическая опасность эпидемии АЧС не менее велика, удается не допустить эпидемиологических проявлений "свинской чумы"?

И вот тут приходится признать печальный факт: секрет прост — безответственность, разгильдяйство, невежество и откровенная нравственная нечистоплотность значительной части наших соотечественников, связанных с животноводством и, в частности, со свиноводством.

Дело в том, что противоядий, способных остановить "болезнь Монтгомери", и правда не существует. Способ искоренения африканской чумы один: полный забой и сожжение всех больных животных и тех свиней, которые с ними контактировали. Но и этого мало.

"Есть совершенно четкие рекомендации и правила, отклонение от которых сводит на нет любые меры борьбы с "болезнью Монтгомери", — заявила Interfax-Russia.ru профессор кафедры микробиологии и вирусологии Донского государственного аграрного университета Галина Фирсова. — Даже после тщательной дезинфекции и снятия карантина на зараженные территории в течение полугода нельзя завозить свиней и заниматься здесь свиноводством. Полгода – и не менее! Однако сейчас наблюдается практика, когда карантин снимают через месяц. О какой действенности в таком случае может идти речь? Я понимаю, что животноводам очень не хочется терпеть полгода, это серьезный удар по хозяйству. Но иного способа быть не может. Все остальное, по большому счету, лишь имитация борьбы с африканской чумой свиней. Пока хозяйственники и руководители этого не поймут, повторения вспышек "болезни Монтгомери" вряд ли удастся избежать. Хуже того, они будут с каждым годом повторяться все чаще и в более серьезных масштабах".

Нынче, уже во втором тысячелетии, многие сельские жители отказываются уничтожать свиней на своих подворьях. Они пытаются доказать, что их свиньи здоровы. И бесполезно им втолковывать, что в районе проникновения вируса АЧС необходимо уничтожить всех свиней без исключения – хоть больных, хоть здоровых.

Так, 17 января 2009 года в колхозе "Ростовановский" Курского района Ставропольского края, где была обнаружена вспышка АЧС и необходимо было уничтожить более 8 тысяч животных, 200 местных жителей вышли на митинг протеста против забоя своих свиней и даже перекрыли движение на автодороге Курская-Новопавловск. Правда, после встречи с главой администрации района протестанты разошлись по домам.

Со своей стороны, чиновники обвинили в случившемся руководителей хозяйства и самих колхозников. Первый заместитель председателя правительства края Юрий Белый возмущенно заявил, что руководство колхоза "Ростовановского" пренебрегло необходимыми санитарными нормами. А руководитель управления ветеринарии по Ставропольскому краю Василий Сердюков уточнил: "В колхоз приезжали покупатели из северокавказского региона, неблагополучного по этому заболеванию. Транспорт гостей не прошел дезинфекцию, а животных приобретали непосредственно на ферме".

Вообще же многие специалисты считают, что если бы в 2008 году во время вспышки "болезни Монтгомери" в Северной Осетии элементарно удалось бы пресечь вывоз туш больных животных за пределы республики, сейчас бы эпидемия африканской чумы свиней на Юге России не свирепствовала. Однако когда в Осетии в результате "свиной чумы" цены на мясо и свинопоголовье рухнули, нашлись ловкачи, которые нелегально стали вывозить поросят в Ставропольский край, где продавали их без документов, зато по дешевке. Именно так завезли чуму в станицу Старопавловскую. Этот регион стал следующим плацдармом, который был завоеван вирусом АЧС, а затем последовали Кубань и Ростовская область.

Тем более что переносчиками вируса являются не обязательно больные свиньи, но и птицы, домашние и дикие звери, грызуны, накожные паразиты (клещи и вши), бывшие в контакте с больными. Вирус хорошо сохраняется в сале, свиных окороках и т.д. Животным нередко скармливают не обезвреженные отходы столовых, ресторанов, санитарных боен, что способствует распространению инфекции. То есть, необходим строжайший карантин и жесткое исполнение всех мер ветеринарной безопасности.

Но о каком карантине можно серьезно говорить, если то и дело фиксировались факты его нарушения?

Так, 19 января 2009 года у поселка Шаумянский Ставропольского края сотрудники правоохранительных органов задержали автомобиль, который принадлежал колхозу "Ростовановский". В нем обнаружилось шесть свиных туш без сопроводительных ветеринарных документов. Мясо приобрели на свинотоварной ферме колхоза – и это в то время, когда очаг заражения находился на карантине, и реализация свинины с территории хозяйства была категорически запрещена! А во время карантинных мероприятий в государственных природных заказниках "Бештаугорский" и "Дебри" ставропольские охотники пытались вывезти туши зачумленных кабанов, чтобы… скормить их своим собакам!

20 марта 2009 года уже донские автоинспекторы задержали автомобиль со ставропольскими номерами, перевозивший 34 свиньи. Один из сопровождавших оказался жителем села Дивное Апанасенковского района Ставропольского края: там в середине марта был зарегистрирован падеж 26 свиней, у которых нашли вирус африканской чумы. Предприниматель стал убеждать сотрудников ГИБДД, что поросят он купил в селе Кормовом Ростовской области и везет их в Морозовск. Однако цимлянские ветеринары все же направили свиней в Зимовниковский мясокомбинат "Орион" для убоя. Во время пути одно из животных умерло.

"Наши специалисты взяли пробы у убитых на мясокомбинате свиней и отправили для проведения лабораторных исследований в Ростовскую областную ветеринарную лабораторию, — рассказала пресс-секретарь Россельхознадзора по Ростовской области Юлия Трофимова. — Через день выяснилось, что завезенные на Дон хрюши были действительно больны африканской чумой. Но за всеми "чумовыми контрабандистами" уследить практически невозможно. В результате в прошлом году в пяти районах области был зарегистрирован 21 очаг АЧС! "

В конце концов, власть наконец-то решила бороться с распространением африканской чумы свиней не только уговорами и увещеваниями. В конце сентября прошлого года на Ставрополье суд приговорил местного фермера Альберта Григоряна к одному году заключения условно, признав его виновным в распространении вспышки африканской чумы свиней в мае 2009 года. Как сообщила старший помощник руководителя следственного управления местного СКП Екатерина Данилова, "при вспышке на личном подворье массового заболевания и гибели свиней, причиной которых стал вирус африканской чумы, Григорян в нарушение ветеринарно-санитарных норм не известил об этом соответствующих специалистов и организовал стихийную свалку трупов животных". Действия предпринимателя не дали возможности своевременно выявить причины заболевания, локализовать и ликвидировать его очаг.

Детское наказание за свинское преступление

Но это были примеры преступной безответственности рядовых фермеров, которые нередко встречают эпидемиологов и ветеринаров примерно так же, как в XIX веке безграмотное крестьянство встречало врачей, делавших прививки от тифа. Между тем дело обстоит еще хуже: не менее беспечны, халатны, корыстолюбивы и невежественны и многие ответственные лица на местах. Причина в том, что многие из них относятся к АЧС как к временной неприятности.

Объявив карантин, руководители районов снимают его через месяц, заявляя, что "все в порядке", и можно продолжать разведение свиней на "очищенных" территориях.

В прошлом году подобные заявления вызвали возмущение главного государственного ветинспектора, замруководителя Россельхознадзора Николая Власова, прибывшего в Ростовскую область по следам "свинского ЧП".

"Заявление властей региона о том, что в области завершены работы по ликвидации очагов африканской чумы свиней, — это еще одно свидетельство несерьезного отношений к данной проблеме", — заявил тогда Власов "Интерфаксу". Так он отреагировал на заявление областного Минсельхозпрода о том, что "на сегодняшний день свинопоголовье во всех эпизоотических очагах африканской чумы свиней в Ростовской области полностью уничтожено".

По словам Власова, "удаление очага означает не просто забой свиней в очаге заболевания и первой угрожаемой зоне, это удаление вируса из природы данного места".

"Вирус АЧС сохраняется в продукции от трех до шести месяцев, а зараженная продукция циркулирует уже, как минимум, на территории Ростовской области, может и не только на ней, — предупредил Власов. — Есть вероятность, что эта продукция так или иначе попадет в корм свиньям".

Однако даже некоторые ветеринары позволяют себе наплевательски относиться к реальной опасности. Так, в феврале 2010 года в Тимашевском районе Краснодарского края правоохранительные органы задержали заведующую Переясловской ветеринарной лечебницей, которую подозревают в получении взятки. По версии следствия, женщина взяла у жителя Брюховецкого района 2 тыс. рублей за ветеринарное свидетельство на вывоз 15 голов свиней без их обязательного клинического осмотра. В отношении подозреваемой Тимашевский межрайонный следственный отдел возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 290 УК РФ (получение взятки).

Да что там уездный ветеринар… О степени безответственности не только местечкового, но и регионального руководства свидетельствует вопиющий, совершенно дикий случай с бывшим начальником управления ветеринарии Ростовской области Геннадием Поляковым.

Трудно было заподозрить этого высокопоставленного чиновника в том, что он не понимает опасности распространения африканской чумы свиней и масштабов ущерба, который она способна нанести животноводству. Напротив, Поляков вроде бы как раз отличался показной принципиальностью и говорил с высоких трибун правильные слова.

Так, еще в сентябре 2007 года на заседании областной комиссии по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения главный ветеринар Тихого Дона еще до серьезных вспышек "болезни Монтгомери" уже предупреждал об угрозе, которую представляет вирус африканской чумы свиней.

"Это заболевание не передается человеку, но опасно для животного тем, что очень быстро распространяется, и против него нет вакцины. Поэтому скот приходится уничтожать, что наносит значительный экономический ущерб", — говорил Геннадий Поляков.

С его подачи главам районам было рекомендовано ограничить ввоз животных грузов, с особой тщательностью проверять ветеринарные документы, а фермерским хозяйствам — перейти на закрытый режим.

Между тем уже в октябре 2009 года Поляков встревожено сообщал, что на Дону зарегистрировано 12 очагов африканской чумы свиней в трех районах области – Цимлянском, Морозовском и Константиновском. От АЧС пало 18 животных. Кроме того, уничтожено 38 голов свиней в частных подворьях и все поголовье – более 4 тысяч голов – на ферме имени Ленина. Во всех трех районах введен карантин и объявлен режим чрезвычайной ситуации.

Однако уже 29 числа того же месяца неожиданно появилось сенсационное сообщение: прокуратура Ростовской области потребовала возбудить уголовное дело в отношении самого Геннадия Полякова – за то, что он… не принял мер по пресечению и ликвидации африканской чумы свиней! Ему инкриминировалось преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Материалы прокурорской проверки приняло к рассмотрению Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ростовской области.

"Основанием для направления материалов в следствие послужили результаты проверки, которая показала, что в начале сентября 2009 года на территории Константиновского района в ОАО "Николаевское хлебоприемное" произошел падеж свиней, — рассказала старший помощник прокурора Ростовской области Наталья Ахреева. — Прибывший на место ветеринар установил, что у погибших животных наблюдаются признаки африканской чумы. Получив образцы для исследования, он передал их в управление ветеринарии Ростовской области для направления в лабораторию и установления точных причин гибели свиней".

Однако, по словам прокурорского работника, нарушив действующее законодательство, начальник управления ветеринарии администрации Ростовской области Геннадий Поляков распорядился не направлять указанный материал на исследование и не принял мер по ликвидации вспышки "болезни Монтгомери". Кроме того, он отдал незаконные распоряжения ветеринару района об уничтожении туш погибшего скота. Кроме того, по распоряжению начальника управления ветеринарии руководитель ОАО "Николаевское хлебоприемное" продал 127 туш больных животных на мясопереработку.

Информация о гибели свиней поступила в прокуратуру, после чего была организована срочная проверка, которая и выявила преступные факты. Район был закрыт на карантин.

Одновременно были возбуждены уголовные дела против трех подчиненных Полякова — ветеринарных работников области, которые, зная о признаках африканской чумы у погибших животных, не приняли мер по установлению точного диагноза и по указанию начальника попытались скрыть следы происшедшего. На скамью подсудимых попали главный государственный ветеринарный инспектор Константиновского района Лев Никулин, его заместитель Анатолий Казаков и директор Константиновской ветеринарной лаборатории Олег Гиркин. Дело в отношении Льва Никулина, Анатолия Казакова и Олега Гиркина возбудил Семикаракорский межрайонный следственный отдел областного следственного управления СКП РФ по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). А Казаков обвинялся еще и по ч.1 ст. 292 УК РФ (служебный подлог).

В июне этого года Константиновский районный суд Ростовской области признал Никулина, Гиркина и Казакова виновными в совершении инкриминируемых им преступлений и оштрафовал их: Никулина и Гиркина – на 30 тысяч рублей, а Казакова – на 35 тысяч рублей. Все они также были уволены с занимаемых должностей.

Между тем, уголовное дело в отношении начальника управления ветеринарии администрации Ростовской области Геннадия Полякова было необоснованно прекращено в связи с его "непричастностью к совершению преступления".

Тут уже настала пора возмутиться лично прокурору Ростовской области Валерию Кузнецову, который потребовал от руководства следственного управления отменить постановление о прекращении уголовного дела и возобновить предварительное расследование в связи с тем, что следствие проведено не в полном объеме.

Только после внесения требования прокурора уголовное дело в отношении Полякова было возобновлено и выделено в отдельное производство в связи с нахождением обвиняемого на стационарном лечении. Это случилось еще в мае 2010 года, однако лишь в ноябре следствие завершилось, и обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бывшего начальника управления ветеринарии Ростовской области Геннадия Полякова утвердила прокуратура Константиновского района Ростовской области. В настоящее время уголовное дело направлено в Константиновский участок Усть-Донецкого районного суда для рассмотрения по существу.

Справедливость вроде бы восторжествовала. По крайней мере, частично, поскольку дело Полякова в суде еще не рассмотрено, и приговор по нему еще не вынесен. Однако вопросы остаются.

И первый из них: адекватно ли наказание совершенному преступлению? Напомним, что из-за "свинского вируса" в октябре прошлого года пришлось уничтожить больше 10 тысяч свиней, примерно столько же было отправлено на переработку. Хозяева забитых животных, естественно, получили денежные компенсации за каждый килограмм живого веса. Это миллионы рублей из государственной казны. Суд не применил к обвиняемым наиболее жестких санкций, которые по первой части статьи о превышении должностных полномочий предусматривают лишение свободы на срок до 4 лет, ограничившись небольшими штрафами. Видимо, было принято во внимание, что на ветеринаров было оказано серьезное давление сверху.

Остается надеяться, что при рассмотрении дела Геннадия Полякова донская Фемида проявит все же большую принципиальность. Тем более учитывая то, что степень его вины куда выше, нежели вины его подчиненных, которые, как выяснило следствие, действовали по прямому указанию начальника.Источник - foodmarkets.ru Новость добавлена Pavel_Mal
17.11.2010 04:51

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение