#1
Замораживать цены власти смогут на срок до 90 дней. Сделать это можно будет, если в течение 30 дней подряд на территории одного региона цены на товары из списка вырастут на 30 процентов и более. Следить за этим поручено Минэкономразвития, оно же по итогам еженедельного мониторинга будет готовить для правительства предложение об ограничении цен.

В заветный список вошли более 20 видов продуктов: говядина, свинина, баранина, куры (кроме окорочков, рыба, сливочное масло, подсолнечное масло, молоко, куриные яйца, сахар-песок, соль, черный байховый чай, пшеничная мука, хлеб (ржаной, ржано-пшеничный хлеб и пшеничный, шлифованный рис, пшено, гречневая крупа, вермишель, картофель, капуста, репчатый лук, морковь и яблоки.

В первой версии списка, который по поручению премьер-министра составил Минпромторг, было 33 товара. Но в итоге из документа исключили карамель, печенье, перец, соленую сельдь, сыры, нежирный творог, сметану, маргарин, горох и свежие огурцы. Разрабатывать документ начали в феврале 2010 года, после вступления в силу нового закона о торговле, который впервые за последние 20 лет позволяет правительству вмешиваться в ценообразование.

«Регулирование цен на основные продукты питания применялось и в других странах, например оно вводилось в Китае два года назад, в разгар роста цен на продовольствие, — говорит заведующий сектором аграрных отношений Института экономики РАН Борис Фрумкин.— Но за рубежом такое регулирование всегда рассматривается как временная мера. Считается, что на длительный период это не работает, так как искажает реальное соотношение цен на рынке.

У прямого регулирования цен есть два недостатка. Первый: невозможно бороться с реальными экономическими законами, если цены завышены монополистами, то директивное ограничение работает, но если рост цен связан с объективными факторами (например, недостаточное производство продовольствия, то фиксация цен либо вынуждает производителя экономить на сырье и снижает качество продуктов, либо ведет к дефициту. Второй: убытки от фиксации цен должен кто-то оплатить, поэтому торговые сети просто увеличивают наценку на другие продукты. Фактически средний класс платит за бедных. Поэтому введение предельных розничных цен на социально значимые продукты питания оправдано в чрезвычайных ситуациях (например, для пресечения неоправданного повышения цен на хлебобулочные изделия под предлогом засухи. Однако оно требует объективного, оперативного и гибкого применения».

В итоге за рубежом стараются избегать прямого вмешательства в ценообразование, вместо этого борются с монополиями и стимулируют конкуренцию. Например, в ЕС ведется постоянный мониторинг цен, чтобы потребитель на всей территории ЕС знал, какие цены на продукты справедливы.

Другой подход — прямая помощь бедным в покупке продуктов питания. В ЕС, например, на это тратится 500 млн евро в год. Если это помощь бедным, то ее и надо оформлять как помощь бедным. В США в программе продовольственных талонов участвует 40 млн человек.

Россия уже имеет опыт борьбы с растущими ценами.

«Когда розничные сети осенью 2008 года ограничивали цены на социально значимые товары, предложение этих товаров сокращалось, а рост цен на них в итоге был даже выше, чем по остальным позициям, — говорит директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько.— Так что практика показывает, что эти меры неэффективны, а носят скорее психологический характер. Сейчас мы только входим в период роста цен, осенью они увеличатся довольно существенно. Это связано с засухой и затронет многие продукты питания: зерно уже подорожало, могут подорожать крупы, овощи, картофель».Источник - kommersant.ru Новость добавлена Pavel_Mal
03.08.2010 04:15

    Возможность комментирования закрыта.
    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение