#1
Результаты последнего исследования указывают на падение индекса потребительской уверенности относительно уровня III квартала 2014 года – с минус 7% до минус 24% в IV квартале 2014 года. Мы объясняем эту динамику инфляционными опасениями, обеспокоенностью относительно ослабления рубля и ухудшением перспектив на рынке труда в связи с ростом геополитической напряженности и замедлением экономического роста.

Основные выводы по итогам опроса потребителей следующие:

• Индекс национального благосостояния опустился с минус 19% в III квартале 2014 года до минус 51% в минувшем квартале. Основные причины этого – ускорение инфляции, ухудшение перспектив на рынке труда и заметное ослабление рубля. Эти факторы также отрицательно сказались на оценках личного благосостояния в перспективе на следующий год.

• Индекс, оценивающий условия для совершения крупных покупок, снизился с минус 12% в III квартале до минус 22% в IV квартале 2014 года, несмотря на значительный рост продаж некоторых непродовольственных товаров, существенную девальвацию рубля в середине декабря и последовавшее повышение цен на импортные товары. Мы полагаем, что снижение индекса было обусловлено главным образом общей макроэкономической неопределенностью и ухудшением ожиданий граждан, которые в силу сложившихся обстоятельств будут воздерживаться от крупных покупок в 2015 году.

• В IV квартале 2014 года уровень безработицы по сравнению с III кварталом 2014 года вырос на 60 б. п. до 10, 6%, а индекс чистого найма снизился с минус 33% до минус 37% за квартал: число респондентов, отметивших, что их работодатель сокращает численность персонала, увеличилось с 43% до 45%. Доля опрошенных, опасающихся потери работы, выросла до 35%, при этом в течение года данный показатель оставался неизменным на уровне 30%. Как и следовало ожидать, россияне менее оптимистично оценивают перспективы своих работодателей. Доля компаний, которые в ближайшие 12 месяцев рассчитывают расширить бизнес, уменьшилась с 30% до 22%. Средняя зарплата в декабре осталась неизменной на уровне 30 тыс. рублей. Доля расходов на продукты питания в бюджете Ивановых также не изменилась (38%). Между тем все остальные расходы в семейном бюджете (за исключением платежей за ЖКУ) уменьшились.

• Отмечается некоторое ухудшение данных в части сбережений. Доля Ивановых, не имеющих сбережений, равняется 42% (против 37% в середине года), а доля месячного дохода, откладываемого на "черный день", сократилась с 8, 9% в III квартале до 8, 3% в IV квартале 2014 года. Это означает, что сейчас россияне финансируют текущее потребление за счет сбережений.

• В декабре доля покупателей, чувствительно реагирующих на колебания цен, увеличилась до 73% с 69% в сентябре. Ивановы начинают покупать менее дорогие товары: 60% респондентов пытается экономить на товарах повседневного потребления, а 28% опрошенных признались, что в минувшем квартале сократили расходы на товары, не являющиеся предметами первой необходимости. Среди необязательных трат россияне, в первую очередь, отказались от посещения кафе и ресторанов: эту статью затрат урезало 70% респондентов. Следующими статьями в списке "пострадавших" идут расходы на развлечения (63%) и отдых (50%).

• По наблюдениям Ивановых, общая продуктовая инфляция ускорилась до 14, 9%, при этом отпускные цены в магазинах котирующихся на бирже розничных сетей оставались значительно ниже (их годовой рост составил 8, 9-9, 6%, что отражает осуществление ритейлерами инвестиций в цены). Таким образом, по динамике инфляции крупные сети выглядят лучше рынка в целом (на 5-6%), что дает их покупателям возможность тратить меньше, чем клиентам других магазинов, при сохранении прежнего уровня потребления. Как следствие, россияне отдают предпочтение магазинам, принадлежащим котирующимся на бирже розничным сетям, что приведет к значительному росту трафика в ближайшей операционной отчетности.

• Ослабление рубля побудило некоторых россиян приобрести товары длительного пользования, покупка которых в иных обстоятельствах состоялась бы позже: тем самым граждане постарались уберечь свои сбережения от ожидаемого роста цен. Около 15% опрошенных приобрели товар из категории бытовой техники и электроники, 10% купили одежду, 4% – машину.

• 46% опрошенных не изменили структуру и рублевую стоимость семейного бюджета, что предполагает сокращение потребления в реальном выражении. 20% респондентов начало формировать продуктовые запасы, что может привести к снижению спроса в первом полугодии 2015 года. Поскольку большая часть этих спонтанных покупок осуществлялась в неорганизованных торговых точках, современные розничные площадки, вероятно, продемонстрируют бόльшую устойчивость перед предполагаемым спадом спроса: по оценкам, доля рынка последних в 2015 году будет расти ускоренными темпами.Источник - www.1prime.ru Новость добавлена Pustunnik
19.01.2015 09:05

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение