#1
Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт и посол Норвегии Лейдульв Намтведт провели встречу, во время которой обсуждался вопрос запрета поставки норвежской рыбы в РФ. Отвечая на просьбу норвежской стороны о проведении новой инспекции рыбоперерабатывающих предприятий Данкверт напомнил, что в минувшем году было проведено две такие инспекции, и что планом инспекций на 2014 год проверка норвежских предприятий не предусмотрена.

У Россельхознадзора возник ряд весьма серьезных вопросов к Службе по безопасности продовольствия Норвегии (Mattilsynet). В частности, глава службы Сергей Данкверт обратил внимание на то обстоятельство, что на письма заместителей руководителей Россельхознадзора о выявленных при поставках норвежской рыбы нарушениях отвечают сотрудники Mattilsynet уровня начальников отдела, а в ответ на просьбы о проведении силами Mattilsynet проверки тех или иных предприятий присылаются лишь самоотчеты предприятий, имеющих весьма условное представление о нормах и требованиях законодательства России и Таможенного союза в отношении безопасности пищевой продукции.

Выдача ветеринарных сертификатов, являющихся документом, удостоверяющим безопасность продукции, проводится уполномоченными сотрудниками Mattilsynet заочно, без обследования конкретной товарной партии такой продукции. В этой связи Сергей Данкверт напомнил, что в соответствии с международным законодательством, гарантом безопасности при поставках продукции, поднадзорной государственной ветеринарной службе, является не предприятие-изготовитель, а именно государственная ветеринарная служба экспортирующей страны. Именно она должна проводить проверки предприятия на его соответствие требованиям страны-импортера. Mattilsynet же не только не проводит проверки предприятий, но и не информирует их о сути возникающих со стороны Россельхознадзора претензий. При этом, напомнил Сергей Данкверт, в течение ряда последних лет Россия является крупнейшим импортером норвежской рыбы.

В официальном ответе Mattilsynet на отчет Россельхознадзора о состоявшейся в июне-июле минувшего года инспекции ряда рыбоперерабатывающих предприятии, заметил Сергей Данкверт, говорится, что «контроль за соблюдением и распространение российских ветеринарно-санитарных требований не входит в задачи Mattilsynet. Рыбопроизводственная отрасль и её предприятия сами несут ответственность за осуществление производственной деятельности в соответствии с требованиями страны-импортёра», что в корне противоречит принципам кодексов Международного эпизоотического бюро (МЭБ) и Кодекса Алиментариус ФАО. Как указывается в том же документе далее, «Mattilsynet следит за соблюдением ветеринарно-санитарных нормативных актов Норвегии и не проводит инспекций с точки зрения требований Таможенного Союза», тогда как речь идет о продукции, предназначенной не для реализации на территории Норвегии, а для поставки именно на территорию Таможенного союза.

Крайне серьезную обеспокоенность Россельхознадзора вызывает и то, что в ходе последней инспекции норвежских предприятий российские эксперты не были допущены на целый ряд объектов – на предприятия по производству продукции из пелагической и донной рыбы, в лаборатории, на предприятия по производству кормов для рыбы, на фермы по выращиванию малька и производству товарной рыбы. Сергей Данкверт заметил, что отказ в доступе инспекторам страны-импортера на предприятия, производящие участвующие в производстве или контроле на безопасность, является беспрецедентным. Европейский союз, например, помимо плановых, практикует и внеплановые проверки предприятий-поставщиков, напомнил Сергей Данкверт, так что ссылка Mattilsynet на то, что о таких проверках ей необходимо сообщать за два-три месяца до их проведения, является безосновательной.

Сложившаяся ситуация осложняется тем, что в отсутствие реальных гарантий безопасности норвежской пищевой продукции со стороны Mattilsynet, Россельхознадзор вынужден также усилить контроль безопасности поставляемой из Норвегии мясной и молочной продукции.

Несмотря на ранее достигнутые договоренности о введении совместных электронных систем сертификации и прослеживании продукции, Mattilsynet не предпринимает никаких действий по их внедрению – несмотря на то, что это бы позволило создать прозрачный и эффективный метод проверки, сертификации и контроля перемещения поднадзорной продукции в режиме реального времени. В свою очередь, это способствовало бы росту уровня безопасности продукции и установлению необходимого уровня доверия между Россельхознадзором и Mattilsynet.

В настоящее же время, поскольку Mattilsynet не может предоставить действенных гарантий безопасности поставляемой из Норвегии продукции, с первого января текущего года Россельхознадзор был вынужден ввести временные ограничения на импорт норвежской пелагической и донной рыбы. Вместе с тем, принимая во внимание дополнительные гарантии безопасности со стороны отраслевых рыбных объединений России и Норвегии, Россельхознадзор счел возможным сохранить импорт лососевых пород рыб с ранее проверенных им предприятий, усилив при этом мониторинг продукции на безопасность. Вместе с тем, в случае выявления двукратных нарушений показателей безопасности, на продукцию предприятий-нарушителей неизбежно будут вводиться временные ограничения – по крайней мере, до новой инспекции этих предприятий экспертами Россельхознадзора. При этом, в любом случае, подчеркнул Сергей Данкверт, дополнительные гарантии отрасли не могут заменить гарантии официального государственного органа страны-экспортера, полномочного в сфере обеспечения биологической и продуктовой безопасности.

В последнее время отмечается стабильный рост числа нарушений при поставках норвежской рыбы в Россию. Если на границе в 2012 году было выявлено 37 таких нарушений, то в 2013 – уже 128. По результатам лабораторной проверки норвежской рыбы на безопасность, в минувшем году режим усиленного мониторинга вводился в отношении 40 предприятий, на поставки с пяти из них были введены временные ограничения.

Россельхознадзор также принимает во внимание негативный опыт других импортеров норвежской рыбной продукции, в частности, Франции.

В ответ на предложение о проведении аудита норвежской системы обеспечения безопасности продуктов питания для признания ее эквивалентной системе, принятой в Таможенном союзе, Сергей Данкверт заметил, что после отказа Mattilsynet от исполнения требований страны-импортера и выявления критических недостатков в принятой в Норвегии системе надзора и контроля, такая система не может быть признана ни эквивалентной, ни эффективной.

Отвечая на просьбу норвежской стороны о проведении новой инспекции рыбоперерабатывающих предприятий, заинтересованных в поставках продукции на рынок стран Таможенного союза, Сергей Данкверт напомнил, что в минувшем году было проведено две такие инспекции, и что планом инспекций на 2014 год проверка норвежских предприятий не предусмотрена. При этом, в плане учтены заявки более чем от ста национальных органов по ветеринарии, в том числе из стран, ранее не поставлявших на российский рынок рыбной продукции, но заинтересованных в такой возможности. План совместных проверок, как известно, согласуется Россельхознадзором и ветеринарными службами других стран Таможенного союза.

Лейдульв Намтведт поблагодарил Сергея Данкверта за основательное и честное описание претензий Россельхознадзора к работе Mattilsynet. Он пообещал, что в нынешнем году сделает все от него зависящее для улучшения сложившейся ситуации, а также отметил, что в течение новогодних и рождественских праздников норвежская сторона активно обсуждала возможности создания условий для более эффективного сотрудничества с российскими контрольно-надзорными органами. По его убеждению, работа по обеспечению безопасности поставок норвежской пищевой продукции в Россию, должна основываться на принципах МЭБ и ФАО. Для выработки совместных подходов и решений Лейдульв Намтведт предложил провести встречу на высоком уровне, организовав переговоры Сергея Данкверта с главой Mattilsynet Харальдом Йейном, который готов прибыть в Москву в самое короткое время. Такая встреча, по мнению Лейдульва Намтведта, может стать первым шагом на пути к восстановлению сотрудничества между Россельхознадзором и Mattilsynet на основе доверия.

Сергей Данкверт отметил, что перед такой встречей должна быть проведена работа, наглядно свидетельствующая о намерении норвежской стороны создать систему, гарантирующую полное соответствие экспортируемой в Россию поднадзорной продукции нормам и требованиям законодательства самой России и Таможенного союза. Что касается возможных сроков встречи, то они могут быть согласованы в обычном порядке после получения соответствующего запроса от Mattilsynet.Источник - foodmonitor.ru Новость добавлена Pavel_Mal
10.01.2014 10:57

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение